Обучение диалогической речи.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – продуктивный ВРД, процесс речевого взаимодействия, предусматривающий обмен репликами между 2-мя и более собеседниками.

Диалог – коммуникативный акт, к-ый происходит в конкретной ситуации, зависит от сферы общения, от статуса собеседников и их роли в процессе общения. Обучение основным типам диалога осуществляется послед-но, с учетом уровня овладения: *Уровень отдельных реплик (диалогических единств); *Уровень сочетания реплик в рамках сверхфразового единства (микродиалог); *Развернутый диалог, к-ый включает разные типы диалогов (макродиалог); *Уровень свободной беседы (полилог). Пути освоения диалог. речью: Сверху – вниз — обучение на основе диалога – образца: 1.Предъявление диалога со зрительной опорой или без; 2 Диалог просматривается; 3 Диалог прочитывается; 4.Заучивается наизусть; 5.Трансформация диалога; 6.Составление собственного диалога по аналогии. +опора на диалог; — этот путь не всегда коммуникативно мотивирован, нет момента творчества, ориентирует на механическое запоминание. Снизу – вверх – пошаговое обучение диалогической речи, оно предполагает: 1.Овладение отдельными репликами; 2.Соотнесение реплик; 3.Комбинирование различных типов микродиалогов; 4.Свободное выказывание в различных вариативных ситуациях общения. + умение создать творческую неподготовленную речь, коммуникативно направлен. — этот путь сложнее, требует больше времени. Ситуация диалога должна включать 4 основных компонента: обстановка (время, место), отношение м/д собеседниками, речевой стимул, процесс диалогизирования или высказывания собеседников. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ: 1.Эллиптичность может выражаться: фонетически (редукция, короткие формы); лексически (усечение полнозначных слов); грамматически (вспомогательные глаголы); синтаксически (нет больших предложений). 2.Обращенность к собеседнику – использование форм 2-го лица. 3.Определенная ненормативность – частые повторы, неоправданные паузы, двойные подлежащие, ложное начало фразы. 4.Высокий уровень клешированности. Типы диалогической речи: *По социально-коммуникативным отношениям: свободная беседа, деловой разговор, социальные контакты. *По соотношению речевых мотивов собеседников: диалог обмен мнениями, расспрос, двусторонний диалог, диалог-волеизъявление. Психологические и лингвистические характеристики диалогической речи

Психологические: 1.Характеризуется сменой ролей говорящего и слушающего (цикличность). Сформировать у уч-ся умение начинать диалогическое общение, умение перехватывать инициативу в диалоге. 2.Предельная ситуативность – в процессе диалога собеседники решают следующие задачи психологического характера: умение слушать; умение правильно интерпретировать содержание реплик; умение подавать адекватную содержанию общения реплику. 3.Большая, в сравнении с монологом, эмоциональность речи. 4.Спонтанность и неподготовленность диалогической речи.

Лингвистические:

Диалогический текст состоит из диалогических единств, к-ые принято считать единицей диалогической речи. Диалогическое единство – две или более смежных реплик, взаимосвязанных по смыслу, с помощью лексико-грамматических и ритмико-интонационных средств.

19. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ.

Письмо является продуктивным ВРД. Но между говорением и письмом есть психологические и лингвистические различия: *Отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи. *При говорении мы видим реакцию собеседника, а при письме мы можем только предугадать реакцию. *Пишущий лишен возможности выразительно интонировать речь, поэтому необходимо более тщательно строить фразы и подбирать более адекватные языковые средства. *Говорящий находится в условиях дефицита времени, пишущий неограничен во времени. *Пишущий пользуется долгосрочным планированием речи, поэтому речь более логична. Т.к. пишущий не использует жесты и мимику, его речь д.б. более строго грамматически оформлена. ПИСЬМО – процесс овладения графикой (коллеграфией) и орфографией ин. языка для фиксации речевого и языкового материала. Этапы обуч-я письму: *Овладение графикой и орфографией с привлечением материала прорабатываемого устно; *Усвоение структурных моделей предложений свойственных устной и письменной формам общения. *Овладение письменной речью как средством общения. *Задача обучения письму – сформировать умение писать. Навыки письма: *Навык начертания знаков письма; *Навык правильного перекодирования звука в речи в адекватные знаки письма (орфография). Эти навыки составляют технику письма. Данные задачи решаются на младшем этапе обуч-я.

Навыки графики и коллеграфии – навыки написания всех букв и буквосочетаний в отдельности и связной речи. При овладении данными навыками уч-ся преодолевают ряд трудностей: *Один звук передается различными комбинациями; *Работаем больше с теми буквами, к-ые отсутствуют в родном языке; *В сопоставительном плане учитываются буквы одинаковые по начертанию в родном языке и в иностранном, но они отличаются по звучанию. Близкие по начертанию, но отличающиеся элементами также ставятся в соответствие. Система упражнений: соотнесите печатные буквы с прописными. Обучение орфографии – система правильного использования письменных знаков при написании конкретных слов. Успешное овладение орфографией требует соблюдения следующих положений: *Процесс обучения орфографии представляет собой развитие практических навыков и обогащение теоретическими знаниями. *Обуч-е строится на понимании и осознанно логическом запоминании. *Сознательное усвоение основных звукобуквенных соответствий применительно к отдельным группам слов. *Учащихся побуждают к творческой активности. Система упр-ий по определенной орфографической трудности подводит уч-ся к самостоятельной безошибочной возможности воспроизвести орфографический образ слова.

Система упражнений:спишите слова и подчеркните в них орфограмму.

20. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Письменная речь – вид РД целью к-ого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение, реферат, аннотация). Письменная речь –целенаправленное и творческое совершенствование мысли в письменных языковых знаках.

Целью обуч-я ПР явл-ся – формирование у уч-ся письменной коммуникативной компетенции, включающей владение письменными знаками, а также содержанием и формой ПР.

Задачи: формировать у уч-ся необходимые автоматизмы письменных навыков; умение формировать мысли в соответствии с письменным стилем; конечные требования к обуч-ю ПР включают формирование способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества.

Формы ПР: открытки, телеграммы, записки, письма, рефераты, аннотации, сочинения, диктанты. Реферат – текст, к-ый передает основную инф-цию подлинника в свернутом виде и составленный в результате е переработки. Составление реферата связано с: выделением ключевых моментов в тексте; перекомпоновкой материала; составлением логического плана текста; формулированием сообщения. Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста своими словами, содержащие элемент оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.

«Методы и формы организации обучения диалогической речи старших дошкольников»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: