Основные подходы к определению понятия «информация»

Информатика.Определение,основные объекты изучения.

В 1978 году на Международном конгрессе по информатике было предложена следующая формулировка определения понятия “информатика”: “Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия”.

В следующем определении в явном виде подчеркивается двойственный характер информатики — фундаментальность и технологичность: Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Вместе с тем информатика — это стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся сфера практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Методологическое определение: Информатика — комплекс научных направлений и наукоемких технологий, объединенных общим методом исследования — информационным подходом и общим предметом исследования — информационными процессами.

На наш взгляд, информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.

В данной формулировке подчеркивается, что объектом изучения информатики как науки являются именно законы, закономерности, поскольку цели любой науки не только объяснительные, но и прогностические. Основной предмет изучения — информационные процессы, но не сами по себе, а в их привязке к “носителю” — информационным системам. Прагматизм информатики обусловлен тем, что предметом ее исследования являются также методы, средства и технологии, обеспечивающие эффективную организацию информационных процессов и их автоматизированное выполнение.

С точки зрения вузовского образования, информатику следует рассматривать как существенный элемент гуманитарной культуры человека, который вносит решающий вклад в формирование современного научного мировоззрения, дает ключ к пониманию многих явлений нашей жизни, снабжает умениями, необходимыми для ориентирования в современном информационном пространстве и успешной деятельности в нем.

Таким образом, основными объектами изучения в информатики являются:

информационные объекты (тексты, совокупности данных, алгоритмы и т.п.), то есть информация, зафиксированная на каком-либо носителе;

информационные ресурсы общества, как совокупность созданных человечеством информационных объектов;

информационные процессы (поиск, отбор, хранение, передача, обработка, хранение, кодирование, защита);

информационные модели (в частности, структуры данных, алгоритмы, программы);

информационные технологии, как совокупность методов, способов, протоколов реализации информационных процессов;

информационные системы, как совокупность информационных ресурсов вместе допустимыми для них информационными процессами, реализуемыми с помощью информационных технологий;

компьютер и компьютерные системы как универсальные средства автоматизации информационных процессов.

Информация.Подходы к определению,носители,виды и свойства,единицы измерения.

Основные подходы к определению понятия «информация»

Понятие информации — одно из фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира. Однозначно определить, что же такое информация, так же невозможно, как невозможно это сделать для понятий «время», «энергия» и пр.

В науке существует три подхода к феномену информации.

Атрибутистпы полагают, что информация как семантическое свойство материи является неотъемлемым атрибутом всех систем объективной реальности, она существовала и существует вечно, является организующим началом в живой и неживой природе.

Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических (человеко-машинных) системах. Информация — это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.

Антропоцентристы ограничивают сферу информации главным образом социальными системами и определяют информацию как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира. Говорить о смысле сигнала, а, следовательно, об информации можно только по отношению к человеку и обществу.

Все точки зрения имеют право на существование и исследуются в соответствующих областях науки: информация как семантическое свойство материи изучается в философии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание воспринятого сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.

Информатика изучает, прежде всего, информационные процессы в социотехнических системах. Эти системы относятся к типу управляемых и самоуправляемых систем и обязательно включают в себя субъекта-человека. Поэтому информатике как науке ближе второй и третий подходы, то общее, что в них есть. Это не означает, что информатика отрицает наличие информации в неживой природе — просто эти проблемы сейчас ее интересуют в меньшей степени.

Цель этой лекции — познакомить вас с основными подходами к определению понятия «информация», которые чаще всего используются в информатике. А поскольку информатика включает в себя элементы многих областей научного знания, таких как теория информации, кибернетика, робототехника, computer science, программирование и пр., то в каждой из них есть свои особенности в трактовке феномена информации и определении этого понятия.

Информация, количество информации


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: