Сбор и обработка информации по теме дебатов

Методика проведения дебатов

Министерство по атомной энергии РФ, Центральное окружное управление Департамента образования Москвы, Детская Ядерная Академия, Институт учебника “Пайдейя”, Персональная школа и общественное объединение “Образовательное общество”, приглашает Вас принять участие дебатах по теме:

Атомная энергетика способна улучшить качество жизни в России

Дебаты пройдут 23 апреля в 15-00 в ЦНИИАтоминформ, Дмитровское шоссе, 2.

Цель проводимых дебатов – самоопределение учащихся к одной из важнейших проблем современности, какой является использования атомной энергии. Такая формулировка темы дебатов выбрана неслучайно. За традиционными спорами между противниками и сторонниками атомной энергетики об ее опасности и безопасности нередко теряется главный вопрос, связанный с той ролью, которая играет атомная энергетика в обеспечении насущных потребностей и качественной жизни российских граждан.

Дебаты — интеллектуальная игра для старшеклассников, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте.

Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие учащиеся приобретают важнейшие способности:

— обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию,

— анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы,

— устанавливать логические связи между явлениями,

— различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы.

Дебаты имеют важное значение и с точки зрения проведения Всероссийского конкурса научно-образовательных проектов “Энергия будущего”, объявленного Министерством по атомной энергии Российской Федерации совместно с Институтом учебника “Пайдейя”. При разработке своих проектов слушатели Детской ядерной академии, участники конкурса “Энергия будущего” получили разнообразную и нередко противоречивую информацию о значении атомной энергии. Участие в дебатах должно позволить учащимся систематизировать и провести критический анализ этой информации и выработать собственное отношение к этой проблеме.

Принимаются предварительные заявки на включение в две команды:

Команда утверждения выступает с тезисом: “Атомная энергетика способна улучшить качество жизни в России”.

Команда отрицания выступает с тезисом: Атомная энергетика НЕ способна улучшить качество жизни в России

Заявки на участие принимаются по электронной почте [email protected] до 16 апреля. В заявке указывается позиция команды (утверждающая или отрицающая), состав команды (ФИО), ФИО сопровождающего на игру, группа поддержки.

Сценарий дебатов

Участники

Для проведения дебатов формируется две команды участников. Каждая команда состоит из 5 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей. Каждая команда имеет группу поддержки (10-15 чел.) В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.

Команда утверждения выступает с тезисом: “Атомная энергетика способна улучшить качество жизни в России”.

Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны не верна или что аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет свои недостатки. Команда отрицания выступает с тезисом: Атомная энергетика НЕ способна улучшить качество жизни в России

Судьи решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечаются области столкновения позиций команд, указываются сильные и слабые стороны выступлений.

Таймкипер — человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.

2. План игры

1) Приветствие участников – 3 минуты

2) Выступление команды утверждения – 7 минут

Спикеры команды утверждения представляют аргументацию тезиса: “Атомная энергетика способна улучшить качество жизни в России”

3) Раунд вопросов- 10 минут

Команда отрицания задает вопросы команде утверждения.
В вопросах уточняется позиция команды утверждения.
Вопросы задают спикеры и группа поддержки команды отрицания.
Группа поддержки использует свободный микрофон.
На вопросы отвечают спикеры команды утверждения.
4) Выступление команды отрицания – 7 минут.

Спикеры команды отрицания представляют аргументацию тезиса: “Атомная энергетика НЕ способна улучшить качество жизни в России”

5) Раунд вопросов- 10 минут

Команда утверждения задает вопросы команде отрицания.
В вопросах уточняется позиция команды отрицания.
Вопросы задают спикеры и группа поддержки команды утверждения.
Группа поддержки использует свободный микрофон.
На вопросы отвечают спикеры команды отрицания.
6) Заключительное выступление команды утверждения- 7 минут

В заключительном выступлении спикеры команды утверждения опровергают аргументы и доказательства отрицающей команды, представляют сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства утверждающей линии.

7) Заключительное выступление команды отрицания- 7 минут

В заключительном выступлении спикеры команды отрицания опровергают аргументы и доказательства утверждающей команды, представляют сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии.

8) Выступление судей. Подведение итогов игры.

РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМАНД

Сбор и обработка информации по теме дебатов

Как играть в дебаты?

Суть дебатов — убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.

Основными элементами дебатов являются:

Тема. В дебатах тема формулируется в виде утверждения (например, “Переговоры с террористами недопустимы”).

Утверждающая сторона. В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.

Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки.

Аргументы. – С помощью аргументации вы сможете убедить судью, что ваша позиция по поводу темы — наилучшая. То есть, вы дадите судье повод поверить, что ваша позиция правильная. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными. Вы захотите представить наиболее сильные, убедительные аргументы, и убедить судью, что они — лучшие. Судьи настроены весьма скептично. Они захотят увидеть, что вы продумывали аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что ваши аргументы могут выдержать атаку оппонентов.

Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), подтверждающие их позицию. Например, вы говорите маме, что опоздали в школу, потому что остановились помочь мотоциклисту поменять проколотую шину. Это хороший аргумент, оправдывающий опоздание. Для того чтобы доказать маме (судье в данном случае), что этим аргументам можно верить, вы показываете ей разорванные джинсы и грязные руки, как последствия проделанной работы. Физическое свидетельство сопровождает аргумент. В дебатах свидетельства добываются путем исследования.

В основном это мнения экспертов.

Вопросы. Раунд вопросов используется для разъяснения позиции, так и выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе раунда вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

Решение судей. После того как судьи выслушают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными)

Тема задает дебатам определенные рамки. Но, поскольку тема может содержать множество проблем для обсуждения, необходимо ее ограничить. Участники дебатов проводят эти дополнительные ограничения путем определения основных понятий темы. С помощью точных определений вы показываете другой команде поле для аргументации, а судье — четкую линию вашей аргументации.

Если вы участвуете в дебатах по поводу контроля за оружием и определите “контроль” как какие-то запреты на открытую продажу, ваши оппоненты будут знать на каком “поле” вести игру.

Перед тем как вы дадите определение терминам, вам нужно понять какие термины нуждаются в определении. Не каждое слово в теме требует словарного определения для того, чтобы его поняли. Некоторые термины будут приняты обеими командами и без необходимости их определения. Вы должны будете сконцентрировать внимание на определении тех терминов, которые могут вызвать некоторые разногласия.

Рассмотрим пример: тема “Использование животных в научных исследованиях аморально”, в ней участник дебатов, видимо, захочет определить следующие термины “научное исследование” и “животное”. Другие термины не вызывают вопросов в процессе дебатов.

Утверждающая сторона выступает первой и поэтому имеет возможность ввести свое определение.

Определения должны быть:

Четкими. Утверждающая сторона должна четко определить, как она будет использовать каждое понятие.

Обоснованными и корректными. Термины должны быть просты для понимания. Не допускается неоправданное сужение (расширение) объема и содержания понятия. Если ваши объяснения определений некорректны, ваши оппоненты смогут оспорить их. Не подвергается сомнению корректность тех определений, которые даны со ссылкой на словари и справочную литературу (являются “культурной нормой”).

Отрицающая сторона может дать определения тем терминам, которые не были определены утверждающей стороной.

Стратегическими. Определения должны соответствовать позиции, выдвигающей их команды. Если утверждающая команда защищает понятие “свобода”, то вряд ли будет удачным определить это понятие как “абсолютная независимость”. Этим команда только затруднит свое положение.

Вводить определения можно с помощью, например, такой фразы: “Для того чтобы позиция утверждающей стороны была лучше понята, мы бы хотели дать определения терминам, содержащимся в теме”. После определения понятий утверждающей стороной отрицающая сторона должна согласиться с определениями (в случае некорректности определений — доказать факт некорректности и дать свои определения).

Для того чтобы дать правильные определения темы, следует осуществить информационный поиск.

Сбор и обработка информации по теме дебатов

При подготовке к дебатам важно уделить особое внимание сбору и организации информации по теме. Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате полноты знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать самое нужное. Поэтому информационный поиск является очень важным этапом работы над темой.

Для сбора информации используйте библиотеки, компьютерную сеть, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д. В качестве исследователя изучайте информацию, ищите данные, относящиеся к теме дебатов в разнообразных источниках, классифицируйте, анализируйте и затем организуйте все доказательства в логическую и четкую форму.

Дебаты Дональда Трампа: 5 ментальных приемов, которых вы не замечали


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: