Наука и образование в годы перестройки

Кризис фундаментальной и прикладной науки был обусловлен в годы перестройки резким сокращением государственного финансирования науки. Значительно сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Исследовательская и приборная база советской науки уступала оснащению мировых научных учреждений. Уменьшилось количество научных работ, являющихся конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции.

Стартовавший в годы перестройки процесс утечки умов имел тяжелые последствия для естественных и точных наук. Большие кадровые потери в физике, математике, химии и биологии были связаны с низкой оплатой научно-исследовательского труда в СССР и открывшимися перед советскими учеными легальными возможностями получить работу в зарубежных университетах и научных институтах.

Несмотря на финансирование науки по остаточному принципу продолжилось освоение космоса. В 1984 г. в Институте биофизики Красноярского Академгородка организовали исследовательский наземный комплекс БИОС–3. В крупнейших научных центрах: Арзамас–16 и Челябинск–70 проводились фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, натурные испытания образцов вооружения на ядерных полигонах.

Всемирную известность приобрел С. Н. Федоров, создавший межотраслевой научно-технический комплекс Микрохирургии глаза, в котором проводились сложнейшие реконструктивные операции глаза.

Наука и образование в годы перестройки

С. Н. Федоров

В системе общественных наук ослабление цензуры, частичное открытие архивов привело к оживлению в обществоведении, научному поиску, интересу к запрещенным ранее темам. Осенью 1997 г. в докладе Горбачева, посвященному празднованию 70-летию Октября, прозвучали новые оценки истории и политики. Он призвал к переосмыслению советского прошлого, указал на необходимость научной оценки сталинизма, отметил заслуги перед страной репрессированных руководителей партии. Огромный интерес вызвали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой Отечественной войне (В. П. Данилов Коллективизация: как это было, Н. Г. Павленко На первом этапе войны).

Огромными тиражами переиздавались труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. Источниковедческая база пополнилась опубликованными мемуарами видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Были опубликованы работы Л. В. Гумилева: Энтогенез и биосфера Земли, Древняя Русь и великая Степь, От Руси к России , в которых развита пассионарная концепции этногенеза.

Под влиянием политического курса ускорение были внесены коррективы в школьную реформу, реализация которой началась в 1984 г. Была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школьников. На практике же реформа свелась к введению 11-летнего срока обучения, пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям.

В 1988 г. была поставлена задача всесторонней демократизации и гуманизации образования. Для улучшения качества обучения предполагалось снижение обязательного образовательного минимума до девятилетнего обучения. Среднее 11-летнее образование стало не обязательным, как раньше, а всеобщим, т.е. государство гарантировало его доступность. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии); ослабла регламентация школьной жизни; новые подходы стали использоваться в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Наука и образование в годы перестройки

Учащиеся школы № 444 с углубленным изучением математики во время подготовки перфокарт. 1985 г.

Китай творит чудеса: Перестройка Шанхая. Discovery. Наука и образование


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: