Изучение уровня сотрудничества в классе

Задания по психологической части практики для студентов 4 курса исторического факультета заочной формы обучения 2015-2016 уч.г.

Успешная педагогическая деятельность современного учителя невозможна без высокой психологической культуры, которая проявляется в опосредованности психологическими знаниями отношения к себе и взаимоотношений с другими людьми. Психологическая культура педагога включает в себя определённый уровень компетентности в области психологической теории, интерес к внутреннему миру другого человека, уважение особенностей его личности, желание и умение разобраться в собственных отношениях, переживаниях, поступках. Психологическая культура проявляется также в умении организовать свою педагогическую деятельность и деятельность учащихся, опираясь на психологические закономерности.

Педагогическая практика в школе является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, поскольку требует от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания. Эффективная отработка педагогических умений предполагает осознанное установление связи педагогической деятельности с психическим развитием ученика, умение осуществлять познание личности школьника и школьного коллектива, способность анализировать мотивы, цели и способы осуществления собственной деятельности.

Целью психологической части практики студентов педагогических специальностей является формирование психологической культуры будущего учителя. Достижение этой цели конкретизируется в следующих задачах:

O формирование навыков профессиональной рефлексии;

O освоение методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, межличностных взаимоотношений в группе школьников, а также особенностей личности и деятельности педагога;

O формирование профессиональных коммуникативных навыков;

O овладение навыками психологического анализа урока.

Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям:

1) выполнение всех заданий в полном объеме;

2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления;

3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике;

4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты;

5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности.

Изучение уровня сотрудничества в классе

Цель: изучить уровень сотрудничества в классе с помощью методики «Тест уровня сотрудничества».

Содержание задания. Для проведения исследования необходимо заранее приготовить количество бланков методики по количеству учащихся в классе. Устное предъявление теста не допускается. Исследование проводится в групповой форме. Каждый участник получает бланк и самостоятельно его заполняет. Результаты анализируются и соотносятся с результатами других методик, направленных на изучение класса.

ТЕСТ УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

БЛАНК МЕТОДИКИ Инструкция: «Представьте, что в каждом приведённом ниже утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением напротив него поставьте плюс (+) в графе «Да», в случае несогласия – в графе «Нет». Можно два-три раза поставить плюс в графе «Не знаю», если вы затрудняетесь ответить. Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на бланке не нужно.
Список утверждений Оценка утверждений
Да Нет Не знаю
1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель нам предлагает, что делать, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов Теста Уровня Сотрудничества. Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно.

№ утверждений Название и характеристика шкал
1, 11 1. Ценность школы.При высоких значениях ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.
2, 12 2. Ценность класса. При высоких значениях ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.
3, 13 3. Ценность личности. При высоких значениях ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.
4, 14 4. Ценность творчества.При высоких значениях ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.
5, 15 5. Ценность диалога.При высоких значениях ориентация на общение, дружеские отношения, характерны эмпатия, забота об интересах окружающих.
6, 16 6. Ценность рефлексии.При высоких значениях ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.
7, 17 7. Оценка творческости (креативности) классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.
8, 18 8. Оценка диалогичности классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
9, 19 9. Оценка рефлексивности классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
10, 20 10. Откровенность.Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Так как отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов Теста Уровня Сотрудничества необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл (кроме утверждений №№ 10, 20, где 1 балл засчитывается за каждый ответ «Нет»).За каждый ответ «Не знаю» начисляется 0,5 балла. Баллы всех участников исследования по каждой шкале отдельно суммируются и переводятся в проценты (от 0 до 100)

Например, количество участников тестирования – 20, следовательно, максимальное количество баллов, которое может быть набрано классом по каждой шкале – 40. Предположим, по шкале «Ценность школы» групповой суммарный балл – 15, что составляет 37% от возможного суммарного балла.

Полученные результаты изображаются графически в виде профиля. По оси Х указываются шкалы, по оси У – выраженность каждой шкалы в процентах. Также можно вычислить среднее арифметическое как по каждой шкале, так и по сумме значений всех десяти шкал. Низкими считаются результаты ниже 60%, нормальными – в интервале 60–80%, высокими – в интервале 80–100%.

Особо интерпретируются результаты 10-ой шкалы: при значениях в области 50% результаты теста рассматриваются как недостоверные, при значениях в области 50–60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих. Нормальный результат – более 60%.

Форма отчёта

Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:

1) название задания;

2) цель задания, краткое описание методики исследования;

3) анализ полученных результатов;

4) выводы как оценка достигнутой цели;

5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.

Алгебра. Авторский курс В.Ф. Шаталова. Часть 1


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: