Лекция по теме «Диагностика качества обучения»
Цели:
1) Изучить понятие и функции качества обучения, виды, формы, методы, результаты контроля учебно-познавательной деятельности.
2)Рассмотреть педагогически требования к диагностике качества обучения. понятие обратной связи.
3) Используя мультимедийные средства, наглядно продемонстрировать изучаемый материал.
План лекции
1. Понятие и функции диагностики качества обучения.
2. Виды, формы, методы контроля.
3. Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
4. Педагогические требования к диагностике качества обучения.
Понятие и функции диагностики качества обучения.
Управление любым процессом предполагает осуществление диагностики с целью определения эффективности его функционирования. Необходима она и для успешного протекания процесса обучения, что объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.
Диагностика призвана обеспечить обратную связь, т.е. получение информации, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Обратная связь позволяет оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь для учащихся, т.к. благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Процесс самостоятельного получения информации о своих успехах или неуспехах называется внутренней обратной связью.
На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, как отмечает В.И. Загвязинский, но все же различающихся действий:
проверку,
контроль,
учет,
оценку результатов учебной деятельности,
выставление отметок.
Все эти действия входят в состав диагностики качества обучения.
Таким образом, диагностика качества обучения – это процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики.
Диагностика качества обучения направлена на реализацию следующих функций:
u образовательная способствует научению, исправлению ошибок, организации инструктажа, помощи в дальнейшем продвижении;
u стимулирующая призвана развивать мотивацию учебно-познавательной деятельности ученика, вдохновлять его, вселять уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;
u аналитико-корректирующая связана с педагогической рефлексией учителя и представляет самоанализ, совершенствование планирования и организации обучения. Эта функция относится и к ученику, его способам преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;
u воспитывающая и развивающая обеспечивают формирование адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных свойств личности;
u контрольная заключается в фиксировании уровня достижений учащихся, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения школьника к более высоким уровням овладения знаниями и развития личности.
Процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии личности, степени достижения целей обучения называется проверкой, которая в структуре диагностики качества обучения занимает важное место.
В ходе проверки педагоги получают всестороннюю информацию о результатах обучения:
- в когнитивной сфере выявляется уровень овладения знаниями в в соответствии с таксономией целей обучения. Называются, например, уровни овладения материалом, когда ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает учебный материал. В отечественной дидактике выделяют уровни узнавания, понимания, усвоения, овладения как в отношении типовых, так и творческих действий;
- в психической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных (типичных) и нестандартных ситуациях Очень важной является проверка развития мотивации (интереса, стремления к познанию) и способностей ( познавательных, коммуникативных, эмпатийных, творческих и др.);
- в социально-личностной сфере выявляется степень овладения социальными нормами, уровень нравственного и правового самосознания, общественной активности, способности к адаптации и самореализации в изменяющейся социальной среде.
Через систему действий в ходе проверки обеспечивается контроль в структуре диагностики качества обучения.