Религия и нравственность

Церковь и образование

А теперь зададим себе вопрос: можно ли допускать в школы таких людей?

Советские пропагандисты обвиняли церковь в распространении невежества. Как иллюстрируют вышеприведенные примеры, для этого имелись и имеются основания. На самом деле церковь не волнуют ни образование, ни культура сами по себе — только та их часть, которая связана с религией.

Опять-таки, не все представители церкви таковы. Но чем официальнее точка зрения представителя церкви, тем ближе его позиция к описанной мной. И если мы выступаем с критикой таких работ, то не по причине ненависти к церкви, а потому, что ложь и распространение невежества нельзя оставлять без внимания. Иногда и в самом деле становится страшно, что люди могут принять все это всерьез. Сейчас каждый может говорить, что хочет — и это правильно. Но это право распространяется и на нас. Нельзя запретить кому-либо печатать даже явный бред, но можно объяснить читателям, что это — бред. И мы это делаем и делать будем. Даже если это многим не нравится. Цель нашей деятельности — сохранение у людей элементарного здравого смысла — а это многого стоит.

Таким образом, мы — не воинствующие атеисты. Просто нельзя спокойно смотреть, как под флагом возрождения духовности распространяется невежество. Недавний обезьяний процесс с участием Маши Шрайбер одновременно настораживает (самим факто того, что он состоялся) и радует (своим провалом). Сбылось все-таки мое пожелание с треском провалиться, высказанное Кириллу Шрайберу в личном письме. В письме я привел ряд возражений на его претензии. Отвечая, Шрайбер был весьма вежлив и тактичен (больше, чем я сам), но ни на одно из моих возражений не ответил. Впрочем, подозреваю, что основной целью всего этого судебного процесса было скандально прославиться.

Выгнать обезьяну из школы не удалось. И надо навсегда затвердить еще один факт: система образования должна давать гражданам научные знания. Если они оскорбляют чьи-то чувства — то это проблемы исключительно этих людей. Ни администрацию школы, ни тех, кто составляет образовательную программу такие проблемы волновать не должны. Другое дело — если новые научные данные требуют пересмотра программы. В таком пересмотре нет ничего ненормального — наши знания о мире меняются и будут меняться дальше. Но открытия, сделанные на переднем крае науки, редко касаются школьной программы, так что эта проблема не очень серьезна. Требования же пересмотреть школьную программу, основанные на религиозно-мистических представлениях, не должны вообще приниматься к рассмотрению.

Можно спросить: а зачем вообще все это обычному человеку, который не работает в какой-либо научной области? Но значение научных знаний для массы населения нельзя недооценивать. В обществе, где никто, кроме исчезающе малой группы ученых не понимает, зачем нужна наука, эта самая наука не встретит поддержки и со временем просто прекратит развиваться. А тогда прекратится и развитие общества. Вот почему популяризация науки должна быть весьма важной задачей для любого государства. Безбожная советская власть уделяла этому очень большое внимание — сам я рос на напечатанных в советские времена научно-популярных книжках, очень качественных, добротных и весьма серьезных. Теперь их не печатают, и этот пробел с успехом заполняет поток псевдонаучной литературы (сам видел в продаже, причем нe где-нибудь, а в университете книжку под названием Информативная мистика)!

Иногда говорят: Правильно, вот церковь и протестует против разного рода суеверий. Однако любая религия (православие в том числе) также является суеверием, так как оснований для веры в воскрешение Христа ровно столько же, сколько для веры в несчастье, приносимое черной кошкой — то есть нисколько. И сколько бы ни говорила церковь, что она борется с суевериями, на самом деле здесь идет борьба с конкурирующими суевериями, а не с суевериями вообще. Так что свою нишу здесь находят и религиозные публикации, подобные книжке Яко с нами Бог!, и т.п.

Сейчас очень модно слово толерантность. Иначе говоря — терпимость. И это хорошо — быть терпимым, но все хорошо в меру. И когда люди пытаются отменить важнейшие достижения науки и вытеснить их из сознания массы людей в угоду своим личным убеждениям — тогда терпимым быть нельзя (по крайней мере тому, кому небезразличны наука и здравый смысл).

Религия и нравственность

Все это верно — скажут мне некоторые из читателей — но у религии есть и другая сторона. Религия может быть основанием нравственности, которой так не хватает нашему обществу. Более того, скажут мне — для большинства граждан нравственность важнее, чем естественнонаучные знания. То есть, перефразируя известное высказывание, если бога нет, то его следует выдумать.

Рассмотрим проблему религия и нравственность чисто с прагматической точки зрения, то есть я буду исходить из того, что ни одна религия не верна и рассматривать ее просто как инструмент воспитания.

Нравственность, безусловно, важна и находится в нашем обществе не на лучшем уровне. Однако попробуем разобраться в двух вопросах:
1. Возможна ли нравственность без религии?
2. Насколько хорошо подходит христианство для того, чтобы быть основой нравственности?
В качестве примера приведу коллектив, с которым в жизни сталкивался каждый — школу. Если сейчас, оглядываясь назад, я вспомню тот коллектив, в котором мне пришлось учиться с первого по восьмой классы, то ситуацию с нравственностью в этом коллективе оцениваю, как неудовлетворительную.

В нашем районе существует православная гимназия. Сам там не учился, но из рассказов знаю — ситуация с нравственностью, по-видимому, на отлично. Казалось бы, все ясно? Нет. Вот третий пример — физико-математическая школа при НГУ, куда я попал на последние 2 года школьного обучения. Ситуацию я бы тоже оценил на отлично, хотя никаким православием и никакой другой религией там, естественно, и не пахнет.

Значит, дело не в религии. Обе школы отличаются от обычных тем, что туда берут не всех, туда отбирают. Отбирают по разным признакам: в ФМШ по знаниям и способностям, в православную гимназию — по-видимому, больше ориентируясь на поведение. Но закономерность такова, что отличник редко бывает хулиганом и драчуном, так что в обоих случаях отбор приводит к улучшению ситуации по сравнению с обычной школой. Кроме того, из обеих школ можно выгнать, а это тоже действует.

Важно еще, чтобы ученики были заняты. В православной гимназии за этим следят. В ФМШ программа такова, что если учиться всерьез, времени на балдеж просто не остается (а если не собираешься учиться всерьез — зачем туда идти)?
Можно занять учеников изучением богословия, а можно — математики. Что лучше? Математикой можно занять не всех, богословием, наверное, тоже. Лично я богословие не изучал, однако, по моим впечатлениям, изучать, например, литературу на школьном уровне легче, чем математику. Наверное, богословие тоже легче, да и вообще религиозные идеи воспринимаются сознанием легче, чем научное знание. Именно этим, наверное, и объясняется отчасти такая живучесть религии. Конечно, заинтересовать детей библейскими историями легче, чем теоремами геометрии. Однако с практической точки зрения математика будет, безусловно, полезнее. Выходя из ФМШ, человек имеет уже серьезную профессиональную подготовку. Для подавляющего большинства выпускников гимназии богословие вряд ли станет профессией.

Как видим, религия вовсе не обязательна для обеспечения нормальной обстановки в школе. Главное — чтобы ученики были заняты делом. Этот вывод, я думаю, распространяется не только на школы. Наверняка большинство людей припомнят среди своих знакомых людей, не верящих в бога, однако вполне порядочных, добрых и честных.

Ну а помогает ли религия укреплению нравственности? Возможно, в каких-то случаях страх перед адской сковородкой и остановит потенциального убийцу. Но мировая практика не подтверждает эффективности религии как средства поддержания нравственности. Начать хотя бы со средневековья — времен поголовной религиозности, когда человеческая кровь лилась рекой. А если сравнить советские времена (атеистическое государство) и нынешние (существенный рост религиозности общества)? Все знают, что уровень преступности сейчас гораздо выше. Мне могут возразить, что эта религиозность — номинальная, и это в значительной степени верно, но, по крайней мере, гораздо больше стало действующих храмов, а в них ведь кто-то ходит. Я, конечно, не утверждаю, что преступность возросла из-за религиозности, но, как видно, религия мало помогает.

С одной стороны религия грозит человеку наказанием за преступление, с другой стороны — как правило, оставляет шанс от него отвертеться, например, путем покаяния (в христианстве). Можно придумать разные способы ухода от ответственности, и на самом деле не важно, будут ли они работать с точки зрения православных канонов — важно, что кто-то может в это поверить и поступить соответственно. Следует заметить, что большинство верующих довольно плохо знакомы с положениями собственной религии (я тоже с ними плохо знаком, но, похоже, лучше многих верующих), и, кстати, часто не испытывают потребности изучать их лучше. Фокус в том, что детальное изучение той же библии может привести человека к отказу от веры в силу огромного количества противоречий в библии, как показал, например, в своих работах проф. Е. К. Дулуман. Достаточно сказать, что на вопрос о том, что нужно для спасения (христиане все время говорят о необходимости спасения не вполне ясно от чего), имеется как минимум 5 взаимно исключающих друг друга ответов.

Но важен и другой вопрос: а насколько вообще библейская мораль применима к жизни? В качестве примера разберем ситуацию с Содомом и Гоморрой.

То, что бог сжег эти два города за грехи их жителей, вроде бы общеизвестно. А собственно, за какие грехи жители двух городов были так сурово наказаны? Почему-то грехом содомии называют некоторые половые извращения. Но где об этом сказано в библии? Я вообще-то плохо знаком с библией, но вот решил выяснить этот вопрос. И вот что я нашел:

Быт. гл. 13 и 18
Религия и нравственность 13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. (Бытие, 13). 20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; (Бытие, 18) Религия и нравственность

Никакой конкретной информации.
Разве что только здесь:

Быт. гл. 19
Религия и нравственность 5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Религия и нравственность

По-видимому, слово познаем имеет здесь специфический смысл. Но с точки зрения морали, принятой в нашем обществе, разве может сожжение заживо считаться адекватным наказанием за такой грех? Современное общество уже не очень-то считает такие вещи грехом, по крайней мере, бывают гораздо более тяжелые проступки. Чтобы оправдать такое уничтожение двух городов по морали нашего общества, все жители этих городов (кроме эвакуированных праведников) должны были быть какими-нибудь маньяками-убийцами. Все поголовно, включая детей — ведь и они погибли тоже! Тогда возникает вопрос: как уцелела семья Лота — единственная праведная семья в Содоме? Да тогда их можно было бы и не сжигать — сами бы друг друга перерезали.

Так что же, массовое уничтожение населения двух городов за сравнительно небольшие проступки — это пример морали, на который следует ориентироваться? Очевидно — такая мораль для современного общества непригодна.

Это был пример из Ветхого завета. Обратимся теперь к новому.

В православной литературе при любом удобном случае стараются подчеркнуть важность семьи. Однако Христос, похоже, не очень-то ценил семью. Вот он, знаменитый отрывок:

Евангелие от Матфея, 10
Религия и нравственность 34 Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, 35 ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. 36 И враги человеку — домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; Религия и нравственность

То есть служение Христу важнее, например, заботы о детях?

Лично мне, например, и официально декларируемое христианское отношение к семье и к браку не очень нравится. Половые отношения до брака считаются грехом. Почему? Кому какой от этого вред? Раньше основания для такого отношения, пожалуй, были — представление о греховности внебрачных половых связей было средством предотвращения появления нежелательных детей. Но теперь, когда рождение нежелательных детей можно предотвратить (для чего изобретено множество разнообразных средств), оснований для такого отношения больше нет. Лично я считаю, что формальная регистрация брака необходима только если речь идет о детях (дети, конечно, должны расти в полноценной семье), либо при возникновении каких-то правовых вопросов. Современное общество все больше практикует подход не понравится — разбежимся, и это, по-моему, разумно. Христианский семейный кодекс устарел безнадежно. Общество не принимает его, и общество имеет на это право. Ведь соблюдение моральных норм — не цель, а средство, и эти нормы общество определяет для себя само. Атеизм не отвергает мораль, он отвергает абсолютную мораль, данную свыше. Вместо нее предлагается мораль, созданная людьми на протяжении поколений в ходе развития общества. Процесс формирования непрерывный, он продолжается и сейчас. И то, что некоторыми людьми воспринимается как падение нравственности, вполне может быть просто естественной эволюцией нравственных норм, которые меняются с изменением условий, в которых существует общество.

Конечно, такие изменения могут быть и нежелательными. В приведенном примере необходимо, чтобы люди массово владели приемами предохранения. Нужно так называемое половое воспитание.

И здесь появляется еще одна сторона общественно вредной деятельности церкви. Православная церковь протестует и против полового воспитания, и против средств предохранения (по крайней мере, некоторых). Аргументы, приводимые церковью, я рассматривать не буду — вне религии они смысла не имеют. Неужели же такая важная для общества и государства работа, как просвещение в важнейших вопросах продолжения рода и контроля над ним, должна тормозиться только потому, что, по представлениям части людей, опирающихся на древние верования, в методах предохранения и в обсуждении этих вопросов есть что-то греховное?

Итак, теперь нам ясно, что атеисты
…- Не отрицают нравственных ценностей
…- Не стремятся истребить религию, а стараются ее ограничить.
Напротив, церковь в ряде случаев препятствует просвещению граждан и навязывает свои, специфические и не всегда приемлемые требования.

Религия и нравственность


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: