Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

Организация занятий при обучении упражнениям в висах и упорах должна быть такой, чтобы на каждом снаряде одновременно упражнялось по нескольку человек. Как правило, нужно пользоваться групповым методом проведения занятий. Важно, чтобы за-‘ нимающиеся сами контролировали правильность выполнения упражнений. Для этого нужно, чтобы одна часть занимающихся выполняла упражнения, а другая проверяла и помогала. Более того, в отдельных случаях при обучении умениям оценивать пространственные величины или скорость выполнения заданных действий занимающиеся могут срочно информировать друг друга о допускаемых ошибках в точности выполнения заданных действий.

Начиная обучение, преподаватель обязан разъяснить учащимся ‘ цели, задачи и конечные результаты конкретно применяемых упражнений. Зная это, учащиеся будут сознательно выполнять предлагаемые упражнения, целеустремленно, активно.

Упражнения в висах и упорах просты по технике, и при обучении достаточно их показать и кратко объяснить. После двух-трех повторений занимающиеся смогут самостоятельно выполнить упражнения. При выполнении висов и упоров важно следить за четкой фиксацией каждой позы от 3 до 10 сек. (по заданию), за хорошей осанкой. Серии из 4—6 упражнений целесообразно повторять несколько раз подряд.

Рекомендуемые упражнения:

Первая серия. Из виса стоя (у гимнастической стенки, бревна, одной жерди брусьев) вис присев, вис стоя, согнуть руки и вис стоя согнувшись (держать 5—6 сек.), вис стоя прогнувшись (держать 5—6 сек.), и. п. (серия повторяется 2—5 раз).

Вторая серия. Из седа ноги врозь (на скамейке) сед углом, сгибая ноги, перехват руками вперед и упор присев, упор лежа (держать 3—4 сек.), упор на правой, левую назад (держать 3—5 сек.), упор на левой, правую назад (держать 3—5 сек.), упор лежа и перемахом ноги врозь сед ноги врозь (серию повторять 2—3 раза)*.

При подборе упражнений в серии необходимо, чтобы упражнения были эквивалентны по сложности и переходы от одного к другому выполнялись легко, без задержек.

Труднее обучать умениям оценивать положение тела в пространстве, угол сгибания тела в тазобедренных суставах, скорость выполнения и степень мышечных напряжений.

Обучение этим умениям возможно только при взаимной помощи занимающихся и при наличии простых приспособлений: шаблонов (для измерения угла сгибания тела), щитов с градусными делениями, на фоне которых выполняется упражнение, измерительных реек, набивных мячей и гантелей разного веса. Надо научить занимающихся пользоваться этими приспособлениями и информировать друг друга о допускаемых ошибках.

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

При обучении более сложным упражнениям: вису прогнувшись, вису сзади, подъему толчком ног и подъему переворотом — следует пользоваться методами, которые описаны в IX главе учебника, и особенно предписаниями алгоритмического типа.

Предписания алгоритмического типа для обучения подъему переворотом

I. Техника. Из виса стоя на согнутых руках толчком одной и энергичным махом другой ногой вперед-вверх (рис. 119) поднять

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

ноги и туловище как можно выше, удерживаясь в висе на согнутых руках. В момент, когда ноги будут подняты выше опорной части снаряда, необходимо слегка разогнуть руки и приблизить тело к снаряду до касания животом. Затем, переворачиваясь в упоре, закончить подъем.

II. Проверка готовности учащихся.

Ученик должен знать, что:

1. Подъем переворотом состоит из взмаха одной ногой и толчка другой в висе на согнутых руках; переворачивания с опорой руками и животом о снаряд.

2. Поднять высоко ноги и туловище при взмахе одной и толчке другой ногой можно, если при взмахе ногой удержаться в висе на согнутых руках и стремиться выпрямить тело, направляя ноги вверх.

3. Переворачивание тела в упоре возможно, если в момент наивысшего подъема ног слегка разогнуть руки, опереться животом о снаряд, быстро разогнуться и отвести голову назад.

Ученик должен уметь:

1. Выполнять вис прогнувшись на брусьях, кольцах, стенке.

2. Упор на коне, бревне.

III. Серии учебных заданий, последовательное выполнение ко
торых позволит занимающимся овладеть подъемом переворотом *.

1-я серия — упражнения специальной физической подготовки:

1. В висе лежа сгибание и выпрямление рук (4—5 раз).

2. В висе на согнутых руках медленное (за 5—6 сек.) разгибание рук.

3. В висе сгибание и выпрямление рук (2—3 раза).

* В каждой серии должно быть указано, какие упражнения следует выполнять, как их правильно выполнять, а также какое из них является контрольным. Последние будут обозначаться в тексте КУ.

4. В висе на согнутых руках поднимание прямых ног с переходом в вис согнувшись и возвращение в и. п. (3—4 раза).

После освоения КУ можно переходить к следующей серии учебных заданий.

2-я серия — обучение конечному положению — упору на перекладине, одной жерди.

1. Из упора стоя около гимнастической стенки прыжком упор, стремиться удержаться хотя бы долю секунды (повторить 5—’ 6 раз).

2. То же, но упор на бревне, одной жерди, перекладине.

3. Из упора медленное опускание вперед в вис лежа.

4. В упоре согнуть руки и туловище, а затем быстро вернуться в и. п. КУ.

Удержание ног в одном положении при выполнении КУ является критерием оценки правильного выполнения.

3-я серия — движения, на основе которых выполняется изучаемое упражнение.

1. Взмахи ногой вперед, стоя у опоры (гимнастическая стенка, бревно).

2. Из виса стоя махом одной и толчком другой вис согнувшись (на брусьях, кольцах, двух канатах).

3. То же, но вис прогнувшись (голову назад не отводить, контролировать зрением положение тела).

4. Из виса стоя хватом руками за канат махом одной и толчком другой вис согнувшись ноги врозь (рис. 120). Это упражнение

можно выполнять в висе на одном кольце, бревне, одной жерди (КУ).

. 4-я серия — обучение умению точно выполнять разгибание тела на 170—180°.

1. В стойке на лопатках хватом руками за 2-ю рейку гимнастической стенки сгибание и выпрямление тела на 170—180°.

2. В висе согнувшись разгибание тела до 170— 180° (медленно и быстро).

3. Из виса стоя хватом за концы брусьев махом одной и толчком другой вис прогнувшись с удержанием тела под углом 170—180° (КУ).

4. То же на низкой перекладине, одной жерди (КУ). Упражнение можно выполнять с помощью.

5-я серия — подводящие упражнения и части изучаемого.

1. Из упора согнуться вперед и лечь животом на перекладину. Разгибаясь и выпрямляя руки, снова перейти в упор (медленно и быстро).

2. Из виса прогнувшись, опираясь ногами о верхнюю жердь, махом одной подъем переворотом.

3. Из виса лежа, опираясь ногой о коня (козла), поставленного впереди перекладины, махом одной и толчком другой подъем переворотом.

4. Из виса стоя подъем переворотом (с помощью и самостоя
тельно).

5. Подъем переворотом на оценку (КУ).
6-я серия—усложнение условий.

1. Подъем переворотом толчком двумя ногами.

2. То же из виса на согнутых руках.

3. То же из виса лежа на нижней жерди.

4. Из виса подъем переворотом силой.

ПРЫЖКИ Характеристика прыжков

Среди разнообразных упражнений, применяемых с целью физического воспитания, большое значение имеют гимнастические прыжки, которые наряду с другими видами упражнений широко применяются на занятиях гимнастикой. Прыжки доступны занимающимся различного возраста, пола и физической подготовленности, поэтому они включены в программы по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ и студентов учебных заведений. Прыжки оказывают положительное воздействие на все органы и системы занимающихся, способствуют развитию силы мышц, быстроты, ловкости, являются средством воспитания смелости, решительности и настойчивости.

Гимнастические прыжки имеют большое прикладное значение, так как различные препятствия преодолеваются чаще всего прыжком с опорой руками (заборы, изгороди и др.).

Классификация прыжков

Все прыжки в гимнастике делятся на две большие группы: не-ог.орные, или простые, и опорные.

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах
Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

В данной главе будут рассмотрены разнообразные прыжки начальной подготовки, выполняемые без опоры руками о снаряд, а также прыжки с опорой руками, не применяемые в спортивной гимнастике. В эту группу входят следующие прыжки:

а) на месте на обеих ногах и на одной с различными поворотами и движениями руками; б) в высоту с места и с разбега; в) в длину с места и с разбега; г) с высоты: с подвесного мостика (площадки) или с гимнастических снарядов (рис.

121); д) далеко-высокие; е) в «окно»; ж) с трамплина; з.) через планку или веровочку (рис. 122); и) со скакалкой (короткой и длинной); к) сравнительно легкие опорные прыжки.

Простые Прыжки

Гимнастический прыжок в отличие от опорного состоит из четырех фаз: разбега, толчка одной или двумя ногами, полета и приземления. Толчок ногами можно выполнять от земли (пола), деревянного мостика, трамплина. Самыми важными фазами прыжка являются: разбег и толчок ногами. От них в значительной степени изависит результат прыжка.

Разбег выполняется с постепенным ускорением: этим обеспечивается скорость горизонтального перемещения тела и в сочетании с толчком создается условие для выполнения прыжка.

Длина разбега колеблется в пределах 15—20 м. В простых прыжках в высоту разбег значительно меньше и равен 7—9 беговым шагам.

Толчок начинается с момента напрыгивания на мостик или на пол (землю). При выполнении прыжка в длину и высоту с разбега толчковую ногу занимающийся ставит на мостик (или землю) спятки и с перекатом на носок быстро отталкивается. Маховая . нога и руки энергично подаются вперед-вверх. При прыжках с места в высоту и в длину толчок совершается обеими ногами.

Полет при выполнении всех прыжков должен обеспечить сохранение равновесия прыгуна в воздухе для правильного выполнения прыжка.

Приземление начинается с момента касания мата или земли ногами и заключается в смягчении удара и своевременном погашении скорости движения тела за счет деформации матов и рессорного действия суставов и мышц — разгибателей ног.

Овладеть техникой прыжков невозможно без достаточной физической подготовленности. Обучение следует начинать с легких прыжков.

Прыжки на местевыполняются на обеих ногах или на одной ноге. Эти прыжки необходимо усложнять и разнообразить различными исходными положениями рук и ног, поворотами.

Прыжки в вмсоту.Прыжки с места: 1. Стоя лицом к планке или веревочке, толчком обеих ног прыжок согнув ноги. 2. Стоя боком, прыжок перешагивая. 3. Прыжки согнув ноги с поворотами иприземлением на одну или обе ноги. 4. Прыжки толчком обеими ногами о различные препятствия (сложенные маты, козел, конь и другие снаряды).

Прыжки сразбега (через планку или веревочку лицом кней): 1. Толчком одной ногой прыжок согнув ноги. 2. То же толчком обеими ногами. 3. То жетолчком одной с прямыми ногами (гимнастический прыжок). Для выполнения этого прыжка мостик ставится от планки на расстоянии длины поднятой вперед ноги.

Прыжки в длину.Прыжки в длину с места выполняются толчком одной или обеими ногами вперед, в сторону и назад. Ко-

гда прыжок освоен, даются задания, например, прыгнуть на определенную длину, дальность.

Прыжки с разбега.Выполняются толчком одной или обеими ногами. Прыжки можно усложнять, сочетая их сдвижением руками, держа в руках мяч, гимнастическую палку, гантели и другие предметы.

Прыжки далеко-высокие.Выполняются сразбега толчком одной ногой. Они являются хорошими упражнениями для совершен-

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

ствования разбега и полета в прыжках вдлину. Усложняются увеличением высоты, удалением мостика и стоек от места приземления, касанием предметов над головой, ловлей и бросанием мяча. Прыжки в «окно».На две гимнастические стойки, поставленные, на расстоянии 50—60 см, подвесить две веревочки на разной высоте, образовав «окно», в которое выполнять прыжки различными способами: 1. После толчка одной ногой тело сгибается в тазобедренных суставах (как бы наклоняясь к ногам) (рис. 123). 2. После толчка ногой в «окно» проходят сначала ноги, а затем слегка наклоненное назад туловище. 3. Кувырок прыжком (лет-кувырок). После толчка ногами в

полете тело выпрямляется, а затем сгибается, и прыжок заканчивается кувырком вперед. Прыжки усложняются уменьшением «окна» (сужают стойки, сближают верхнюю веревочку снижней или делают и то и другое одновременно).

Прыжки с трамплина.Их следует применять после того, как занимающиеся научатся выполнять толчок о простой мостик. При выполнении прыжков с трамплина надо максимально использовать силу толчка ногами и пружинность трамплина, что достигается высоким наскоком на него. Выполняются следующие прыжки: прогнувшись, согнув ноги, ноги врозь, согнувшись, согнув ноги назад, согнувшись ноги врозь, ноги врозь, одну вперед, другую назад.

Прыжки с высоты(с бревна, козла, коня, стола и других снарядов, например смостика, подвешенного у гимнастической стенки) выполняются из седа, приседа или стойки вперед, в сторону или назад. Толчком обеими или одной ногой. Прыжки свысоты из виса на наклонной или горизонтальной лестнице, то же на гимнастической стенке, держась за рейку или за край подвесного мостика без поворотов и с поворотами. Прыжки свысоты согнув ноги, прогнувшись, ноги врозь, согнув ноги назад, согнувшись, согнувшись ноги врозь и др. Прыжки с высоты с ловлей предметов, прыжки с закрытыми глазами, а также с приземлением на препятствия (козел, гимнастический стол и т. п.).

Перечисленные прыжки усложняются увеличением высоты, поворотами, движениями руками, удалением места приземления, протягиванием веревки (или планки) выше места отталкивания, ограничением площади приземления (квадратом или кругом установленного размера).

Методические рекомендации кобучению

При проведении прыжков необходимо: а.) обращать внимание на хорошее устойчивое приземление; б) на занятиях сновичками иженскими группами начинать прыжки с высоты 70—80 см; в) соблюдать последовательность в подборе упражнений; г) обучать сначала более легким прыжкам и постепенно переходить кболее сложным.

Занимающемуся не рекомендуется при приземлении низко приседать, так как это опасно для связок суставов ног и может привести к падению на спину. Нельзя также приземляться на напряженные прямые ноги.

При обучении необходимо применять страховку и помощь, однако оказывать ее надо лишь тогда, когда это необходимо. Большое внимание нужно уделять обучению занимающихся.самостраховке, научить их самостоятельно выходить из создавшихся опасных положений (падению с перекатом на спину и др.).

Прыжки (подскоки) со скакалкой.Упражнения со скакалкой используются не только на повседневных занятиях, но и на гимнастических выступлениях. Прыжки со скакалкой очень разнообразны. Их можно выполнять сдлинной или с короткой скакалкой.

Прыжки (подскоки) с длинной скакалкой. Эти упражнения приучают прыгающих к точности и быстроте, согласованности своих движений со скоростью и направлением движений скакалки. Скакалку вращают двое участников или один (при этом один конец прикрепляется кстойке, стене и к другим предметам на высоте 130 см). Длина скакалки колеблется от 5 до 8 м.

Упражнения с длинной скакалкой делятся на три вида: пробе-гание, перепрыгивание и прыжки (подскоки).

Пробегание. Скакалку вращают так, чтобы из верхнего крайнего положения она двигалась вниз на пробегающего. Пробегать следует в тот момент, когда скакалка пройдет на уровне головы и будет двигаться к земле (полу). Вращать скакалку надо равномерно, почти касаясь ею земли. Если исполняющий упражнение заденет скакалку, то ее необходимо тотчас же отпустить.

Пробегания могут быть выполнены:

1) после нескольких вращений скакалки;

2) по заданию преподавателя после двух-трех и более вращений скакалки;

3) после каждого вращения скакалки;

4) под движущейся скакалкой (вперед, боком и спиной вперед);

5) один за другим после установленного числа вращений;

6) по внезапному сигналу преподавателя;

7) с различными исходными положениями рук (на поясе, за головой, за спину) или с движениями руками и хлопками; то же сдвижениями ногами: сгибая ноги вперед или сдвижениями ногами назад;

8) по 2—3 человека; то же споворотами; то же сбросанием иловлей мяча и т. д.

143 ,

Перепрыгивание выполняется через неподвижную, качающуюся или вращающуюся скакалку. Начальными упражнениями являются перепрыгивания через неподвижную скакалку на высоте 5—10 см от пола.

Рекомендуемые упражнения:

1) перепрыгивание с места (вперед и назад);

2) перепрыгивание с шага и бега;

3) прыжок на обеих ногах вперед, в сторону и назад; то же на одной ноге;

4) те же прыжки, но с поворотами, с хлопками;

5) прыжки в полуприседе, в приседе.

Перепрыгивание через качающуюся скакалку является подводящим упражнением к прыжкам через вращающуюся скакалку.

Рекомендуемые упражнения:

1) перепрыгивание с шага или разбега (вперед, в сторону, назад);

2) перепрыгивание вдвоем, втроем, взявшись за руки;

3) перепрыгивание с поворотами; то же последовательно через две качающиеся скакалки и т. д.

Перепрыгивание через вращающуюся скакалку. Вращать скакалку надо так, чтобы из верхнего крайнего положения она двигалась вниз от пробегающего (т. е. в направлении, обратном вращению скакалки при пробегании).

Рекомендуемые упражнения:

1) вбежать, перепрыгнуть через скакалку и выбежать;

2) вбежать вдвоем (в затылок друг другу) и перепрыгнуть; то же лицом друг к другу с противоположных сторон перепрыгнуть и выбежать;

3) вбежать один за другим и после одного прыжка выбежать.
Прыжки (подскоки) с длинной скакалкой:

1) вбежать, выполнить подскоки на обеих ногах, обычные или двойные (лицом, боком и спиной к скакалке), с различными усложнениями: поворотами и движениями руками;

2) прыжки (подскоки) вдвоем, втроем (друг к другу в затылок или лицом);

3) прыжки с бросанием и ловлей мяча; то же на определенное4 число раз;

4) один прыгает, другой пробегает; то же после каждого прыжка вбегает второй, третий и также по одному выбегают, а когда останется один, опять вбегают следующие и т. д.

Прыжки (подскоки) с короткой ска кал кой. Чтобы определить длину скакалки, надо взять ее за концы и встать на середину обеими ногами; руки, согнутые в локтевых суставах под прямым углом, отвести в стороны, кисти рук повернуть кверху, локти прижать к телу (рис. 124).

Вращая скакалку, необходимо обращать внимание на точность положения изгиба рук в локтевых суставах и на плавные движения кистями. Первоначальные вращательные движения скакалки

производятся руками в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах, а затем главным образом в лучезапястных суставах. Скакалка должна вращаться натянутой и не касаться пола. Заканчивать упражнения или комбинацию надо мягким приседанием. По окончании упражнений рекомендуется сложить скакалку вчетверо и завязать узлом.

Вращать скакалку можно в различных направлениях: из положения скакалка сзади — вращение вперед; из и. п. скакалка спе-

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

реди — вращение назад; из и. п. скакалка слева (левая рука за спиной, правая впереди)—вращение вправо; из и. п. скакалка вправо — вращение влево. При всех выполнениях поворотов скакалка вращается сбоку.

Изучение подскоков следует начинать с вращения скакалки вперед: это позволяет прыгающему видеть движение скакалки и определить точно момент толчка ногами для прыжка. Прыжок выполняется несколько выше кружащейся над самым полом скакалки, с прямым туловищем и ногами.

Перечень упражнений с короткой скакалкой:

1. Перешагивание — махнуть скакалкой вперед и перешагнуть через нее медленно, затем быстрее.

2. Подскоки на обеих ногах (обычные и двойные).

3. Подскоки на одной ноге, поднимая другую вперед и назад (обычные и двойные).

4. Прыжки с ноги на ногу (шагом). Сначала скакалка проходит под находящейся впереди ногой, которая ставится слегка вперед, а затем выполняется мах другой ногой назад, и скакалка проходит под ней.

5. Прыжки из стойки ноги скрестно.

6. То же, но меняя на каждый подскок ногу (сначала левая впереди, затем правая).

7. Прыжки на обеих ногах с продвижением в стороны, вперед, назад, по кругу.

8. Прыжки на одной ноге с продвижением в различных направлениях.

9. Бег на месте с высоким подниманием колена на каждое вращение скакалки (ценное упражнение для укрепления мышц живота).

10. Прыжки с вращением скакалки вправо и влево; при исполнении прыжков одна рука находится сзади, другая — впереди.

11. Прыжки в полуприседе (скакалка соответственно укорачивается).

12. Прыжки с поворотом на 90—180° и т. д.

13. «Метелочка» в приседе на одной или обеих ногах; скакалку складывают вдвое и одной рукой кружат под ногами (рис. 125).

14. Прыжки с «петлей»; то же в приседе (рис. 126).

15. Прыжки со взмахом ногой в сторону на месте и в движении (рис. 127).

16. На один подскок двойное вращение скакалки.

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах
Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах
Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

17. Перепрыгивание с переменой ручек скакалки при ее прохождении над головой.

18. Прыжки вдвоем с одной скакалкой лицом и спиной друг к другу (обычные и двойные); одна вращает скакалку, другая держит партнершу за талию (рис. 128).

19. То же с поочередным выходом и входом.

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

20. То же с передачей скакалки (во время подскоков).

21. То же боком друг к другу (вращать скакалку «наружными» руками, а «внутренними» держаться за руки).

Подскоки вдвоем и втроем выполняются на месте, с различными движениями, с передвижением в разных направлениях. Все упражнения разучиваются при вращении скакалки вперед и назад.

Методика обучения. Приступая к обучению упражнениям со скакалкой, необходимо вначале научить занимающихся без скакалки мягко приземляться и правильно держать тело.

При проведении занятий следует учитывать подготовленность и физическое развитие занимающихся. В группах начинающих, а также лиц среднего и старшего возраста надо применять наиболее простые упражнения, а времени для отдыха после них отводить больше, чем на сами прыжки.

Рекомендуется повышать нагрузки путем:

а) постепенного увеличения продолжительности упражнений
без изменения времени для отдыха;

б) уменьшения времени для отдыха без изменения времени для
упражнения;

в) увеличения времени на упражнения и уменьшения времени
для отдыха.

В зависимости от подготовленности группы и цели, которая стоит перед занятиями, продолжительность упражнений со скакалкой должна быть не более 20—35 мин.

При проведении занятий во избежание односторонней нагрузки на мышцы ног, на органы дыхания и кровообращения и для разностороннего воздействия на весь организм упражнения со скакалкой следует чередовать с различными общеразвивающими упражнениями.

При выполнении упражнений со скакалкой надо следить за тем,

чтобы занимающиеся не задерживали дыхание. После прыжков рекомендуется выполнять ходьбу на месте.

Обучая упражнениям со скакалкой, преподаватель должен обращать внимание на точное и правильное выполнение прыжка (легкость, мягкость исполнения, оттянутые носки, хорошая осанка и др.).

Упражнения следует выполнять под музыку (обычно на 21\). Упражнения составляются на 8—16—32—64 счета.

Опорные прыжки

Вскок в упор присев, соскок прогнувшись(козел или конь в ширину, высота ПО—120 см).

Оттолкнувшись ногами, опереться руками о снаряд и, подняь спину, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. Таким путем перейти в упор присев на снаряде. В темпе, выпрямляясь, оттолкнуться вверх, прогнуться, одновременно подняв руки вверх-наружу. Такое положение сохранить до момента приземления.

Обучению данному прыжку должны предшествовать подготовительные и подводящие упражнения:

1. Из упора присев на полу прыжок вверх с мягким приземлением.

2. Стоя на гимнастической скамейке, на низком бревне или на подвесной площадке, прыжок вверх с устойчивым приземлением.

3. Стоя на подвесной площадке, козле, коне, соскоки в круг, начерченный мелом.

Усложнения. Из упора присев: соскок с поворотом на 90— 360° с движением руками, хлопками над головой, за телом, с разведением ног; соскок углом вперед, ноги вместе и ноги врозь; соскок согнув ноги назад; соскок через натянутую веревочку или планку.

Страховка. Страхующий должен стоять спереди снаряда сбоку у места предполагаемого приземления. В случае падения вперед необходимо поддержать под грудь и за руку выше локтя. При падении назад держать одной рукой’под спину, а другой — за руку выше локтя.

Прыжок ноги врозь черезкозла в ширинубез замаха. При обучении прыжку следует обратить внимание на то, чтобы толчок о мостик был сделан обеими ногами, а отталкивание от козла — обеими руками; толчок ногами должен быть направлен вверх, после чего ноги нужно развести врозь пошире, разогнуться-в тазобедренных суставах и с движением ног назад, поднимая руки вверх-наружу, прогнуться. Это положение сохранить до начала приземления.

Последовательность разучивания:

1. Прыжки на месте с разведением ног в воздухе и сведением их при приземлении.

2. В упоре лежа толчком развести ноги врозь и возвратиться в

И. П.

3. Из упора лежа толчком ногами упор стоя согнувшись ноги
врозь (ноги прямые).

4. То же, но с толчком руками перейти в стойку ноги врозь.

5. Вскок в упор на колени и взмахом руками соскок ноги врозь.

6. Прыжок ноги врозь через козла в ширину.

Усложнения. Прыжок ноги врозь через козла в длину толчком руками в конце, середине или начале снаряда; прыжки с хлопками руками; с поворотом перед приземлением; через веревочку, натянутую перед козлом и за козлом (для усвоения замаха); с от-ставлением мостика (до 100 см).

Страховка. Стоять спереди, страховать, поддерживая гимнаста одной рукой под грудь, а другой за руку выше локтя.

Прыжок согнув ноги через козла в ширину. После энергичного разбега напрыгнуть на мостик. В момент толчка ногами поднять таз и одновременно согнуться в тазобедренных и коленных суставах. В полете сохранить согнутое положение тела, а затем после толчка руками, пройдя снаряд, энергично разогнуться, руки поднять вверх-наружу и сохранить это положение почти до приземления.

В начале изучения этот прыжок выполняется через козла в ширину и длину, затем через плинт и коня в длину.

Последовательность разучивания:

1. Прыжок на месте вверх со сгибанием ног вперед.

2. Из упора лежа оттолкнуться носками и перейти в упор присев, колени вместе и затем обратно в упор лежа.

3. Из упора лежа толчком ногами упор присев и с энергичным толчком руками встать.

4. Прыжок согнув ноги через низкое бревно (60—80 см).

5. Прыжок согнув ноги.

6. То же, увеличивая высоту и отодвигая мостик.

7. Прыжок с поворотом на 90—180° и более.

8. Прыжок на дальность приземления.

Страховка и помощь. Стоять впереди и немного сбоку места приземления. При обучении держать гимнаста двумя руками за руку выше локтя, а когда прыжок изучен, — одной рукой за предплечье, другой — выше локтя за плечо или под грудь (при падении вперед) и под спину (при падении назад).

Прыжок углом через коня в длину толчком одной и махом другой ногой. Выполняется толчком левой (правой) ногой (дальней от снаряда) с одновременной опорой правой (левой) рукой на тело коня. Маховая нога направляется вверх и через снаряд, опорная нога после толчка от мостика быстро присоединяется к маховой, и над снарядом они находятся вместе. Туловище по возможности выпрямляется. Руки опираются о снаряд последовательно: в начале прыжка — правая (при толчке левой ногой), а во второй половине прыжка — левая.

При выполнении прыжка углом через коня в длину толчком одной ногой тело прыгающего не должно уходить от опоры, поэтому отталкиваться надо вверх, а не в длину. Разбег должен быть небольшим. Мостик для прыжка устанавливается сбоку, параллельно коню, у ближнего края снаряда.

Страховать стоя у места приземления лицом к снаряду. При

обучении держать занимающегося правой рукой выше локтя, а левой — под таз или под спину.

Последовательность разучивания:

1. Сидя на коне на правом бедре, опереться руками за телом, делая взмах ногами вперед-вправо, соскочить со снаряда и приземлиться левым боком к нему.

2. Сидя ноги врозь на коне, опереться руками о тело коня; взмахом ног соскок углом вправо (влево).

УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИХарактеристика и классификация упражнений

Основная задача занятий художественной гимнастикой заключается в том, чтобы путем специально подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь занимающимся научиться свободно и пластично управлять своими движениями.

Общеразвивающие упражнения художественной гимнастики классифицируются на упражнения для ног, туловища и рук. Они выполняются отдельными частями тела и всем телом. По этому принципу они и подразделяются на специальные упражнения для ног (позиции ног, полуприседание; приседание; выставление ноги на носок; бросок ноги на 45°; круговое движение вытянутой ногой, касаясь носком пола — ‘/г круга; медленное поднимание ноги на 90°; бросок ноги на 90°), туловища и рук.

Специальные упражнения для ног

В художественной гимнастике при выполнении упражнений для ног решается ряд задач, основной из которых является развитие и совершенствование так называемой «выворотности». Под этим термином понимается положение ног, при котором ступни, разведенные носками в стороны, направлены по линий плеч.

Выворотность способствует более свободному движению ног, увеличивает амплитуду, площадь опоры и повышает устойчивость, но при этом необходимо помнить, что ступни ног должны плотно примыкать к поверхности пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на всей ступне. Мышцы живота, спины и ягодичные предельно напряжены. Плечи отведены немного назад.

Правила выворотности обязательны как для опорной, так и для работающей ноги, занимающей различные пространственные положения.

При отведении ноги о. ц. т. находится на опорной ноге. Голова во время выполнения движения ногой вперед или назад поворачивается к одноименному плечу. При выполнении движения в сторону голову необходимо держать прямо.

Полностью сохранить выворотность опорной ноги, в то время как другая отведена на 90°, практически возможно при выполнении упражнений с опорой о гимнастическую стенку. На середине зала такие упражнения выполняются на ноге не вполне выворотной.

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

В учебно-тренировочном процессе по художественной гимнастике применяются пять позиций, из которых выполняются различные движения ногами. Когда упражнения для ног хорошо изучены у опоры, их совершенствуют на середине зала.

Позиции ног (рис. 129). В I позиции обе ступни соединены пятками и образуют прямую линию; во II позиции ступни находятся на

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

одной линии, но между пятками сохраняется расстояние, равное длине ступни; в III позиции ступни соприкасаются, закрывая друг друга наполовину своей длины; в IV позиции ступни располагаются параллельно одна по отношению к другой на расстоянии, равном длине ступни; в V позиции ступни соединены и полностью закрывают друг друга; при

этом пятка одной ноги соприкасается с носком другой.

Сначала рекомендуется изучать I и II позиции, стоя лицом к опоре, руки свободно лежат на опоре на ширине плеч, локти слегка опущены; затем — III и V позиции и, наконец, IV — наиболее трудную позицию.

Полуприседания (рис. 130). Изучать полуприседания следует, стоя лицом к опоре. Выполняют упражнение раздельно по четыре раза в каждой позиции. Музыкальный размер — 2U; на один такт выполняется полуприседание, на один такт выпрямление ног. Темп медленный.

Разучив полуприседания в каждой позиции в отдельности, занимающиеся выполняют это упражнение слитно, лицом к опоре, по два раза в каждой позиции, сменяя их в определенном порядке. Освоив полуприседание с переменой позиций ног стоя лицом к опоре, занимающиеся выполняют его, стоя боком к опоре, держась за опору одной рукой, другая рука во II позиции.

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

Полуприседание — подводящие упражнения к приседанию, оно может выполняться в сочетании с выставлением ноги на носок, с подниманием ноги на различную высоту, с движением свободной рукой и др.

Приседания (рис. 131). Музыкальный размер —4Л, 3А, 6/s; на один такт выполняется приседание, на один такт — выпрямление ног. Темп медленный.

Во всех позициях, кроме II, необходимо приседать до предела, незначительно отделяя пятки от пола. Нельзя при этом садиться на пятки и отводить их назад. При выполнении приседания во II по-

Организация занятий и методика обучения упражнениям в висах и упорах

зиции пятки не отделяются от пола, а бедра горизонтальны. Выпрямление ног начинается плавно, равномерно, сразу же после полного приседания, без остановки. Пятки ставятся на пол одновременно. Разучивать и совершенствовать приседания рекомендуется по той же схеме, что и полуприседание. Выставление ноги на носок

Вис прогнувшись сзади


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: