Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1 Вахрушев А.А, Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс. (« Я и мир вокруг») учебник в 2-х частях – 3-е изд.,, перераб. — М.:Баласс; Школьный дом, 2011.. (Образовательная система «Школа 2100 » )

2. Вахрушев А.А, Бурский О.В., Раутиан А.С Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс («Я и мир вокруг») – М.: Баласс;, 2011 . – 80с.,ил. ( Образовательная система «Школа 2100»)

3. Вахрушев А.А, Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 класс. (« Наша планета Земля») учебник в 2-х частях – 3-е изд.,, перераб. — М.:Баласс; Школьный дом, 2011.. (Образовательная система «Школа 2100 » )

4. Вахрушев А.А, Бурский О.В., Раутиан А.С Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Я и мир вокруг») – М.: Баласс;, 2011 . – 80с.,ил. ( Образовательная система «Школа 2100»)

5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) для 2 класса. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 32с.:ил. (Образовательная система « Школа 2100»)

6. Вахрушев А.А, Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. (« Обитатели Земли») учебник – 3-е изд.,, перераб. — М.:Баласс; Д.Д.Данилов, Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. (« Моё отечество») учебник – 3-е изд.,, перераб. — М.:Баласс; Школьный дом, 2011.. (Образовательная система «Школа 2100 » )

7. Вахрушев А.А, Бурский О.В., Раутиан А.С Рабочие тетради к учебнику «Окружающий мир» 3 класс («Обитатели Земли» «Моё отечество» — Д.Д.Данилов) – М.: Баласс;, 2011 ( Образовательная система «Школа 2100»)

8. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» ( «Я и мир вокруг» «Моё отечество» — Д.Д.Данилов) для 3 класса. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. (Образовательная система « Школа 2100»)

9. Вахрушев А.А, Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. (« Человек и природа») учебник в 2-х частях – 3-е изд.,, перераб. — М.:Баласс; Школьный дом, 2011.. (Образовательная система «Школа 2100 » )

Д.Д. Данилов, Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. (« Человек и общество») учебник – 3-е изд.,, перераб. — М.:Баласс; Школьный дом, 2011.. (Образовательная система «Школа 2100 » )

10. Вахрушев А.А, Бурский О.В., Раутиан А.С Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 4 класс («Человек и природа» «Человек и общество») – М.: Баласс;, 2011 . – 80с.,ил. ( Образовательная система «Школа 2100»)

11. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа» «Человек и общество») для 4 класса. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – (Образовательная система « Школа 2100»)

Элементы дидактического материала:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные.

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для:

— мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) – по возможности

— средства фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). – по возможности.

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир»

Класс

№ по порядку Страницы учебника Наименование главы (из учебника) Основное содержание Количество часов Характеристика основных видов учебной деятельности Дата урока по плану Дата урока по факту
I часть Мой дом, моя школа 9 ч
С. 4-9 Как мы будем учиться Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Классный школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Обращение к учителю. Познакомиться с учителем и одноклассниками (Н). Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе (Н). Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах (Н). Практическая работа: составить режим дня (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н). Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П).
С. 10-13 Ты — школьник Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Школьные принадлежности. Помещения школы, их назначение. Права и обязанности школьника
С. 14-17 Путешествуем, не выходя из класса Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Классный школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
С. 18-21 Ценный совет Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника.
С. 22-25 Зачем нужен жизненный опыт Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира.
С. 26-29 Где и куда. Учимся определять направления. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Направление движений, взгляда в зависимости от положения человека относительно каких-либо предметов, определение этих направлений.
С. 30-33
С.34-37 Учимся определять верх и низ Ориентирование на местности. Высокая и низкая части предмета. Направления движений и расположение предметов (объектов). Упражнение в определении направления движений, соответствующих словам, указывающим, куда двигаться, где что-либо находится.
С. 38-39 Раньше и позже Ориентирование на местности.
Как мы узнаём, что пред нами 4 ч
10-11 С. 40-43 Предметы и их признаки Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов Называть окружающие предметы и их признаки (Н). Различать предметы и выделять их признаки (Н.)
12-13 С. 44-47 Сочетания предметов Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Понятие сочетание предметов. Подбор (выбор) названий к рисункам.
Времена года 3 ч
С. 48-51 Осень: природа готовится к зиме Что такое окружающий мир. Как человек познаёт природу, общество, самого себя. Признаки осени. Разновидности листьев, многообразие их форм, цветов. Хвоя – это листья. Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).
С. 52-53 Осень: природа готовится к зиме Времена года, их особенности. Подготовка животных и растений к зиме. Перелётные и оседлые птицы родного края. Сезонная одежда. Правила поведения в природе.
Тетрадь Осенняя экскурсия Особенности времён года (на основе наблюдений) Правила безопасного поведения в природе. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Как мы узнаём мир 4 ч
С. 54-57 Наши помощники – органы чувств Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Название органов чувств (уши, глаза, нос, язык, кожа рук). Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются (Н). Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки (П). Объяснять, какую роль играют родители, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н).
С. 58-61 Наши помощники – память и ум Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Представление о значении понятий «память», «ум»
С. 62-65 Родители, учителя, книги Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Имена и фамилии членов семьи.
Повторение и самостоятельная работа Семья – самое близкое окружение человека. Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма
Твоя семья и друзья 7 ч
21-22 С. 66-69 Ты и твоя семья Семья – самое близкое окружение человека. Решение проблемного вопроса: что необходимо, чтобы семья была счастливой? Составление рассказов о жизни семьи. Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями (Н). Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н). Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н). Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе (Н). Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н). Оцениватьреальные и игровые ситуации общения (Н). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой (Н). Практическая работа по освоению правил поведения в доме (Н).Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном (Н). Записывать телефоны экстренной помощи (Н).
23-24 С. 70-75 Учимся быть самостоятельными Номера телефонов экстренной помощи. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
25-26 С. 76-83 Ты и твои друзья Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Повторение и самостоятельная работа Семья – самое близкое окружение человека. Друзья, взаимоотношения между ними.
Времена года 6 ч
18-29 С. 84-87 Зима: покой природы Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года. Обсуждение вопроса: почему зиму называют покоем природы? Признаки и приметы зимы. Опытно-экспериментальная деятельность с кусочками льда, оформление выводов. Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).
С. 88-89 Зимняя экскурсия Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Повторение и самостоятельная работа Времена года, их особенности
Проверочная работа 1 Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Семья – самое близкое окружение человека. Друзья, взаимоотношения между ними.
С. 90-91 Учимся решать жизненные задачи Правила школьной жизни. Обязанности и права ученика, дежурного по классу. Семейные праздники и традиции
II часть Что нас окружает
С. 4-7 Город, в котором мы живём Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н). Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н). Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации (П). Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П). Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П). Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н). Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П). Характеризовать разные виды транспорта (Н). Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону (П). Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н). Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н). Приводить примеры использования человеком богатств природы (Н). Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П). Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства (П). Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний (П).
С. 8-13 Город, в котором мы живём Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества.
36-37 С. 14-17 Учимся быть пешеходами Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Группы дорожных знаков.
С. 18-21 Путешествие Колобка Особенности труда людей родного края, их профессии.
С. 22-25 Хозяйство человека Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Коллективное (общее) ведение хозяйства. Многообразие профессий и их взаимосвязь. Ознакомление с продуктами производства заводов, фабрик, особенностями труда рабочих, служащих и других специалистов. Отрасли народного хозяйства. Загадки о профессиях.
С. 26-29 Повторение и самостоятельная работа Хозяйственная деятельность человека. Отрасли хозяйства. Выращивание овощей, фруктов, злаков.
С. 30-33 Богатства природы Растения. Животные. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Живыеприродные богатства, неживые природные богатства, силы природы – различие понятий. Правила безопасного поведения в природе.
С. 34-37 Твёрдые тела, жидкости и газы Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства (наличие формы, текучесть, нельзя сжать, цвет). Опытно-экспериментальная деятельность с водой.
Повторение и самостоятельная работа Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества.
Времена года 4 ч
44-45 С. 3841 Весна: пробуждение природы Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года. Обсуждение вопроса: почему весну называют порой пробуждения природы? Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).
С. 42-45 Весенняя экскурсия Правила безопасного поведения в природе в разное время года. Сезонная одежда. Одежда весной, её отличие от зимней. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Проверочная работа 2 Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества.
Живые обитатели планеты 9 ч
С. 46-49 Живое и неживое Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н). Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П). Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам (П). Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности) (Н). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения (П). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) (П). Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности (Н). Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н). Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П). Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н). Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П). Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П). Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).
С.50-57 Растения и животные Растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
с. 58-61 Равновесие в природе Растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Дикие животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
С. 62-65 Домашние любимцы и комнатные растения Домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Комнатные растения и уход за ними.
С. 66-69 Наши помощники – домашние животные и культурные растения Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Дикорастущие и культурные растения.
С. 66-69 Культурные растения. Повторение и самостоятельная работа Культурные растения. Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Растения и животные.
С. 70-73 Человек – разумное существо. Человек – часть природы. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы.
С. 74-77 Природа и мы Человек – часть природы. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы.
Повторение и самостоятельная работа Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Растения и животные. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к обитателям планеты.
Времена года 10 ч
С. 78-81 Лето: природа цветёт и плодоносит Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
С. 78-81 Круговорот воды в природе Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе.
С. 82-84 Отчего и почему Как человек познаёт природу, общество, самого себя. Связь живой и неживой природы. Понимание связи неживой и живой природы. Ознакомление с понятиями «причина явления», «следствие». Упражнение в соотнесении рисунков с ходом (последовательностью) событий, в нахождении и обосновании причины и следствия того или иного явления
Тетрадь Повторение и самостоятельная работа Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Вода. Связь живой и неживой природы.
Тетрадь Экскурсия в природу Правила безопасного поведения в природе в разное время года. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Повторение и закрепление. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года Растения и животные родного края. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к обитателям планеты Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города (села). Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Номера телефонов экстренной помощи Семья – самое близкое окружение человека. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах
Повторение и закрепление.
С. 85-87 Путешествие в страну Знаний
С. 88 Учимся решать жизненные задачи История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена.
Часы по выбору учителя Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года
ИТОГО – 66 Ч

Класс

Научная рота Военной академии материально-технического обеспечения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: