Лекция 5. культура и этнос

Социокультурные отношения

Культура – целостная характеристика определенного социума, и проявляется не набором элементов и структур, а единым наследуемым и усваиваемым в обучении и воспитании социокультурным контекстом. Она включает в себя ценности, имеющие значение, как для отдельной личности, так и для той или иной общности.

Общество – это люди в их общественных отношениях друг к другу, в рамках которых реализуются все виды теоретической и практической деятельности, развиваются все стороны культуры общества. Важными характеристиками жизни общества во все времена являлись иерархия в отношениях между людьми и точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов.

Раса – исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения; выражается в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностях. Наиболее отчетливо выделяются три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная, раса.

В настоящее время социокультурные отношения приобретают особую актуальность в силу очевидной необходимости нового понимания глобальных общечеловеческих проблем. Важным условием развития прогресса человечества является восприятие идеи мирного сосуществования и формирования толерантного сознания. Но борьба за формирование нового мышления не может ограничиваться политическими акциями и декларациями – налаживание цивилизованных отношений возможно лишь на основе установления культурного взаимопонимания и развития толерантных отношений. Для этого необходимо знание специфики культур различных социумов на определенных исторических этапах развития (в том числе календарных систем, как основы любой культуры), выяснение закономерностей взаимодействия культур, овладение навыками «диалога культур и цивилизаций».

Процессы межкультурного взаимодействия происходят на разных уровнях (между нациями, этническими группами, представителями различных рас, религий; между индивидами, принадлежащими к разным культурам, социальным и возрастным группам и т.д.) и предполагают толерантное общение их представителей, являющихся носителями как соответствующих систем ценностей, идей, эстетических образцов, так и методов их передачи и усвоения.

Вклад человеческих рас в цивилизацию, зависит от географических, исторических и социологических обстоятельств, а не от отличительных способностей, связанных с анатомической или физиологической конституцией чернокожих, желтых или белых. Интеллектуальное, эстетическое, социологическое разнообразие развивается не в режиме унифицированной монотонии, а проходя сквозь разнообразные формы обществ и цивилизаций. И в то же время этому разнообразию присущи две важные отличительные черты.

Во-первых, иной порядок величины. Человеческих культур гораздо больше, чем рас, поскольку одни насчитывают тысячи, а другие – единицы. Две культуры, выработанные людьми, принадлежащими к одной и той же расе, могут настолько же и даже более различаться, чем две культуры, происходящие из расово отдаленных групп.

Во-вторых, в противоположность разнообразию рас, главный интерес разнообразие культур состоит в их историческом происхождении и распределении в пространстве. Наконец, что особенно важно, необходимо выяснить, в чем состоит это разнообразие, рискуя увидеть, как расовые предрассудки, теряя корни в биологическом обосновании, вновь образуются на новом поле.

Отсюда формируется взгляд, на тот факт, что существует прямая интеллектуальная или моральная зависимость от обладания черной или белой кожей, прямыми или курчавыми волосами. Однако такой подход к разнообразию культур влечет за собой шлейф следующих предположений: если не существует врожденных, присущих разным расам способностей, то как объяснить, что цивилизация, развитая белым человеком, достигла, как известно, огромного прогресса, тогда как цивилизации цветных народов остались позади, одни – на полпути, а другие – отстав на тысячи и десятки тысяч лет? Не рассмотрев проблему неравенства – или разнообразия – человеческих культур, которая если не по праву, то фактически, в обыденном сознании, тесно с ней связана, становится невозможным считать, что проблема неравенства человеческих рас решена.

Плюрализм культур

Чтобы понять, как человеческие культуры отличаются друг от друга, ассимилируются или вступают в противоречие, следует их описать. Но здесь уже возникают трудности, поскольку для упорядочивания процесса познания, разнообразия культур, следует учесть, что человеческие культуры не одинаково и не на одном и том же уровне отличаются друг от друга.

Существуют общества, взаимно приспособленные территориально, но среди них встречаются одни – близкие, а другие – отдаленные. Так же при изучении культурного разнообразия современного общества необходимо учитывать формы социальной жизни, следовавшие одна за другой во времени. И, наконец, не надо забывать, что современным обществам, все еще не знающим письменности, называемым нами «дикими», или «примитивными», также предшествовали другие формы.

Отсюда возникает первая закономерность: разнообразие человеческих культур гораздо значительней и богаче всего того, что нам суждено когда-либо познать – в настоящем это «фактически», а в прошлом «фактически и юридически». Итак, различия культур: могут быть кажущимися, если они возникают из общих корней, их отличия менее значимы, в отличие от тех обществ, которые в один из моментов развития не вступали во взаимодействие. Так, например древние империи инков Перу и дагомеев Африки различаются в гораздо большей степени, чем, скажем, Англия и США сегодня, хотя эти два общества следует также трактовать как различные.

И совсем другая картина формируется, если общества недавно вступили в процесс взаимодействия, они вероятнее всего являются образом одной и той же цивилизации, не смотря на то, что они достигли этого, следуя разными путями. В процессе развития в человеческих обществах одновременно действуют противоположно направленные силы, стремящиеся сохранить и даже акцентировать особенности, стремящиеся к конвергенции и уподоблению. В этом случае изучение языка дает поразительные примеры таких феноменов. Так, как языки одного происхождения имеют тенденцию к взаимному различению (например, русский, французский и английский), а у языков с неодинаковым происхождением, но функционирующих на смежных территориях, развиваются общие черты: например, русский язык, дифференцировавшийся в определенных отношениях от других славянских языков, сблизился, по крайней мере, по некоторым фонетическим чертам, с финно-угорскими и тюркскими языками, на которых говорят в непосредственном географическом соседстве.

Изучая подобные факты в других областях цивилизации, таких как
социальные институты, искусство, религия, следует обратить внимание, не определяют ли себя человеческие общества в отношении их взаимосвязей посредством определенного оптимума разнообразия, за пределы которого они не преступают, но и оставаясь в этих пределах, они не могут снижать его, не подвергаясь опасности.

Собственно оптимум может изменяться в зависимости от количества обществ, их численности, географической отдаленности и средств коммуникации (материальных и интеллектуальных), имеющихся в их распоряжении. По факту проблема разнообразия возникает не только в связи с культурами, рассматриваемыми в контексте их двусторонних связей, она существует также в недрах каждого общества, во всех образующих его группах. В кастах, классах, различной профессиональной и конфессиональной среде и т. д. Именно здесь формируются определенные отличия, которым каждая из этих групп придает чрезвычайную значимость.

Закономерно возникает вопрос, нет ли тенденции к возрастанию внутренней диверсификации (изменение, разнообразие) тогда, когда общество, в других отношениях, становится более крупным и более гомогенным (однородный); вероятно, так было в случае древней Индии, с ее системой каст, расцвет которой наступил после утверждения гегемонии ариев.

Итак, мы видим, что понятие разнообразия человеческих культур не следует воспринимать статически. Это не разнообразие бездеятельного собрания образцов и не разнообразие засушенного каталога. Людьми созданы различные культуры в следствии:

– географического отдаления;

– особенных свойств окружающей среды;

– незнания об остальной части человечества. Это положение было бы строго алгорифмированным, если бы каждая культура или общество находились и развивались только в изоляции от всех. Однако так не бывает, (кроме, возможно, исключительных примеров, как в случае с тасманийцами и там опять-таки в течение ограниченного периода времени). Человеческие общества никогда не одиноки; когда они, как кажется, наиболее сепарированы (отделены), однако существуют в виде групп, в какой-то связке. Отсюда становится возможным предположить, что северо- и южноамериканские культуры были почти отрезаны от каких-либо контактов с остальным миром в течение периода длительностью от десяти до двадцати пяти тысяч лет. Но этот крупный фрагмент отделенного человечества состоял из множества обществ, больших и малых, поддерживавших весьма тесные взаимные контакты.

И помимо отличий, обусловленных изоляцией, имеются столь же важные отличия, обусловленные смежностью, – желаниями противополагаться, различаться, обладать самобытностью. Множество обычаев порождены не какой-то внутренней необходимостью или благоприятным случаем, но из стремления не остаться в долгу перед соседней группой, подчинившей вполне определенному обычаю какую-либо сферу, относительно которой первая группа не предписывала правила. Следовательно, разнообразие человеческих культур не должно побуждать к разделяющему или же дробному наблюдению. Разнообразие выступает не столько функцией изоляции групп, сколько отношений, их объединяющих.

Итак, разнообразие культур – это естественный феномен, проистекающий из прямых или непрямых отношений между обществами.

5.3. Контрольные вопросы

1. Какие факторы необходимо учитывать в описании культурного разнообразия?

2. В процессе изучения разнообразия культур на какие социальные институты следует обратить особое внимание?

3. Вывите, почему людьми в процессе взаимодействия создаются разные культуры?

4. Какова роль социо-культурных отношений в понимании общечеловеческих проблем?

5. В рамках какого алгоритма происходят процессы межкультурного взаи-модействия?

6. Опишите характерные черты этнокультурного разнообразия.

\


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: