Методика обучения приемам мяча в волейболе

При обучении надо стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели техникой правильно, без существенных ошибок. Это во многом зависит от подбора и умелого применения подводящих упражнений. Систематическое применение подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения начинающих технике волейбола. Подводящие упражнения создают условия для правильного выполнения технического приема исключают появление грубых ошибок, на исправление которых затрачивается обычно много времени.

Сочетание подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике способствуют доскональному освоению технических приемов. Одна из особенностей волейбола состоит в том, что все приемы игры выполняются по летящему мячу. К этому надо добавить, что прикосновение к летящему мячу должно быть кратковременным, задержка противоречит правилам игры.

В связи с этим в обучении технике выделяют две стороны. Во-первых, выработка умения согласовывать движения игрока по отношению к летящему мячу. Во-вторых, овладение моментом воздействия на мяч руками. Вот почему на уроках волейбола необходимо применять подготовительных и подводящие упражнения, не торопиться переходить к двусторонним играм.

Существуют следующие методы обучения игре [2, с.144]:

1. Рассказ, показ, объяснение.

2. Изучение приема в упрощенных условиях.

3. Изучение приема в усложненных условиях.

4. Закрепление приема мяча.

Процесс обучения технике строится в такой последовательности:

1. Развитие специальных физических качеств (подготовительные упражнения).

2. Овладение отдельными частями, составляющими технический прием (подводящие упражнения).

3. Соединение частей в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике).

4. Реализация умения целесообразно применять технические приемы в конкретной обстановке.

Общеразвивающие упражнения.

1. Исходное положение, руки вперед, движение прямыми руками в горизонтальном положении и в вертикальном положении.

2. В парах. Поднимание прямых рук вперед-вверх, в стороны-вверх с сопротивлением партнера.

3. С резиновым амортизатором. Стоя на амортизаторе, захватить кистями его концы. Поднимание прямых рук в стороны- вверх, вперед-вверх и т.д.

Подготовительные упражнения.

Броски набивного мяча двумя руками снизу вперед – вверх, стоя на месте и в выпаде вперед. То же, но сбоку вперед – вверх, в выпаде вперед – в стороны. Руки прямые. Следить за согласованным движением ног, тела и рук.

То же, но после передвижения шагом, бегом; после остановок двойным шагом, скачком. При большом количестве учащихся броски набивного мяча следует выполнять шеренгами в стену [2, с.168].

Подводящие упражнения.

Обучение положению кистей и предплечий рук. Принятие исходного положения для приема мяча на зрительные сигналы учителя.

Имитация приема мяча стоя на месте, с выпадом вперед и в стороны: после передвижения шагом, бегом; остановок шагом, скачком. Во всех упражнениях внимание обращается на движения с прямыми руками и их согласование с движением ног и туловища.

Прием подвесного мяча. Вначале прием выполняется стоя на месте, затем с выпадом и после передвижения.

Прием мяча, наброшенного партнером. Вначале принимающий находится в исходном положении для приема снизу, затем в основной стойке волейболиста. Мяч принимают на уровне пояса.

То же, но с «недобросом» мяча принимающему. Основное внимание обращается на своевременное передвижение к мячу и отбивание его прямыми руками.

Приемы мяча в стену. Упражнение можно использовать только после того, как учащиеся усвоят в целом основы техники приема.

Упражнения по технике.

Основу упражнения этого раздела составляет прием мяча от подачи и атакующих ударов.

В парах. Прием мяча после передач партнера, стоя на месте и после передвижения в различных направлениях.

Чередование передач и приемов мяча в зависимости от траектории его полета.

Обоюдный прием через сетку на различном расстоянии с разной траекторией.

Прием мяча над собой.

Прием мяча, отскочившего от сетки.

В тройках.

Игрок под номером 1 выполняет нападающий удар в игрока номер 2, тот выполняет прием мяча игроку номер 3; игрок номер 3 выполняет передачу мяча игроку номер 1 для нападающего удара [2, с.172].

При обучении приему подачи возникают следующие технические ошибки:

– сгибание рук в локтевых суставах во время приема мяча.

– большое встречное движение рук вперед – вверх.

– неточный выход навстречу мячу.

Для исправления этих ошибок применяются следующие упражнения:

– прием мяча наброшенного партнером.

– прием мяча с облегченной подачей. Мяч отбивается под углом 90?.

Сочетание подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике способствуют прочному освоению технических приемов. В процессе совершенствования необходимо формировать «гибкие» навыки, чтобы учащиеся могли уверенно использовать приемы в сложных упражнениях и, самое главное, в игре. В конечном счете, такая работа воспитывает стойкий интерес у волейболу и вооружает учащихся умениями и навыками, которые будут сопутствовать учащимся в их жизни после окончания школы.

Список литературы

1. Ахмеров, Э.К. Волейбол для начинающих / Э.К. Ахмеров. – Мн.: Дикта, 1995. – 261 с.

2. Железняк, Ю.Д. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры / Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 374 с.

3. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. – Мн.: Амалфея, 2005. – 206 с.

Свами был ОЧНЕВ ДМИТРИЙ ИЗ ГРУПЫ ВОЛЕЙБОЛ 2016

Мастер-класс. Алексей Вербов. Как правильно принимать в волейболе / How to receive in volleyball


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: