Ii. цели обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста.

Образовательная программа

«Развивающий курс «Школа будущего гимназиста»

Программа курса «Английский язык для дошкольников»

Составитель программы:

учитель английского языка

ГБОУ Гимназии №1544 ,

Ищенко Анжелика Валентиновна.

Программа рассчитана на 56 часов,

т.е. 2 урока в неделю

( с ___________ по____________ )

Москва

Содержание.

Программа состоит из следующих частей:

I. Введение– раскрываются предпосылки создания настоящей программы, ее специфика.

II. Цели обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста – раскрываются стратегические цели обучения иностранным языкам дошкольников.

III. Содержание обучения иностранному языку – дается описание основных компонентов содержания и требования к их отбору.

1. Игра как основной способ обучения иностранному языку дошкольников.

2. Использование метода проектов как особого вида организации игр на занятиях дошкольников.

IV. Особенности Организации Учебного Процесса.

V. Сферы, СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ, ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

VI. Минимальные требования к уровню владения иностранным языком на начальном этапе обучения.

1. Аудирование

2. Письмо

3. Говорение

4. Чтение.

VII. Языковой материал.

1. Список речевых формул и языковых образцов.

I. Введение.

Обучение иностранным языкам в современном мире стало одним из приоритетных направлений в области иноязычного образования детей.

Интернационализация и интеграция всех сфер общественной жизни, особенно ярко проявляющиеся в г. Москве, сделали иностранный язык реально востребуемым в практической и интеллектуальной деятельности человека, поэтому семья и школа стремятся, как можно раньше приобщить ребенка к иностранному языку, дав тем самым ему дополнительную возможность сориентироваться в изменившемся мире.

Экспериментально и практически доказано благоприятное воздействие иностранного языка на развитие личности ребенка дошкольного и младше школьного возраста. Физиологи считают, что “существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям.

Возраст 5-7 лет является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому “кодировать” свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям.

Изучение иностранного языка развивает разные стороны личности ребенка: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину; делает ребенка более активным; приучает его к коллективным формам работы в группе; пробуждает любознательность, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. В процессе овладения новым языковым кодом у него формируется правильное представление о языке как общественном явлении. Воспитывается уважительное отношение к проявлениям иной культуры, расширяется представление об окружающем его мире.

Кроме того, появляется реальная возможность уже на раннем этапе выявить детей, способных к языкам, и подготовить их к дальнейшему серьезному изучению иностранного языка.

II. Цели обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста.

Обучение иностранному языку дошкольников призвано развивать их индивидуальные способности. Поэтому в качестве основной цели обучения выступает ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА средствами предмета. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включить иностранный язык в контекст жизнедеятельности дошкольника и определить конкретные пути осуществления интеграционных связей иностранного языка с другими предметами.

Реализация указанной цели предусматривает:

§ Развитие языковых способностей дошкольников (памяти, речевого слуха, внимания и пр.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранного языка, а также произносительных навыков.

§ Приобщение детей к языку и культуре другого народа и формирование позитивного отношения к ним, осознание детьми родной культуры.

§ Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств детей, их фантазии, способности к социальному взаимодействию (умению играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания и пр.), радости познания и любознательности.

Личностное становление ребенка осуществляется в процессе его общения с педагогами и другими учащимися. Разучивая стихи, песни на иностранном языке, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления общении на иностранном языку на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:

§ Отличать иностранную речь от родной ;

§ Понимать иноязычную речь и реагировать на нее как вербально так и не вербально (на элементарном уровне);

§ Понимать обращенные к нему высказывания и адекватно реагировать на них вербально (в рамках сфер, тематики, ситуаций. Обозначенных программой).

§ Поскольку учащимися данного возраста находится в учебном процессе иметь дело в основном со стихами, песнями, рифмовками на иностранном языке, то реестр практических целей обучения включается также развитие умений детей воспринимать этот материал.

Основной целью обучения иностранному языку детей дошкольного возраста является развитие способности к общению на изучаемом языке, что предполагает формирование у детей коммуникативной компетенции, ядро которой составляют коммуникативные умения, а также развитие таких личностных качеств как:

§ Самостоятельность,

§ Коммуникабельность,

§ Раскованность и др.

Обучение детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности (игровой, продуктивной, речевой и др.). Самостоятельность формируется у ребенка постепенно под руководством взрослого. Шестой год жизни является важным на пути подготовки ребенка к школе. В это время рекомендуется применять при обучении детей приемы, обеспечивающие повышение работоспособности детей, развитие умственной активности и любознательности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти и воображения, начальных форм осознанного управления своим поведением. Именно в данном возрасте пластичность природного механизма усвоения языка ребенком, его имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок способствует решению задач, стоящих как перед учебным предметом «Иностранный язык» так и в дальнейшем перед начальным образованием в целом.

В связи с этим большое значение придается методам развивающего обучения — систематизации предлагаемых знаний и умений, использованию вспомогательных наглядных средств, облегчающих ребенку процесс познания, формированию умений выполнять задания определенного типа и применять их в новых условиях.

В процессе воспитания важная роль отводится становлению и развитию детских отношений, первоначальному осознанию нравственного смысла усваиваемых правил поведения.

В обучении дошкольников иностранному зыку нужно придерживаться принципа поэтапности становления и развития речевого действия, когда более простое предшествует более сложному. На всех уровнях подачи материала осуществляется принцип коммуникативности, то есть все служит достижению определенного результата в общении. Самостоятельному употреблению речевых единиц должно предшествовать их понимание на слух, что соответствует психолингвистическим закономерностям усвоения речи.

Перед данным курсом обучения дошкольников ставиться цель – заложить основы коммуникативной компетенции, то есть сформировать у детей минимальный пороговый уровень владения иностранным языком, позволяющий им осуществлять иноязычное общение на элементарном уровне (с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании детей дошкольного возраста).

В области обученияговорениюдошкольникидолжны быть способны:

§ Понимать и адекватно реагировать (вербально, не вербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках тематики, ситуаций, обозначенных в данной программе.

§ Делать элементарные высказывания о себе, членах семьи, описание себя (своего друга — частях тела), давать описательную характеристику предметам используя тему: цвета; животные, одежда, еда, любимой игрушке, играх, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к предмету высказывания.

В области обучения аудированиюпредусматривается развитие у детей умений:

§ Понимать содержание небольших текстов, соответствующих уровню развития детей и их интересам, и адекватно реагировать на содержание прослушанного как вербально так и не вербально.

§ Понимать просьбы и указания, команды зарядки, игр, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке.

Основной целью в области обучения чтениюявляется умение:

§ Правильного прочтения букв английского алфавита.

§ Правильного прочтения названий некоторых стран, коротких имен.

В области обучения письмуставится задача научить дошкольников:

§ Правильному написанию букв английского алфавита.

Воспитательно-развивающие задачи обучения английскому языку у дошкольников связаны в первую очередь с развитием языковых, интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Приоритетными задачами являются: формирование положительной мотивации учения, развитие речевой культуры дошкольников и культуры общения. Расширение с помощью иностранного языка представлений учащихся об окружающем их мире, о языке как средстве взаимодействия с этим миром, развитие общеучебных специальных умений, обеспечивающих эффективное овладение иноязычным общением.

Основным аспектом при обучении дошкольников является:

Учить детей положительным способам общения:

Создание доброжелательной атмосферы в группе детей. Умение их бережно относиться к своим сверстникам, проявлять доброту и внимание, приветливость, справедливость, помогать организовывать совместную деятельность, поощрять успехи, учить их дарить радость окружающим людям. Данные условия является необходимыми для успешного выполнения любого задания в процессе обучения.

Где есть взаимопонимание между взрослым и ребенком — там есть сотворчество, сотрудничество, всегда есть положительный результат (многое зависит от внутреннего настроя, творческого подъема ребенка, желание дарить радость тем, кто их понимает).

III. Содержание обучения иностранному языку.

Содержание обучения иностранному языку должно соответствовать коммуникативно-познавательным интересам дошкольников, стимулировать их интерес и положительное отношение к изучаемому языку, воздействовать на мотивационно — побудительную сферу личности школьника, развивать его фантазию, любознательность и творческие способности. Предлагаемые на уроке ситуации общения и речевой материал должен отражать реальные условия пользования минимальным уровнем пользованием иностранным языком.

Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение этого языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение дошкольников фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения лексике является для них основополагающим. Фонетическому аспекту обучения уделяется меньше внимания, так как в этот период у детей идет процесс формирования произносительных навыков на родном языке, который является более важным, чем процесс совершенствования английского произношения.Грамматика также не является приоритетным направлением, поскольку даже носители языка в возрасте 5 — 6 лет говорят с грамматическими ошибками. Большая часть грамматических явлений не объясняется и не систематизируется, а освоение их осуществляется на основе речевых образцов, которые употребляются функционально для выражения коммуникативного намерения говорящего. Таким образом, основное внимание сосредоточено на языке как на средстве коммуникации, а не на своде грамматических правил.

Так, на начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного английского, и закладываются основы произношения:

§ полное восприятие развивается через постоянное употребление элементарных английских слов;

§ фразы и речевые клише заучиваются из песен;

§ распознавание и употребление простых слов происходит во время игры.

Основной материал языка — это лексика, слова. Как не построить дом без кирпичей, так и не овладеть языком, не усвоив необходимого количества слов. Количество слов, речевых клише, а также лексические темы, представленные для изучения, варьируются в зависимости от каждого учебного курса или индивидуальной программы учителя. Однако существуют определенные критерии отбора лексического материала для детей дошкольного возраста:

§ все слова, изучаемые на данном этапе, должны означать понятия, хорошо известные ребенку на родном языке;

§ слова должны иметь частое употребление в языке и большую сочетаемость друг с другом.

Общеизвестен факт, что дети исследуемого возраста лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть или потрогать руками, и глаголы, обозначающие движение и действия, которые можно продемонстрировать. Следует отметить, что отбор лексического материала при работе с детьми 5 — 7 лет должен быть рассчитан на формирование активного вокабуляра (простейшие слова основного словарного фонда английского языка) и пассивного вокабуляра, сформированного на основе традиционных английских песенок и чантов, а также видеоматериалов, используемых на занятиях. Примерную лексическую тематику, предлагаемую для изучения на данном этапе, можно представить в виде следующих тем:

Английский алфавит;

Счет от 1 до 10;

Вебинар. Обучение английскому языку детей дошкольного возраста


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: