По подготовке детей старшей группы

Арцишевская И.Л.

А88 Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. — М.: Книголюб, 2008. — 72 с. (Психологическая служба.) 18ВЫ 978-5-216-00049-5

В пособии даны подробные конспекты занятий-тренингов, в ходе которых дети 5-6 лет отрабатывают необходимые для школьного обучения коммуникативные и поведенческие навыки, привыкают к роли ученика, развивают познавательные процессы и моторику.

Приложение к пособию поможет специалистам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом.

Адресовано психологам и педагогам, занимающимся подготовкой детей к школе.

ББК 88.8

I8ВN 978-5-216-00049-5

© И.Л. Арцишевская, 2007 © Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2008

Серия «Психологическая служба» АРЦИШЕВСКАЯ Ирина Леонардовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Конспекты занятий

Ответственный за выпуск — М. Вишневская Редакторы — Е. Алифанова, Т. Сазонова

Корректор — А. Сурженко

Оригинал-макет — Н. Руденко

Обложка — Д. Морозова

Подписано в печать 06.12.2007. Формат 60×90/16. Печать офсетная. Печ. л. 4,5. Тираж 1000 экз. Заказ № 2626.

ООО Издательство «Книголюб». 109544, Москва, ул. Рабочая, д. 93, стр. 2. Тел.: (495) 950-57-08. Е-та11: тЪ@Ьшо1иЪ.ги. Ут^.]

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в

ОАО «Домодедовская типография» г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1

Введение

В связи с введением четырехлетнего начального образования многие дети переступают школьный порог уже в возрасте 6,5 лет Часто эти дети не попадают в подготовительную группу детского сада, их дошкольное образование ограничено программой старшей группы.

Данное пособие рассчитано на педагогов-психологов и призвано помочь воспитателям в подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, учитывая их возрастные особенности и познавательные способности.

Программа успешно апробировалась в течение нескольких лет и доказала не только свою эффективность, но и необходимость.

Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллектуальным умениям (умению читать и считать), но также другим показателям.

Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 достигают соответствующего уровня произвольной регуляции поведения, так как это зависит не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга.

Мотивационный показатель, то есть желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего бенок личностно дозревает к семи годам: к этому времени игровая мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника — оно становится более уравновешенным и целенаправленным.

Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.

Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению. А недостаток знаний и умений, как правило, быстро ликвидируется уже к концу первого класса, программа которого рассчитана на детей, не умеющих читать, считать и писать.

Авторская программа состоит из 27 занятий, приступать к которым следует в октябре, а заканчивать в апреле следующего года. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивости, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы.

Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.

Большинство занятий не требует специального оборудования. Однако перед началом работы следует изготовить необходимые плакаты и пособия, представленные на рисунках в тексте, а также подготовить следующее оборудование и материалы:

• колокольчик;

• доска, одна сторона которой расчерчена в клетку, мел
или специальные фломастеры;

• магнитная доска с магнитами;

• указка;

• сшитая концами узкая лента длиной 6-9 метров;

• мяч средних размеров;

• листы бумаги формата А4;

• пуговицы или фишки (по количеству детей);

• набор предметных картинок из разных понятийных
групп*;

• разрезные картинки;

• тетради в крупную клетку с полями (по количеству детей);

• наборы из шести цветных карандашей, простые мягкие
карандаши (по количеству детей);

• наборы счетных палочек (по количеству детей);

• наборы геометрических фигур «Учись считать» (по количеству детей).

Занятия продолжительностью 25-30 минут рекомендуется проводить во второй половине дня один раз в неделю с подгруппой из 8-10 человек. В помещении должны быть столы для сидячей работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр. Примерная продолжительность каждого упражнения указана в пособии, но следует помнить, что многие задания можно изменять, дополнять — словом, проявлять творческую инициативу.

Успешной работы!

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ДЕТСКОГО САДА К ШКОЛЕ

Занятие №1

Задачи:

v развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;

v знакомство со школьными правилами;

v развитие произвольного поведения;

v диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.

Материалы:

мяч, колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик», подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши.

Ход занятия

( 5 – 7 мин.) Упражнение «Вежливые слова»

Все встают в круг.

Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Витя!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова».

В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов.

После того, как каждый ребенок выполнит задание, психолог звонит в колокольчик и произносит:

— У меня в руках звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сядем,

Баловство свое оставим,

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари»!

Дети садятся за столы.

(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»

Психолог читает рифмовку:

— Учитель входит — надо встать,

Когда он сесть позволит — сядь.

Ответить хочешь — не спеши,

А только руку подними.

Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия.

(4-5 мин.) Игра «Трутень и пчелы»

Психолог говорит:

— Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.

Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы — пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза — значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза — значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!

Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.

( 2-мин.) Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел:

Ключик, видно, не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

(7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики,произвольности и зрительно-моторной координации

Дети садятся за столы.

Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок:

По подготовке детей старшей группы

Заключительный этап

По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и говорит:

— Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему-то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания!

Занятие 2

Задачи:

v повторение школьных правил;

v развитие произвольного поведения;

v развитие внимания и мышления;

v развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики.

Материалы:

мяч, колокольчик, фишки, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, плакат «Фигурки из счетных палочек — 1» (из демонстрационного материала), наборы счетных палочек.

Ход занятия

(3 мин.) Упражнение «Вежливые слова — вежливые ответы»

Все встают в круг.

Психолог поочередно бросает детям мяч и произносит слова, требующие какого-либо вежливого ответа, например: «Спасибо! — Пожалуйста!», «Извините! — Ничего страшного!», «Здравствуйте! — Здравствуйте!», «Апчхи! — Будьте здоровы!» и т.д.

Ребенок ловит мяч, произносит нужные слова и возвращает мяч психологу.

По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы.

( 2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)

( 2 мин.) Упражнение «Отгадывание загадок»

Психолог предлагает детям отгадать загадки:

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Вот так дом:

Одно окно,

Каждый день

В окне кино. (Телевизор)

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

(4 — 5 мин.) Игра «Пол — нос — потолок»

Психолог говорит:

— Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы — указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать — говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!

(1-2-мин.) «Физкультминутка» (см. Занятие 1)

( 4 – 5 мин.) Упражнение «Фигурки из счетных палочек — 1»

На столе каждого ребенка — набор счетных палочек. На доске — плакат «Фигурки из счетных палочек — 1».

Психолог объясняет, что с помощью счетных палочек можно не только считать, но и выложить фигурки.

Дети выкладывают фигурки, а затем считают, сколько палочек использовано в каждой из них.

(7-10 мин.) Диагностическое задание «Рисунок человека»

Психолог раздает детям подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши и просит их нарисовать любого человека.

Если кто-то из детей справился с заданием быстрее остальных, можно предложить ему нарисовать что-нибудь на оборотной стороне листа.

НОД «Путешествие в страну Математика» для детей старшей группы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: