Ii. учебно-методическое обеспечение курса

Министерство образования и науки Российской Федерации

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическим

объединением

по направлению подготовки

031700 «Изящные искусства»

Председатель

профессор А.П. Лободанов

«____»_____________2008 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Искусство Востока»

цикла ОПД.В.ГОС ВПО по направлению

подготовки бакалавров 03170 «Изящные искусства»

Москва 2008

Программа дисциплины «Искусство Востока» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению 031700 «Изящные искусства»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Учебно-методическое объединение

по направлению 031700 «Изящные искусства»

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Курс состоит из двух частей:

(А) Искусство индуизма, буддизма, ислама.

(Б) Искусство Китая и Японии. Каллиграфия в дальневосточной традиции.

Цель курса – формирование основных представлений о наиболее важных характеристиках, ценностных ориентирах и функциях искусства Востока, а также его основных отличиях от искусства Запада.

Задачи курса:

— создание целостной картины искусства Востока как неотъемлемой части системы мировоззренческих, духовных ценностей, сложившейся в конкретной традиции;

— формирование представлений об историческом пути искусства индуизма, буддизма, ислама, китайского и японского искусства, и о связи искусства Востока с древнейшими формами искусства;

— роль традиции и канона в искусстве Востока и социальный статус мастера в восточной обществе;

— синтез различных видов искусств как характерная особенность искусства Востока;

— роль искусства в современных странах Востока, основные тенденции.

Место курса в гуманитарной подготовке студента факультета искусств:

Курс «Искусство Востока» раскрывает роль искусства в восточном обществе, его соотнесенность с основными религиозными ценностями. Особое внимание обращается на то, что целевые установки восточного мастера существенным образом отличаются от творчества западного мастера. Подчеркивается роль искусства как средства передачи культурной информации от поколения к поколению, что обеспечивает непрерывность общего мирового культурного потока. Искусство Востока в курсе рассматривается на примере некоторых, но весьма представительных образцов – искусства индуизма, буддизма, ислама, а также искусства Китая и Японии. Вместе с тем, внутри каждой из указанных больших тем упор делается на наиболее значимых сферах, демонстрирующих в наибольшей степени специфические черты того или иного искусства. Так, в случае искусства индуизма основное внимание сосредоточено на сакральной архитектуре, а при рассмотрении китайского искусства речь в курсе преимущественно идет о пейзажной живописи. Исследование особенностей искусства Востока дает возможность студентам отойти от западных стандартов и стереотипов восприятия этого искусства и восточного мировосприятия вообще, а также более глубоко проникнуть в специфику искусства Запада. В курсе в целом затрагиваются проблемы, которые носят мировоззренческий характер.

Требования к уровню содержания:

Курс «Искусство Востока» призван дать будущему бакалавру изящных искусств более современное понимание основ искусства, поскольку искусство Востока демонстрирует связь с древнейшим искусством и его законами. Курс сообщает достаточно емкую информацию об особенностях искусства индуизма, буддизма, ислама, китайского и японского искусства.

Студент, прослушавший курс «Искусство Востока», должен знать:

— в чем состоит сакральность искусства Востока;

— основные отличия искусства Востока от искусства Запада;

— место человека в искусстве Востока;

— основные характеристики искусства индуизма, буддизма, ислама, китайского и японского искусства.

II. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Первая часть курса (А)посвящена искусству индуизма, буддизма и ислама.

Искусство индуизма.В курсе рассматриваетсяособое место, которое занимает храм в культуре индуизма. Связь символики сакральной архитектуры с мифологическими концептами. Сооружение храма (Центра Мира) как отражение космограммы и духовного восхождения человека. Символика круга, квадрата и креста. Проблема «квадратуры круга». Знаковые корреляции вертикали (Оси Мира) и горизонтальных ярусов как закрепление в архитектуре храма множественности конечных форм мироздания. Рассматриваются основные концепты индуизма, связанные с идеей творения и творчества (майя, шакти и др.), а также основные символы, сложившиеся в искусстве индуизма. Анализируются особенности индуистского канона красоты, отраженного, в частности, в скульптуре. Рассматривается синтез архитектуры, скульптуры и танца, в рамках которого скульптура отражает преобразование времени в пространство (динамики в статику), а танец – пространства во время (статики в динамику). Важную роль в системе индуистских ценностей играет музыка; в курсе рассматриваются наиболее характерные особенности музыкального искусства, также отразившие мировоззренческие черты индуизма.

Искусство буддизма.Искусство буддизма рассматривается в курсе как одна из основных систем поддержки и манифестации догм религии, возникшей на индийской почве и характеризующейся существенными отличиями. Одной из главных тем курса является образ Будда, который рассматривается в эволюции – от самых ранних, символических изображений (колонна, «уготованный» трон, колесо, дерево бодхи и др.) до поздних антропоморфных изображений. Прослеживается связь эволюции образа Будды с глубокими изменениями в буддизме, с появлением его различных ветвей (хинаяна, махаяна, ваджраяна), следствием чего явилось формирование трансцендентных черт в образе Будды (а также бодхисаттв). Особое место занимает Гандхарская школа, закрепившая эллинистическое влияние на искусство буддизма. Тщательно выверенный канон традиционного образа Будды. Рассматриваются важнейшие символы буддийского искусства, из которых особо важное значение имеет мандала, в которой в геометрической форме отразилась вся доктринальная система буддизма. Даются основные сведения об архитектуре буддизма. В центре внимания – ступа (реликварий), занимающая особое место в символике буддийского искусства. Даются сведения о танке, особом виде буддийского искусства, создания сакральных образов на ткани.

Искусство ислама. Представление о Единстве как ключевая и культуроопределяющая идея, характерная для искусства ислама и определяющая его преимущественно «абстрактный» характер. Рассматриваются проблемы, связанные с запретами на создание образов в мусульманском искусстве. Подчеркивается, что изобразительные запреты не носят абсолютного характера. Важное значение имеет знание (мудрость), представляющее одну из ключевых категорий мусульманского искусства. Рассматривается роль стилизации как одного из важнейших творческих приемов, основанного на исламской догматике. Прослеживается связь искусства ислама с традиционным толкованием и интерпретацией. Даются основные сведения о принципах и символике мечети. Мусульманская архитектура как отражение кочевого семитского менталитета и закрепление заимствований из других этнокультурных традиций. Прослеживается роль орнаментики в искусстве ислама. Особое место занимает арабеска, представляющая собой наиболее типичное явление мусульманского искусства, в котором отразился его преимущественно геометрический характер. Даются основные виды и «содержание» арабески. Арабеска – своего рода «поток сознания». Речь также идет о характерном для искусства ислама каллиграфии, значение которой и особый статус определяются тем, что она в системе мусульманских ценностей рассматривается как воплощение Божьего Слова. Даются несколько почерков. Рассматривается символика мусульманского ковроделия и мусульманской одежды. Особое внимание уделяется в курсе влиянию иранского элемента на культуру и искусство ислама. В завершение даются сведения о суфийской литературе, наиболее выдающиеся образцы которой вошли в сокровищницу мировой культуры (поэзия Руми, Хафиза, Омар Хайама, Саади, Низами, Ширази и др., а также знаменитые суфийские притчи).

Вторая часть (Б),в свою очередь, представлена тремя частями, посвященными искусству Китая и Японии, а также каллиграфии в дальневосточной традиции.

Искусство Китая. В курсе преимущественно речь идет об очень характерном для всей культуры Китая явлении – пейзажной живописи. Подчеркивается связь живописи с основными религиозно-философскими Китая – конфуцианством, даосизмом и чань-буддизмом. Пейзажная живопись рассматривается в историческом аспекте, начиная с картин Гу Кай-чжи (IV-V вв.). Подчеркивается важное значение Танского периода (VII-X вв.), к которому относится творчество Ван Вэя, У Дао-цзы, Ли Сы-Сюня и др.Основателем техники монохромной туши является поэт и художник Ван Вэй. Окончательное формирование собственно классической пейзажной живописи относится к XII-XIII векам (эпоха Сун), когда складываются основные живописные жанры. Этот период представлен творчеством Су Ши, Го Си, Ли Чэна, Ли Тана, Ми Фэя, Ма Юаня и др. В курсе раскрываются принципиальные особенности пейзажной живописи, отражающей многоаспектность представлений китайцев о Природе, рассматриваемой в Китае как зримая модель мироздания. Излагаются основные принципы даосско-буддийского искусства, развивавшегося параллельно со светским искусством. Сообщаются основные сведения о вертикальных и горизонтальных свитках («закрытых картинах»), главных формах «пейзажности» («горы и воды», «цветы и птицы», «растения и насекомые», «люди» и др.). Особое внимание обращается на существенные отличия китайского пейзажа от западных картин, основывающиеся на своеобразном понимании и передачи линейной перспективы и пространства, источника света, особой символике деталей, ином понимании места человека в мироздании и т.п. Раскрывается соединение (синтез) живописи с поэзией и каллиграфией. Рассматривается также очень характерное явление в искусстве Китая – «живопись благородных людей», традиции которой живы и переживают новое рождение в наши дни.

Искусство Япониитакже рассматривается в историческом аспекте. Приводятся сведения о различных исторических эпохах, каждая из которых отмечена становлением черт характерных для японского искусства. Это периоды – Дзёмон, Яёй, Кофун, Асука и Нара, Тэмпё, Хэйан, Фудживара, Камакура, Муромати и Эдо. Прослеживается влияние культур Китая и Кореи на японское искусство, подчеркивается важная роль буддизма в культурном пространстве Японии. В курсе раскрывается синтоистская основа японской культуры и японского искусства, определяющие всё их своеобразие, в частности такие черты, как «культура предания», традиция передачи знания «вне слов», принцип «дзюн-гяку» («всё движется туда-сюда»), отвечающий представлению японцев о бесконечной изменчивости Мира, стремлению к естественной красоте и гармонии, др. Анализируется важное понятие «Пути», манифестирующееся во всех сферах культуры и искусства Японии: «путь поэзии», «путь чая», «путь сада», «путь букета» (икебана) и т.д.

Прослеживается становление живописи «Ямато-э» («Живопись на японские темы»). Рассматриваются основные особенности женской живописи (онна-э) и мужской живописи (отоко-э). Характерное явление японского искусства – повествовательные свитки, иллюстрирующие знаменитые произведения, например, «Повесть о Гэндзи» (X в.), написанная придворной дамой Мурасаки Сикибу. Рассматривается творчество наиболее выдающихся представителей японской культуры – поэта и каллиграфа Мацуо Басё и художника и поэта К. Хокусая. «Хокусай – один из титанов человечества» (И. Грабарь). Искусство Японии – культура большого вкуса, в основе которой лежит стремление выявить естественную красоту предмета, материала, передать все богатство через единичное. Подчеркивается особое значение для японцев чувства прекрасного (моно-аварэ). Рассматриваются особенности японского варианта китайской «живописи интеллектуалов» — будзинга, рассматривается также хайга – живопись на темы поэзии трехстиший (хокку)

Каллиграфия в дальневосточной традиции. Каллиграфия – одно из важнейших видов искусств традиций, опирающихся на иероглифическую письменность. В курсе рассматривается каллиграфия в культуре Китая и Япония, подчеркивается, что истоком этого искусства является китайская письменность, которая была заимствована японцами и трансформирована в соответствии с особенностями японского языка. На основе единства поэзии, каллиграфии и живописи сложился определенный тип живописного произведения, характеризующегося определенной многомерностью в раскрытии авторского замысла. Рассматриваются различные свойства каллиграфических линий: «кость», «мясо», «мускулы» и «кровь, на основе которых строятся разновидности каллиграфии – стили, например, «тщательная кисть», «лапидарная кисть», К этим стиля примыкает творчеств китайского художника-каллиграфа Ци Байши. Разбираются особенности каллиграфических работ японского мастера Рёкана («Славословие белому вееру). На примере одной каллиграфической работы Мацуо Басё, воссоздающей текст его знаменитого стихотворения «Старый пруд», показываются огромные возможности, содержащиеся в каллиграфии, возможности бесконечного варьирования одной и то же темы. Особое место в культурах Китая и Японии занимают так называемые «свободные (досужие) печати», традиция изготовления которых продолжается и в наши дни. Этот вид искусства, связанный с каллиграфией, подключает к сложному синтезу еще и искусство резьбы по камню.

II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Примерный перечень тематических вопросов к экзамену по курсу «Искусство Востока»:

— Близость традиционного искусства Востока семиотическим принципам древнего искусства.

— Связь традиционного искусства Востока с системами религиозных представлений.

— Наиболее существенные отличия восточного (традиционного) искусства Востока от искусства Запада.

— Сакральная символика индуистского храма.

— Решение проблемы взаимоотношения времени и пространства в символике индуистского храма.

— Скульптура в искусстве индуизма.

— Искусство индуистского танца.

— Музыка в системе индуистских представлений.

— Роль искусства в буддизме. Искусство как средство визуальной поддержки буддийских идей.

— Эволюция образа Будды в искусстве буддизма.

— Основные отличия искусства хинаяны и махаяны.

— Основные геометрические и иные символы в искусстве буддизма.

— Буддийская танка.

— Культура ислама – культура Слова.

— Графический по преимуществу характер искусства ислама.

— Проблема антропоморфных изображений исламском искусстве.

— Значение орнаментики. Символика арабески.

— Семиотика мечети.

— Искусство каллиграфии. Символика каллиграфического письма, виды почерков.

— Влияние культуры Ирана на формирование исламского искусства.

— Семиотическая многомерность суфийской поэзии.

— Суфийские притчи – уникальный для мировой литературы жанр.

— Китайская пейзажная живопись в эпохи Тан и Сун.

Вертикальные и горизонтальные свитки.

— Основные жанры китайской пейзажной живописи.

— Живопись тушью.

— «Живопись интеллектуалов» (Ван Вэй,Су Ши).

— Китайские средневековые теоретические трактаты по живописи (Сэ Хэ, Го Си).

— Синтоистская основа японского искусства.

— Живопись Ямато-э («Живопись на японские темы»).

— «Женская» и «мужская» японская живопись.

— Понятие подлинности и красоты в японском искусстве.

— Искусство каллиграфии в Китае и Японии.

— Синтез каллиграфии с поэзией и живописью.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: