Князь владимир – правитель-реформатор

Введение

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства – города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» считается годом принятия Русью христианства.

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература.

Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация священнослужителей.

Единство религии с религиями древних стран Европы делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества.

Крещение Руси знаменовало собой масштабный цивилизационный поворот в историческом пути русского государства. Значимость этого события нашей истории, несмотря на множество «пробелов» и спорных вопросов, не вызывает разногласий в обществе. Именно через призму главного события эпохи оценивается и роль князя Владимира Святославича.

Величие и мощь Православия последующих эпох наши современники невольно переносят на конец X века – время правления Крестителя Руси. Однако формальный отказ от язычества еще долгие десятилетия не давал осязаемых результатов. Плоды Владимирова выбора пожинал отнюдь не он, а его потомки. Предается забвению тот факт, что выбор веры привел к грандиозной личной драме князя и большим политическим неурядицам в его стране. Однако именно это обстоятельство, как ни странно, заставляет с еще большим уважением отнестись к правителю, проявившему политическую и человеческую твердость в проведении выбранной им линии

Тема нашего исследования «Роль князя Владимира в становлении духовности на Руси». На наш взгляд, обращение к данной теме есть выражение интереса современного российского общества к своим историческим истокам и культурному наследию.

Предметом исследования выступает социально-политическое развитие государства Русь во время правления князя Владимира.

Объект исследования – духовное единение народа Руси при реформах князя Владимира.

Цель работы: охарактеризовать роль князя Владимира в становлении духовности на Руси.

Цель исследования обусловила соответствующие задачи:

— оценить деятельность князя Владимира как правителя-реформатора;

— выделить события и личности, связанные с князем Владимиром, получившие наибольшее отражение в истории Руси;

— проследить развитие тенденции преобразования религиозной сферы от язычества до христианства;

— охарактеризовать роль князя Владимира в формировании духовно-культурного единения Русской земли.

Методологическая основа работы: в основу был положен проблемно-хронологический принцип, который даёт возможность изучить степень отражения деятельности князя Владимира в истории Отечества.

В процессе работы использовались различные виды источников. Данный подход обусловлен стремлением изучить проблему во всей многогранности.

Князь Владимир – правитель-реформатор

Уходя вторично за Дунай, Святослав оставил княжить в Киеве своего старшего сына Ярополка, а второму сыну, Олегу, отдал Древлянскую землю. Попросили себе князя и новгородцы: присутствие князя в городе делало их полноправными в русском государстве, ставило в равное положение с Киевом и Древлянской землей. Ярополк и Олег отказались княжить на далёком севере. Тогда дружинник Добрыня посоветовал новгородцам попросить на княжение третьего сына Святослава – Владимира, родившегося от ключницы княгини Ольги Малуши. Управляющий хозяйством в Древней Руси, ключник, уже по своей должности становился невольником, поэтому прозвище «робичич», сын рабыни, горящим клеймом сопровождало Владимира в течение всей его жизни. Добрыня сыграл особую роль в судьбе будущего крестителя Руси[1]. Летописец назвал его «дядей» Владимира. Теперь нам трудно разобраться, являлся ли он кровным родственником молодого княжича или же был наставником и воспитателем Владимира. Такие «дядьки наставники из числа старших дружинников (бояр) опекали всех княжеских детей. В любом случае, достоверно известно, что Добрыня имел большое влияние на княжича.

Вскоре после гибели Святослава произошло трагическое событие: Лют, сын Свенельда, сподвижника Святослава и воеводы Ярополка, во время охоты на древлянской земле был убит князем Олегом (существует версия, что князь Игорь незадолго до смерти вручил Свенельду «древлянскую дань»; охотиться на зверя имел право лишь князь, таким образом, поступок молодого Свенельдича был символичен – он предъявлял права на древлянскую землю, тем самым, бросая вызов Олегу). Обычай кровной мести требовал отмщения. Свенельд склонил к войне князя Ярополка, и между братьями началась усобица. В столкновении у Овруча дружина Ярополка обратила в бегство полк Олега Древлянского.

Спасаясь, побежденные устремились к воротам крепости. На узком мосту через ров произошла давка, перила не выдержали и обломились. Многие беглецы упали в ров. Среди несчастных оказался и средний Святославич. Когда нашли его тело, «Ярополк подошел и заплакал над ним и пенял Свенельду: «Смотри на исполнение твоего желания». Узнав о гибели Олега, юный Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал в сопровождении Добрыни «за море» к варягам. Ярополк остался единственным князем Руси.

Однако через три года Владимир вернулся с наёмными варяжскими дружинами и двинулся на Киев.

В начавшейся войне оба брата стремились приобрести сильного союзника. Им мог стать правивший в Полоцке, важном стратегически пункте на пути из Новгорода в Смоленск, князь Рогволод, явившийся, по словам летописца, «из-за моря» (имел ли он отношение к потомкам Рюрика, не известно; возможно, полоцкий Рогволод был представителем «альтернативной» рюриковичам династии «от рода Русского»).

И Ярополк, и Владимир посватались к дочери Рогволода Рогнеде. Та выбрала Ярополка, презрительно обронив по адресу Владимира: «Не хочу розути робичича» (по древнерусскому обычаю, после свадьбы жена должна была снять с мужа обувь в знак покорности)[2].

Согласно неписаным законам эпохи, вождь не мог оставить без отмщения подобное оскорбление. Узнав о надменном ответе, Владимир напал на Полоцк. Добрыня был оскорблен насмешкой Рогнеды не меньше Владимира. Его месть была жестокой и изощренной.

Насмехавшиеся над рабским происхождением Владимира Рогволод с гордой дочерью и всей семьей оказались в плену у Добрыни, то есть стали его рабами. Владимир принял решение: Рогволод и вся его семья были убиты, а Рогнеда принуждена выйти за него замуж. В непримиримом соперничестве с Ярополком Владимир стремился выиграть у старшего брата во всем.

Когда Владимир овладел Киевом, Ярополк бежал из города и укрылся в городе Родне на границе русских и печенежских земель. Подкупив воеводу Блуда, главного советника Ярополка, Владимир заманил старшего брата в свой терем в Киеве. Когда тот вошел в покои, Блуд, следовавший за Ярополком, быстро закрыл двери, а двое дружинников, стоявшие в дверях, пронзили князя мечами. Так решительно и жестоко проложил Владимир дорогу к престолу своего отца.

Новый князь (а ему в пору начала княжения в Киеве было около 16 лет), в отличие от своего отца, искавшего счастья в дальних длительных походах, сосредоточил свое внимание на внутренних проблемах русских земель. Проведя детство в тереме княгини Ольги, он многое перенял от своей бабки.

Конечно, и Владимир совершил целый ряд успешных походов на ляхов (поляков), ятвягов (в Пруссии) и булгар. Но это были кратковременные экспедиции в сопредельные с Русью земли, обычно сопровождавшиеся реальными территориальными или материальными приобретениями. Подчинялись соседние славянские племена, был установлен контроль над Галицкой Русью и торговыми путями по Неману и Пруту.

Молодой правитель продолжил начатое Вещим Олегом подчинение Киеву отдельных славянских племен. В 981–984 годах он окончательно покорил радимичей и вятичей[3]. Эти огромные по своей численности и территории расселения племенные союзы, платившие ранее дань хазарам, были последними, до которых дошли пути князей Олега и Святослава, и именно их приведение к воле киевского князя оказалось самым тяжелым и длительным.

Однако главной заботой князя являлась организация обороны против печенегов.

Будучи малым ребенком, Владимир оказался вместе с братьями и престарелой бабкой Ольгой в Киеве во время осады города печенегами. Он хорошо запомнил страх, который испытали в отсутствие князя Святослава все жители города. Став Киевским князем, Владимир не уставал отбивать следовавшие один за другим печенежские набеги. Постоянные нападения требовали установления прочного заслона против степняков. «Не хорошо, – говорил Владимир, по свидетельству русской летописи, – что мало городов около Киева. И начал ставить города». Вскоре была сооружена целая система крепостей «градов», соединенных многокилометровыми валами и насыпями по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и Стугна. Князь сумел превратить организацию оборонительных линий от степняков в общегосударственное дело, призванное сплотить еще достаточно разрозненные восточнославянские племена в единый народ. Возведенные крепости заселялись не только местным населением из приграничных районов, но и «лучшими людьми» из далеких северных племен, которых мало затрагивали печенежские набеги. Это стало основополагающим принципом геополитической политики князя Владимира, не делавшего различий между полянами, древлянами и прочими племенами.

Об этих переселенцах, составивших население «богатырских застав», народ слагал песни и былины. Именно тогда в устном народном творчестве появились образы Святогора, Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни, без устали боровшихся с врагами, которыми выступали то Соловей-разбойник, то Змей Горыныч, то Идолище Поганое, то Тугарин Змеевич[4]. Наряду с богатырями, народные сказания воспели и самого «ласкового князя Владимира». В былинах он предстает перед нами в образе щедрого и доброго князя, прозванного «Красное Солнышко».

Князь Владимир мультфильм


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: