Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей

Тест на развитие зрительного анализа

Цель:диагностика аналитико-синтетических характеристик мышления.

Оцениваемые УУД:осуществление синтеза как составление целого из частей; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Возраст:6,5 до 8 лет

Метод оценивания:групповое проведение.

Описание задания:

Ребенку предлагают нарисовать 4 фигуры на листочке из тетради в клеточку:

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей

Фигуры вычерчивают предварительно на карточках, которые показывают ребенку по одной: «Посмотри, здесь нарисована фигурка. На своем листочке нарисуй такую же по клеточкам. Нарисовать нужно такую же фигуру». Никаких других пояснений давать не надо

Оценка результатов

Качество выполнения каждого задания оценивается отдельно, затем баллы, начисленные за каждую фигуру, складываются. Максимальное количество баллов — 8, минимальное — 0.

Качество выполнения задания Баллы
Фигура полностью соответствует эталону
Фигура по форме соответствует эталону или похожа на него, но размеры и/или пропорции изменены (обычно дети рисуют фигуру большего размера), фигура может быть нарисована не по клеточкам
Рисунок не соответствует эталону

Результат 8-7 баллов говорит о том, что у ребенка хорошо развито образно-схематическое мышление и, в частности, зрительный анализ геометрических фигур; такие дети обычно легко и с удовольствием выполняют упражнения: «Рисование по точкам», «Рисование по клеточкам» и другие, требующие зрительного анализа графических изображений.

Результат 6-3 балла обычно показывают дети, не умеющие выделять элементы графического изображения и соотносить их по форме и размеру. Они воспринимают фигуру целостно, «схватывают» и запоминают ее целиком, не анализируя ее свойства. Для этих детей необходимы упражнения на сопоставление и нахождение различий в разнообразных графических изображениях, конструирование по шаблонам (контурным изображениям заданной конструкции) и другие игры и занятия, предполагающие развитие зрительного анализа.

Результат 2-0 баллов говорит, что зрительный анализ у ребенка развит слабо, необходимо организовать его деятельность, подобрать игры и упражнения таким образом, чтобы обеспечить развитие этого учебно-важного качества.

Источник:Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с. – (Подготовка детей к школе).

Приложение 2

Тест МЭДИС

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

(авторы И.С. Аверина, Е. И. Щебланова, Е. Н. Задорина)

Цель:выявление уровня развития интеллектуальных способностей детей.

Оцениваемые УУД:умениепроводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; умение устанавливать аналогии.

Возраст:6-7 лет.

Метод оценивания:групповое тестирование.

Описание задания: В настоящее время появилось большое количество школ, в которых обучение ведется по ускоренным программам, с углубленным изучением каких-либо предметов, по специальным программам для одаренных детей и т. д. В связи с этим возникла проблема отбора учащихся, способных к такому обучению. К сожалению, решение этой проблемы часто бывает произвольным, без какого-либо психолого-педагогического обоснования.

Как правило, опытный учитель может вполне квалифицированно определить готовность ребенка к поступлению в I класс школы и отличить нормально развитых детей от детей с той или иной задержкой развития. Вопрос готовности детей к школьному обучению достаточно подробно освещен в литературе

Проблема отбора способных и одаренных детей требует для своего решения совершенно иного подхода. Этот подход должен в первую очередь учитывать сложность и многосторонность самого феномена одаренности, включающего как когнитивные (интеллектуальные и творческие способности), так и некогнитивные (мотивационноличностные особенности) факторы развития.

Поэтому в первую очередь необходимо четко сформулировать задачи той программы обучения, для которой проводится отбор детей, и те требования, которые предъявляются к детям в рамках этой программы. При осуществлении такого отбора главное внимание следует уделить интересам ребенка: будет ли обучение в данной школе оптимальным для его развития. Для решения этого вопроса среди многих других факторов большое значение имеет определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Диагностика уровня интеллектуального развития детей требует тщательного и всестороннего анализа квалифицированного специалиста — психолога. Однако практическое осуществление такого индивидуального обследования каждого ребенка при поступлении его в школу не представляется возможным. В то же время даже для ориентировочного суждения об интеллекте детей необходимо иметь методику, которая позволила бы соблюсти ряд обязательных для диагностики интеллекта условий.

Среди них в первую очередь следует указать стандартизацию испытаний, позволяющую в определенной мере избежать субъективности в подборе заданий и обеспечить всем детям равные возможности. Задания в методике должны быть подобраны таким образом, чтобы можно было оценить разные стороны интеллекта ребенка и при этом уменьшить влияние его обученности (натасканности ). Кроме того, методика должна быть достаточно надежной и валидной при сравнительной простоте применения и небольших затратах времени.

Разработка указанной методики осуществлялась на основе известных зарубежных тестов познавательных способностей — KFT 1-3 К. Хеллера с сотрудниками . Тесты KFT 1-3, разработанные в Мюнхенском университете и предназначенные для одаренных первоклассников.

Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное выполнение двух заданий, аналогичных тестовым. Во время этой тренировки, выполняя задания вместе с экспериментатором, ребенок должен понять, что он должен делать, и выяснить все, что ему непонятно. Тренировочные задания могут при необходимости повторяться.

Задания МЭДИС, как и в зарубежных тестах, представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. При выполнении заданий от ребенка требуется лишь выбрать правильный ответ (зачеркнуть под ним овал) из нескольких предложенных. Перед предъявлением заданий ребенку демонстрируется изображение овала, зачеркнутого овала под выбранным рисунком и проводится тренировочное упражнение в зачеркивании овала по команде. Все инструкции и объяснения даются устно экспериментатором.

Первый субтест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, их словарного запаса. Среди пяти — шести изображений предметов требуется отметить названный экспериментатором. Первые задания включают наиболее распространенные и знакомые предметы, например ботинок , а последние — более редкие и малоизвестные, например статуя .

Второй субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше — меньше, выше — ниже, старше — моложе и т. д. В первых заданиях эти соотношения однозначны — самый большой, самый дальний, тогда как в последних заданиях ребенку необходимо, например, выбрать картинку, где один предмет больше другого, но меньше третьего.

Третий субтест выявляет уровень логического мышления, аналитико-синтетической деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнего используются как изображения конкретных предметов, так и фигуры с различным количеством элементов.

Четвертый субтест направлен на диагностику математических способностей. В него включены математические задания на сообразительность, в которых использован различный материал: арифметические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей и т. д. Для выполнения этих заданий ребенок должен уметь считать до десяти и производить простейшие арифметические действия (сложение и вычитание).

Таким образом, разнообразие заданий в МЭДИС позволяет охватить разные стороны интеллектуальной деятельности ребенка в минимальные промежутки времени и получить информацию как о его способности к обучению в начальной школе, так и об индивидуальной структуре его интеллекта. Это дает основание для использования МЭДИС в качестве основной части батареи методик для определения готовности детей к обучению в школах с программами обучения повышенной трудности.

МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору необходима помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьезной, без излишней напряженности. У каждого тестируемого должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя. Во время проведения тестирования большое значение имеет наблюдение за детьми. Эта задача при групповом тестировании выполняется главным образом ассистентом экспериментатора. Это наблюдение позволяет избежать случаев непонимания ребенком инструкций и в то же время получить дополнительную информацию о готовности детей к обучению в школе и индивидуальных особенностях их поведения.

Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться крайне неблагоприятной для некоторых детей: с повышенной тревожностью, растерявшихся от новой обстановки и т. д. В таких случаях рекомендуется повторить тестирование с помощью другой формы теста или дополнить его индивидуальным психологопедагогическим обследованием.

Все задания МЭДИС выполняются без ограничения времени. Темп чтения заданий экспериментатором должен зависеть от скорости выполнения заданий детьми, он может отличаться в различных группах. При этом не следует принуждать детей к выполнению задания в каком-то определенном темпе. Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания достаточно 15 секунд. Детям же, работающим медленно, может понадобиться 20 25 секунд. Скорость прочтения заданий не должна оставаться постоянной при переходе от одного задания к другому в различных тестовых частях.

При планировании тестирования важно учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей части методики, но и то время, которое требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных примеров, данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20-30 минут.

При интерпретации результатов данной методики следует учесть, что, как и любой другой тест, МЭДИС не может служить единственным критерием для принятия решения об уровне интеллектуального развития ребенка, об отборе его для обучения по специальным программам, о профиле его способностей. Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими показателями: данными собеседования с ребенком, сведениями от родителей, показателями интересов ребенка и т. д.

Инструкция: все тестовые задания проговариваются не больше 2-х раз!

Задание 1- на осведомленность.

1- покажи грызуна (правильный ответ на 5-ой картинке),

2- акробата (4),

3- съедобное (2),

4- рубанок (2),

5- бицепсы (4).

Задание 2- математические способности.

1- покажи грядку, на которой цветы посадили раньше всех остальных (3),

2- картинку, на которой девочка стоит к дереву ближе, чем мальчик и собака (4),

3- картинку, на которой утка летит ниже всех, но быстрее всех (2),

4- градусник, на котором температура выше, чем самая нижняя, но ниже, чем все остальные (4),

5- картинку, где мальчик бежит быстро, но не быстрее всех остальных (1).

Задание 3- на логическое мышление.

Во всех заданиях необходимо показать «лишнее».

(правильные ответы- 3, 4, 2, 2, 5).

Задание 4- количественные и качественные отношения.

1- найти прямоугольник, в котором палочек больше 6, но меньше 12 (3),

2- рисовали ряд домино, а одну забыли нарисовать. Какое нужно взять домино справа, чтобы продолжить этот ряд? (2),

3- выбери кубик, в котором на одну точку больше, чем в этом кубике слева (4),

4- посчитай палочки в кубиках слева. В котором кубике палочек больше? Покажи, насколько больше (1),

5- покажи тарелку, на которой торта съедено меньше всего (3)

Форма А

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей

Источник: Мамаева М. А. Психологический аспект сформированности познавательной и личностной сферы учащихся на начальном этапе обучения: методическое пособие. – Киров: ООО «Кировская областная типография». – 2011. -112 с.

Приложение 3

Методика исследования словесно-логического
(Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Чупров, 1989 г.) [4;18]

Цель:исследование словесно-логического мышления.

Оцениваемые УУД:умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; умение устанавливать аналогии.

Возраст:1 – 4 классы

Метод оценивания:

Описание задания:

1 субтест направлен на выявление осведомленности. Выявляется способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных (второстепенных). Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и чутья языка.

2 субтест на сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию. В выполнении заданий проявляется возможность установить, может ли ребенок отвлекаться от случайных второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, а его способности использовать такой мыслительный прием как классификация.

3 субтест на сформированность логического действия «умозаключения», задания направлены на использование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию — обобщение. Задание направлено на выделение родового признака. Определение предметов может быть точным, когда указывается родовое понятие и родовое отличие, или правильным, но недостаточным, когда указывается только родовой признак.

Инструкция

Обследование индивидуальное, время не ограничивается. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

После прочтения задания 1 субтеста ребенок опрашивается: «Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?». Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?». После правильного объяснения, решение оценивается 1 баллом, при второй попытке — 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «Всегда», что важно для решения 6 и 8 проб того же теста.

При решении следующих проб субтеста уточняющие вопросы не задаются.

После прочтения первого задания второго субтеста экспериментатор сообщает, что одно слово из пяти лишнее, его следует исключить и спрашивает: «Какое слово надо исключить?». Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при 2 попытке — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, описанная выше. За правильный ответ после 2 попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9 и 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т.к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для этих проб. При предъявлении 8 пробы вопрос тоже не задается, т.к. обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «Имя», «Фамилия».

После прочтения 1 задания 3 субтеста ребенку предлагается из пяти слов, написанный под чертой, одно, которое подходило к слову «Гвоздика», так же, как слово «Овощ» — к слову «Огурец». За правильный ответ — 1 балл. За ответ после 2 попытки- 0,5 балла.

После прочтения слов первого задания 4 субтеста ребенка просят назвать подходящее для этих 2 слов обобщающее понятие: «Как это назвать вместе одним словом». При неправильном ответе предлагается еще. Оценки — аналогичны вышеприведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются. При обработке результатов подсчитывается число баллов за отдельные субтесты и балловая оценка субтестов в целом.

Уровни успешности:

  • 1 уровень – 19,5 и меньше;
  • 2 уровень – 20-25,5 баллов;
  • 3 уровень – 26-31,5 баллов;
  • 4 уровень – 32 балла и больше.
Группа Возраст Средний бал выполнения субтестов Средняя балльная оценка Абсолютная оценка, %
Норма 7-8 7,3 8,2 6,6 7,4 29,5
Норма 8-9 7,8 8,5 7,4 8,3 32,0
ЗПР 8-9 5,2 7,1 5,6 7,7 25,6

Диагностика эмоциональной сферы человека. Механизмы эмоционального регулирования


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: