Описание бизнес ситуации

Предположим некоторое предприятие, например, известное нам АО Стеклодув, решило открыть новое направление бизнеса, суть которого заключается в приобретении партии товара, с целью поставки его импортному партнеру. Поступление валютной выручки от реализации товара, согласно условиям подписанного между ними контракта, и предварительным расчетам, ожидается через месяц после отгрузки товара.

Ожидаемые издержки предприятия по выполняемому контракту состоят из:

  • стоимости приобретения товара;
  • стоимости услуг экспедитора по транспортировке товара;
  • стоимости таможенных услуг;
  • стоимости услуг банка по конвертации полученной валютной выручки.

Предположим предприятие не имеет своих свободных оборотных средств и для приобретения этой партии товара и расходов, связанных с поставкой его покупателю. Поэтому подписывает контракт с банком на получение на период проведения операции (допустим один месяц) кредита в национальной валюте. Кредитная ставка по предоставляемому кредиту на оговоренный срок равна 3%. Вся сумма кредита перечисляется на банковский счет АО Стеклодув в день отгрузки товара покупателю. Погашение кредита и процентов по нему осуществляется после конвертации валютной выручки полученной от покупателя. Оплата услуг банка по конвертации валюты осуществляется из денежных средств полученных от покупателя.

Возмещение экспортного НДС осуществляется через некоторое время после проведения расчетов с покупателем и, как следствие, эта сумма не может быть использована для погашения кредита. Оплата налога на прибыль и налога с оборота происходит позже и предполагается, что к этому времени возмещение экспортного возмещения будет уже произведено.

Поставленная задача

При анализе целесообразности проведения подобных (схемных) операций, финансовые расчеты проводятся, как правило, отдельно от остальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому существующие затраты предприятия, связанные с текущей жизнедеятельностью (аренда офиса, заработная плата персонала и прочее) рассматривается как постоянные издержки и в расчеты не включаются.

Затраты, которые предприятие несет по реализации схемной операции, в большинстве своем, носят переменный характер. Их величина непосредственно зависит от объема реализации, выраженного либо в денежном, либо в натуральном выражении или комбинированно. Если в данной схеме и имеются издержки, которые можно отнести к постоянным, то они, как правило, незначительны и ими можно в предварительных расчетах пренебречь. К таким издержкам могут относиться разовые расходы: оплата услуг по какому-либо обследованию всей партии груза, получение каких-то разрешений, оплата аккредитации на таможне, оплата услуг банка по оформлению кредита, разовая оплата услуг отдельных специалистов или организаций.

Поэтому цель схемных расчетов — получить желаемую рентабельность только по этой схеме, без учета других затрат предприятия, связанных с его повседневной деятельностью. Предстоящая задача — создание приложения (модели) для упрощенных расчетов по схемным решениям. Рабочая книга будет состоять из двух листов:

Константы — для ввода значений количества товара, цен его приобретения и реализации, различных ставок: налогов, пошлин и пр.;

Схема — лист со схемой движения материальных и финансовых ресурсов.

Рабочий лист Константы

На рабочем листе Константы (рис. 16.1.) находятся данные, с которыми предстоит оперировать при расчетах. В столбец В введены наименования статей констант, в столбец D их значения, а между этими столбцами введены имена, присваиваемые ячейкам, содержащим значения этих констант.

При создании модели, не следует сразу же вводить в расчеты реальные цифры, которые могут быть трудны для зрительного восприятия и последующей упрощенной проверки правильности проводимых расчетов. Поэтому независимо от исходных данных, на этапе создания модели, введите:

  • ставки налогов, с которыми легко проводить расчеты, например, 1%, 10% или 20%;
  • приблизительную округленную ставку процентов за предоставленный кредит;
  • ставку таможенных расходов и расходов на конвертацию валюты, равную в сумме 1%;
  • кратный курс отношения национальной валюты и валюты платежа, например, 10 или 50;
  • количественную партию товара, с которой легко оперировать в расчетах, например, 1000 или 100 тонн (ящиков, вагонов и пр.);
  • стоимость ресурсов, в которых содержится налог на добавленную стоимость, кратной ставке этого налога. Так при стоимости товара 1080 руб. и услуг экспедиторов 120 руб., общая стоимость этих ресурсов на 1 тонне составит 1200 руб., в которой налог на добавленную стоимость составит 200 руб.

Описание бизнес ситуации

Рис. 16.1. Рабочий лист Константы

После создания модели и ее тестировании на правильность проводимых вычислений, введенные простые значения констант замените на реальные.

Интересные ситуации при приеме на должность бизнес-аналитика


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: