Особенности методики обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста

Приступать к обучению необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет навыком плавания. Подготовленность определяется непосредственно в воде. В группу наименее подготовленных включаются те люди, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погрузиться с головой под воду, открывать под водой глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору.

Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытку к передвижению.

Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстоянии 10 — 15 м, в четвертую группу включаются люди, которые проплывают неспортивными способами расстояние больше 25 м. [30].

Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия проходят более успешно, если в одной группе занимаются мужчины и женщины, девочки и мальчики. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту существенно влияет на качество обучения.

Начинать обучение детей, которых можно отнести к первой, второй и третьей группам подготовленности, рекомендуется с так называемых подготовительных упражнений по освоению с водой. Эти упражнения знакомят занимающихся со свойствами воды, прививают навыки погружения, всплывания, лежания на воде, скольжения и дыхания в воду [18].

Упражнениями по ознакомлению со свойствами воды будут движения под водой прямыми или согнутыми в локтях руками наружу и вовнутрь, вниз и вверх. Движения руками надо выполнять ладонью вперед или ребром ладони. Возникающее при этом разное сопротивление воды создает у занимающегося представление, что при определенном положении кисти о воду можно опираться, от нее можно отталкиваться.

В группу упражнений по освоению с водой рекомендуется включать приседания до касания подбородком воды, выпрыгивания толчком от дна, ходьбу по дну бассейна с подгребающими движениями рук, помогающими удерживать тело в вертикальном положении.

Ознакомив занимающихся со свойствами воды оказывать сопротивление движению, приступают к изучению движений на погружение тела под воду. Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью. Поэтому ведущему занятие нельзя спешить. Человек должен, в первую очередь, поверить в то, что при погружении головы вода не попадет в нос, уши, не проникнет в рот, что для этого необходимо лишь держать голову вертикально и выполнять погружение медленно, равномерно опускаясь под воду и также поднимаясь вверх.

Упражнение на погружение можно считать изученным, лишь когда занимающийся выполняет его без напряжения. Показатель этого – расслабленные мышцы лица, способность приоткрывать глаза в воде и видеть под водой предметы или их контуры, возможность задержаться под водой хотя бы на несколько секунд [24].

После изучения погружения следует переходить к обучению выдохам в воду. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит качество выполнения движений ног, движений рук и их согласования в любом способе плавания.

Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода. Вода, попадая в дыхательные пути, вызывает рефлекторный спазм голосовой щели с кратковременной непроизвольной задержкой дыхания. Проникновение воды в нос, если ее температура ниже 20°, вызывает болевые ощущения в районе лобных пазух и гайморовых полостей. Неправильные приемы обучения дыханию с сопутствующими неприятными ощущениями приводят к отказу от выполнения упражнений и часто являются причиной прекращения занятий плаванием. Для того чтобы избежать этих ошибок, необходимо придерживаться определенных правил [12].

Изучение дыхания следует начинать с самых простых упражнений. Вначале, опустившись в воду до линии рта, надо выполнять выдох на воду, как дуют на блюдце с горячим чаем. Губы при этом немного вытянуты вперед, напряжены, и щель между ними такого размера, который обеспечивает необходимую скорость воздушного потока, способного препятствовать попаданию воды в рот.

При погружении головы до линии носа и выполнении выдоха через рот необходимо стремиться к тому, чтобы выдох всегда был равномерным, глубоким и непрерывным. Заканчиваться он должен после того, когда рот окажется на поверхности воды.

При погружении головы до линии бровей или при полном погружении головы выдох в воде необходимо начинать через рот, а заканчивать его через нос. При этом очень важно, чтобы окончание выдоха приходилось в тот момент, когда нос появляется над поверхностью воды [7].

Последующие упражнения на дыхание следует выполнять с наклоном головы лицом вниз при вертикальном положении туловища. Такой вариант дыхания будет применяться в дальнейшем при изучении движений ног в кроле на груди, брассе и дельфине, а также при изучении движений рук в способах брасс и дельфин. Выдох при положении головы лицом вниз осваивается несколько сложнее, так как вода легче попадает в полость носа. Поэтому, в отличие от предыдущего упражнения, занимающемуся необходимо научиться регулировать направление потока выдыхаемого воздуха, увеличивая его, при необходимости, в сторону носоглотки. Следует заметить, что не все занимающиеся могут успешно справляться с этой задачей. Педагогу необходимо специально обращать внимание на этот элемент действий.

Наиболее сложным для выполнения является вариант выдоха в воду с приподнятым вверх лицом. Такое положение головы свойственно для плавания и для скольжения под водой на спине. При выдохе в воду с лицом, приподнятым вверх, вода беспрепятственно заливает носовую полость. Поэтому при таком положении головы выдох необходимо делать только через нос. Научиться выдыхать через нос с приподнятым лицом непросто, для этого требуется умение создать достаточно сильный поток воздуха, чтобы не допустить попадания в него воды. Выдохи с приподнятым лицом рекомендуется делать при небольшом погружении в воду, так как при глубоком погружении длительность упражнения увеличивается и воздуха в легких может оказаться недостаточно для создания воздушного потока, препятствующего проникновению воды [10].

Следующими подготовительными упражнениями является всплывание. Как только обучающийся убедится, что он безо всяких усилий может подниматься к поверхности воды, у него исчезает страх и появляется уверенность, что можно научиться плавать по поверхности воды. Наиболее распространенным упражнением на всплывание является «поплавок», или, как его еще называют, «бочонок». Сделав предварительно глубокий вдох, занимающийся приседает на дно и плотно группируется, прижимая колени и подбородок к груди. В таком положении, не выдыхая воздух, необходимо остаться некоторое время. Тело при полном вдохе приобретает положительную плавучесть и стремится вверх, к поверхности воды. Достигнув поверхности, оно после нескольких покачиваний занимает неподвижное положение.

Несмотря на кажущуюся легкость, это упражнение удается освоить не сразу из-за покачивающего движения тела головой вниз-вверх. Преждевременное выпрямление из положения группировки возникает в тот момент, когда голова опускается вниз. Чтобы помочь занимающемуся, преподаватель или партнер по обучению в момент окончания всплывания должен остановить покачивание.

После изучения всплывания можно переходить к выполнению лежания в воде. Упражнение на лежание тоже устраняет чувство водобоязни. Оно выполняется из исходного положения стоя на дне руки вверху. Вначале изучается лежание на спине, затем – на груди. Из указанного исходного положения занимающийся, прогибаясь, ложится на спину, а затем, сгибая ноги в тазобедренных и коленных сустава, поднимает их до уровня воды и выпрямляет. Устойчивое положение при лежании считается достигнутым, когда туловище лежит на поверхности воды и ноги погружаются вниз.

Лежание на груди выполняется после всплывания из положения «поплавок». Когда спина занимающегося покажется из воды, ему необходимо медленно выпрямить ноги и руки вдоль поверхности воды. При этом голова должна находиться в воде [15].

Лежание на спине и на груди необходимо выполнять на максимальном выдохе, так как при этом тело приобретает наибольшую положительную плавучесть, что создает благоприятные условия для появления устойчивого положения. Если при лежании ноги погружаются вниз, то ими надо выполнять медленные движения в стороны. Очень важно, чтобы таз занимающегося был у самой поверхности воды. Если не удается лечь на воду в вытянутом положении, ведущему занятие или партнеру надо помочь, поднимая поясницу лежащего ладонью руки.

Скольжение – последнее упражнение из группы подготовительных упражнений по освоению с водой. Скольжение создает у занимающихся ощущение движения тела в воде, формирует чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности [32].

Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком от дна с предварительно наклоненным туловищем с вытянутыми вверх руками. Такое же движение выполняется и на спине, но из положения прогнувшись. При скольжении на груди необходимо, чтобы голова была между рук или ниже рук, а на спине – между рук или выше рук. Ноги после толчка от дна должны быть прямыми, носки вытянутыми. При таком положении тело испытывает наименьшее встречное сопротивление воды и на большее расстояние продвигается вперед. При скольжении действие подъемных сил препятствует опусканию ног вниз, и у занимающегося создается представление о возможности передвижения в горизонтальном положении.

Подготовительные упражнения на освоение с водой по своему характеру статичны и при недостаточной температуре воды или воздуха должны чередоваться с динамичными. Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять частые движения прямыми ногами сидя на бортике, лежа в воде на груди или на спине. Такие движения напоминают упражнения для изучения техники ног кролем, но они не несут задачи обучения, а главным образом преследуют цель повышения эмоциональности занятий и согревания [16].

После того как будут проделаны подготовительные упражнения по освоению с водой, надо перейти к изучению спортивных способов плавания. Но прежде чем изучать движения какого-либо способа, необходимо определить задачи, которые должны решаться в процессе обучения. Таких задач может быть несколько. При обучении детей младшего школьного возраста перед педагогом стоят, по крайней мере, две задачи: вначале надо научить их передвигаться по поверхности воды, а затем в процессе обучения выявить талантливых ребят для рекомендации в детскую спортивную школу. Таких детей в первую очередь обучают так называемым базовым способам плавания: кролем на спине и кролем на груди [30].

На втором этапе обучения старших дошкольников происходит разучивание отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом.

Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела и дыхание, движения ногами, согласование движений ног с дыханием, движения руками, согласование всех движений, т. е. по общей схеме обучения спортивным способам плавания. При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца) [33].

Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

— ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершенствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;

— изучение движений в воде с неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

— изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);

— изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании [5].

Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.

В связи с быстрой утомляемостью на этапе разучивания обычно целесообразно давать большой объем нагрузки в отдельном занятии, число повторений нового действия определяется, прежде всего, возможностьюобучающегося улучшать движения при каждой попытке.

Основными причинами грубых искажений двигательного акта на этапе его разучивания бывают:

1. Недостаточная физическая подготовленность. Анализируется характер искажения техники движения, преподаватель в первую очередь должен установить, какое из физических качеств недостаточно развито, и в зависимости от этого определить дополнительные задания, которые предусматривали бы подготовительные упражнения;

2. Боязнь. Эмоции страха бывают причиной чрезмерного напряжения мускулатуры и ограничения амплитуды движений, что нередко наблюдается при непривычных перемещениях тела в пространстве;

3. Недостаточное понимание двигательной задачи. По этой причине могут быть допущены самые разнообразные ошибки. Устраняются же они достаточно доходчивым объяснением, качественной демонстрацией, методами активизации внимания и углубленного осмысления двигательной задачи;

4. Недостаточный самоконтроль движений;

5. Дефекты в исполнении предыдущих частей действия. Эти дефекты устраняют, исправляя ошибочную фазу действия, если оно, естественно, поддается расчленению;

6. Утомление. Начальные попытки выполнить новое действие быстрее приводят к утомлению, чем выполнение его на последующих этапах. Это обязывает особенно тщательно соблюдать здесь меру повторений;

7. Отрицательный перенос навыков. Основной путь предупреждения или ослабления его заключается в рациональной последовательности обучения;

8. Неблагоприятные условия выполнения действий (плохой инвентарь или оборудование, метеорологические условия и т.д.) [14].

Всего вышеперечисленного можно избежать при методически грамотном построении тренировочного (учебного) процесса, опираясь на общепедагогические принципы обучения.

На третьем этапе обучения плаванию старших дошкольников идёт закрепление и работа над ошибками. На этом этапе необходимо обеспечить оптимальное владение двигательным действием в условиях его практического применения и своевременно начать исправление возможных ошибок, так как повторность в упражнениях создает предпосылки для закрепления ошибок на уровне стереотипа [26].

Основные задачи обучения на этом этапе:

1. Углубить понимание закономерностей движений изучаемого действия;

2. Уточнить технику действия по её пространственным, временным и динамическим характеристикам выполнения движений в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых;

3. Нивелировать имеющиеся ошибки;

4. Создать предпосылки вариативного выполнения действия.

На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.

Повторное исполнение со стереотипными ошибками, а тем более ухудшение качества движений является сигналом к перерыву для отдыха и осмысливания действия. Без непрерывного повторения, разумеется, невозможно обойтись в большинстве действий с циклической структурой. В этих случаях корректируют технику по ходу движений или при кратковременных остановках [26].

Четвёртый этап – углубленного разучивания и совершенствования.

Современная техника плавания чрезвычайно вариативна. Она постоянно развивается и совершенствуется.

На этапе углубленного разучивания и дальнейшего совершенствования преследуется цель – довести первоначальное владение техникой действия до относительно совершенного [32].

Задачи:

1. Закрепить навык владения техникой действия;

2. Расширить диапазон вариативности техники действия для целесообразного выполнения его в различных условиях, в том числе при максимальных проявлениях физических качеств;

3. Завершить индивидуализацию техники действия в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных способностей и её дальнейшее совершенствование на основе развития физических качеств.

Обучение на этом этапе строится в соответствии с закономерностями совершенствования двигательного умения, а затем перехода его в навык. Уточнение техники происходит в процессе многократного воспроизведения действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. При этом система движений изменяется не во всех фазах. Ряд фаз, выполняемых правильно, повторяется без значительных изменений и постоянно автоматизируется. По мере отработки техники число автоматизированных компонентов движений увеличивается, что и определяет переход двигательного умения в навык. К концу этой стадии функциональная система действия, приобретает стационарный характер, упрочняется системность протекания нервно-регуляторных процессов. Характерно и то, что ведущая роль в системе афферентации при управлении движениями переходит к двигательному анализатору, «мышечному чувству». Согласно физиологическим представлениям, на этой стадии формирования навыка происходит его закрепление, тончайшая специализация и упорядочение центрально-нервных регуляторных процессов, что позволяет тонко дифференцировать движения [34].

Уточненная на предыдущем этапе обучения и в значительной части автоматизированная система движений ещё не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам. На данном этапе предстоит упрочить сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с тем увеличить его подвижность, определяющую возможность приспособления действия различным изменениям внешних условий. При этом в зависимости от характера двигательных действий на этой стадии можно выделить относительно самостоятельную фазу закрепления навыка, или закреплять навык, одновременно увеличивая его варианты, либо частично перестраивая технику в связи с развитием физических качеств.

Главным средством совершенствования техники каждом из этапов является скоростные упражнения на коротких отрезках, выполняемые по элементам и в координации.

При обучении и совершенствовании техники спортивных способов плавания необходимо обеспечивать постепенный переход к более совершенным ее фазам. С момента, когда в тренировке пловца начинают широко применяться большие нагрузки, его техника и стиль находятся в прямой зависимости от состояния всего организма. Сильно утомленный пловец на какое-то время утрачивает лёгкость движений, теряет обычную их согласованность. По мере восстановления сил спортсмена, техника не только возвращается в исходное состояние, но и претерпевает ряд сложных качественных изменений, которые сопровождаются повышением скоростных абсолютных возможностей пловца.

Для обучения технике или её совершенствованию отводится всё занятие или его часть. Так, занятие с новичками целиком посвящается обучению, а для шлифовки стиля плавания мастера спорта, иногда достаточно несколько замечаний тренера во время выполнения скоростных упражнений [22].

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста находятся на начальном этапе обучения. По методике начальное обучение плаванию делится на несколько этапов. Первый – приобщение к воде; подготовительные упражнения в воде (освоение дыхания, элементарных гребковых движений руками и ногами, скольжения, соскоков в воду); общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше. Второй этап – разучивание техники плавания кролем на груди и на спине, спадов вперёд с низкого бортика, новых общеразвивающих и специальных упражнений пловца на суши. На третьем этапе обучения плаванию старших дошкольников идёт закрепление и работа над ошибками. Четвёртый этап – углубленного разучивания и совершенствования.

Физическое развитие детей | Мамина школа


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: