Старообрядчество на среднем урале

Отчет

О посещении музея

НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА

Выполнил: Абдыкаим угли А.

Студент группы ДЗ 104

Проверил: Сачкова Н.Н.

Преподаватель

Екатеринбург, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ГОРОДА НЕВЬЯНСКА

1.1. История города Невьянска………………………………………………..3

1.2. Старообрядчество на среднем Урале…………………………………….4

ГЛАВА II. НЕВЬЯНСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ

2.1. Техника иконописи………………………………………………………..5

2.2. Образы и сюжеты Невьянской иконописи………………………………6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Впечатление об экспозиции музея………………………………………………7

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………8

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ГОРОДА НЕВЬЯНСК

История города Невьянска

Город Невьянск. Первый настоящий завод Урала, положивший начало горнозаводской цивилизации. Бывшая вотчина Демидовых. Когда-то Невьянский завод гремел на весь мир…

Здесь выпускали лучшее в мире железо, работала самая большая царь-домна, впервые был использован громоотвод, задолго до своего официального открытия применена техника железобетона и тайно плавили первое сибирское серебро…

Невьянск возник в 1701 году как железоделательный завод. Если быть точным, то его датой рождения считается 15 декабря 1701 года, когда был выплавлен первый металл. Лишь несколько месяцев Невьянск был казенным заводом. В марте 1702 года Петр I повелел передать его в частные руки Никиты Антуфьева — родоначальника ставшей знаменитой династии Демидовых.

В XIX веке Невьянск называли золотым дном. Да и сейчас город стоит фактически на золоте. Все окраины и окрестности города перекопаны не по разу, здесь до сих пор повсюду работают золотопромывальные машины.

Памятник Ленину в центре Невьянска. Памятник очень миниатюрный, Ильич предстает на нем каким-то карликом.

В Невьянске сохранилось очень много старинных домов. Одних только памятников истории и архитектуры порядка 60!

Свято-Троицкая церковь. В советские времена ее купол снесли и все еще не могут восстановить.

В мае 2011 года здесь открылась новая экспозиция В подвалах Демидовых. Теперь посетители музея смогут побывать в легендарных подвалах Невьянской башни, а также поучаствовать в изготовлении монет.

Спасо-Преображенский собор по праву считается один из самых красивых и величественных храмов Урала. Колокольня храма — самая высокая на Урале, достигает 64 метров.

Старообрядчество на среднем Урале

Уже в 30-х годах XVII века Средний Урал стал важнейшим металлургическим районом страны. Здесь выплавлялся большая часть российского металла. Много железа вывозилось даже в Англию. Заводы строились в лесистых районах на небольших речках, недалеко от место рождении руд. Горнозаводская промышленность определила особенности расселения – заводской поселок на берегу искусственного пруда. В первой половине XVII века здесь уже добывались уральские самоцветы, было открыто рудное золото.

ГЛАВА II. НЕВЬЯНСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ

Сложилась в сер. XVIII в. у старообрядцев Ср. Ур. Первые мастера — старец Григорий (Г. Коскин), инок Гурий (Г.А. Перетрутов), отец Паисий (П.Ф. Заверткин) — работали в скитах и окрестностях Невьянска. Покровительство горнозаводчиков позволило создать мастерские в г. Навыки иконописания передавались из поколения в поколение. Расцвета школа достигла в конце XVIII — первой пол. XIX в., когда работали семьи Богатыревых, Чернобровиных, Анисимовых, неск, позднее — Филатовых, Романовых, Калашниковых и др.

Характерная особенность невьянской школы — синтез традиций допетровской Руси, ориентация на иконографию конца XVI-XVII в. Однако сказалось и влияние стилей Нового времени: барокко и классицизма. Невьянским иконам свойственны звучность и чистота цвета, письмо по золоту (в дорогих иконах), широко использование техники свечения золота, одежды, прописанные золотом, ассистом, роспись их крупными цветами, бутонами, травным орнаментом, сложные складки одежд. В некоторых иконах использовался полимент (подкладочный слой красной охры). Иногда золото, закладываясь на слой листового серебра, приобретало холодную тональность. Особенно заметно новаторство невьянских мастеров в пейзаже, включавшем элементы реального изображение уральской природы.

В личном письме просматриваются два типа ликов. Первый идет от иконописи сер. XVII в., к-рая была продолжением новгородских традиций: жесткий, графитный рисунок, резко очерченные нос, рот, подбородок, скулы, глаза с тяжелыми нижними веками, изогнутые брови, надбровные дуги, морщины на лбу, светлое охренное в белизну. Второй — отличается мягкой моделировкой по овалу, тонкостью, легкостью письма, оживлением темного лика то плотными, то прозрачными белильными движками.

2.1.Техника иконописи

Техника иконописи, обычно заключается в том, что на деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока». Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас». После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы. Затем (в отдельных случаях) делается «графья» или «прорезь», прорезающая контур, с помощью заточенной иглы, позволяющая не сбиться в последующей работе. Что является важным требованием в работе с ликом. Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона. Первый этап непосредственно живописной работы — «роскрышь» — прокладка основных тонов. Краски (яичнаятемпера на натуральных пигментах) в первую очередь накладываются на фоны. Затем покрываются элементы пейзажа, растительность («травы»). Строения («палаты») и пр., а также одежды персонажей — всё, что составляет так называемое «доли?чное» на иконе. После этого тёмным тоном («санкирем») заполняются контуры ликов и другие обнажённые участки тела — «личное». Далее следует повторная обводка контуров рисунка. Следующий этап — «пробелка» доличного и «охрение» личного — постепенное высветление выпуклых частей изображения . Процесс работы над ликом завершает наложение «оживок» — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения.

На заключительной стадии следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист.

Важный и обязательный этап живописи — выполнение подписи, однозначно связывающей изображение с первообразом. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем — натуральной олифой.

2.2.Образы и сюжеты Невьянском иконописи

Среди сюжетов и образов икон преобладают изображения Богородицы, тип Умиление, выражающий все оттенки материнского чувства. Часто встречаются Владимирская и Федоровская Богородицы. Популярны Казанская — заступница и защитница перед Господом, Всех скорбящих радость с надписью: Страждущим утешение, больным исцеление, нищим одеяние, Нечаянная радость и Умягчение злых сердец (Семистрельница). Иисус Христос изображался и как суровый судия, Царь Царем, грозный Вседержитель, и как Спаситель, несущий любовь к ближнему, Мессия, пришедший к труждающимся и обремененным. Среди наиб. почитаемых святых Николай-чудотворец, воспринимаемый как защитник и покровитель труда, Илья-пророк, обычно изображаемый в композиции Огненное восхождение Ильи, Св. Георгий (наиб. распространена икона Чудо Георгия о змее), Александр Невский, почитавшийся как защитник заводов от пожаров. В XIX в. популярен Пантелеймон — исцелитель. Многочисленные иконы, изображающие трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, а также моск. митрополитов Петра, Алексея и Ионы.

Заключение.

Впечатление об экспозиции музея.

Все было хорошо, аккуратно расставленные экспонаты. Самое главное это то, что можно все успеть посмотреть. Рассказывали интересно, приятно было слушать. Не скучно было.

ПРИЛОЖЕНИЕ

http://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia-13-1351.html

(Энциклопедия Википедия)http://ru.wikipedia.org

Старообрядцы на Урале


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: