Вначале о звукопроизношении

РАЗВИВАЕМ КРАСИВУЮ УСТНУЮ РЕЧЬ РЕБЕНКА

Начнём мы со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частных задач:

произношение всех звуков не только изолированно, но и в речи;

— умение говорить, владея всеми средствами выразительности;

— произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;

— владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не прерывать других, использовать в речи «волшебные слова» — здравствуйте, пожалуйста, спасибо и др.).

Вначале о звукопроизношении

Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков встречаются у дошкольников всё чаще. Иногда они вызваны физиологическими причинами – неправильным строением нёба, либо некоторыми видами паралича, но чаще такие явления объясняются психологическим состоянием вашего ребёнка.

Степень запущенности произношения звуков заключает логопед к 5 годам. Ну, а нам пока стоит задуматься о том, как мы говорим с ребёнком. И для полного понимания обратимся к такому примеру. Давайте представим на минутку, что мы только что прошли краткий курс английского языка и вдруг встречаем товарища, который говорит на английском с детства. Нам, конечно, сразу же покажется, что наш товарищ очень быстро, ну просто невыносимо быстро, говорит с нами по-английски. Даже знакомые слова в его речи перестают быть понятными для нас. Так вот, тоже самое происходит в нашем общении с детьми, если мы с ними говорим быстро или нетерпеливо. Только детям ещё труднее – у них вообще ещё нет богатого словарного запаса. В этой связи крайне важно наладить не только характер вашей речи, но и её содержание.

Что касается произношения, то при постановке звука и во время автоматизации его во фразовой речи ребёнка можно использовать стишки, чистоговорки, скороговорки и другие тексты на данные звуки алфавита. Упражняться с ними можно в следующем плане:

1. Расскажи стишок так, чтобы мы услышали звук, например, звук «ш».

2. Кто быстрее произнесёт скороговорку.

3. А сейчас расскажи скороговорку быстро – медленно – быстро.

4. Твоя кукла Алиса хочет, чтобы стишок вначале ты рассказала громко, затем тихо, а потом снова громко.

Следующей очень важной задачей, стоящей перед нами является обогащение словаря детей.У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив. С этой целью мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и предложения:

  • учить подбирать определения и эпитеты – (какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, охотничьи, служебные и т.п.);
  • узнавать предметы по описанию – (зелёная, кудрявая, белоствольная, что это? – берёза);
  • подбирать действия к предмету – (ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);
  • подбирать предметы к действию – (на небе сверкает, землю согревает, что это? – солнце);
  • подбирать действия к объекту – (кто или что плавает? летает? – рыба, самолёт, бабочка, пушинка);
  • подбирать обстоятельства – (трудиться можно как? – хорошо, плохо, быстро, сообща, медленно, «спустя рукава»);
  • подбирать синонимы – (большой, огромный, громадный);
  • подбирать антонимы – (белый-черный, легкий-тяжёлый, сильный-слабый, высокий-низкий, полный-худой);
  • находить пропущенные слова – (пришёл почтальон, он принёс…);
  • распространять и дополнять предложения – (кошка взобралась на дерево; какое дерево? зачем взобралась?);
  • называть составные части целого – (неделя: понедельник, вторник, среда…);
  • составлять предложения по опорным словам – (птичка, комната – птичка залетела в комнату; цветок, ваза – цветок стоит в вазе и т.д.);
  • упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж), т.е. воспитывать грамматически правильную речь.
  • взрослый называет животного, а ребёнок его детёныша (курица – цыплёнок, лошадь – жеребёнок). Причём в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространённой ошибкой у малышей;
  • придумывать слова, заканчивающиеся на -ок, -ек, -ёк или, начинающиеся с ва-, за- и др.;
  • игра «Бюро находок» (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы, небольшого размера… Что это?);
  • какой в сказке герой? – (лиса – рыжая, хитрая, ловкая; колобок – круглый, любопытный; волк – серый, глупый, недогадливый);
  • про что можно сказать? — холодный — …, холодная — …, холодное — …;
  • как можно назвать одним словом: людей, лечащих больных? взрослых, перевозящих груз? детей, идущих в школу?
  • придумывать однокоренные слова – (лес – лесок, лесной, лесничий…);
  • игра «Скажи одним словом» — (у лисы длинный хвост – длиннохвостая, у жирафа длинные ноги – длинноногий, у зайца длинные уши – длинноухий);
  • придумывать необычные предложения из 2 слов: «Лиса чирикает», «Ворона мяукает» и т.п.;
  • познакомить детей с многозначными словами – (у ежа иголки, у ёлки иголки, швейные иголки. Аналогично рассматриваются значения слов коса, ручка, ключ и т.п.);
  • познакомить со словами, которые ничего не значит:

шапка – это шапка, оделся и пошёл,

тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол,

а я придумал слово, смешное слово – плим,

и ничего оно не значит – плим, плим, плим.

Таким образом, постепенно мы пытаемся развивать монологическую речь, т.е. учить детей говорить не только отдельными словами, но и более распространёнными предложениями и короткими текстами. Здесь уместно будет знакомство детей с богатством русского языка и литературы: метафорами, сравнениями, эпитетами, гиперболами, олицетворениями и другими языковыми средствами. Тогда ребёнок в речевой практике будет «с помощью родного языка творить чудеса» (К. Паустовский).

В решении данной задачи нам помогут разнообразные формы фольклора: потешки, загадки, кричалки, считалки, дразнилки, перепутаницы и др. средства устного народного творчества. Важно только, в зависимости от текста, продумать вопросы речевого поискового характера. В этих обстоятельствах весьма активно развивается творческая речь, мышление и воображение детей. Посмотрите:

1. Предложить ребёнку придумать созвучные слова (картошка – ножка, ноготок – локоток…);

2. Научите детей повторять стишки с разными эмоциональными состояниями: реально, весело, страшно, удивленно, грустно и т.п.;

3. Нарисуйте или вылепите вместе из пластилина (глины, слоёного теста) героя литературного произведения таким, каким видит его мама.

4. В перепутаницах поставить всё на свои места, что получилось?

5. При чтении художественных произведений, спросить у ребёнка какие чувства оно у него вызвало?

6. Обратите внимание на рифмы в стихотворениях.

7. Восстановите слова, которые рифмуются между собой. Кто больше придумает? (…жок, …шка, …еть);

8. Учите детей составлять рассказы по картинкам, используя жесты и мимику.

9. Учим отвечать и задавать вопрос «почему?» — (Почему Снегурочку так назвали?);

10. Сравни и объясни: чем отличаются и чем похожи? (огурцы и помидор, апельсин и мандарин) – детям легче найти отличия, чем сходства;

11. Учите рассказывать о себе (автобиографию).

12. Учите мечтать «А если бы я был…, А если бы я оказался…

13. Учите детей придумывать окончание рассказа, сказки, например, придумай счастливый конец в сказке «Колобок»;

14. Придумайте другое название произведению.

15. Попробуйте по опорным словам придумать чуть-чуть новую или совсем новую сказку: Дед, Бабка, Курочка Ряба, яичко, мышка; ввести в старую сказку новых героев, например, появляются лиса, кот.

Как вы видите, мы от отдельных фраз и слов перешли к более распространённым ответам детей. Задания для воспитания связной, монологической речи должны быть разнообразные, задаются детям в ненавязчивой форме, лучше к ситуации:

— вместе пересказать сказку;

— рассказать только эпизод, который очень понравился;

— описать игрушки, членов семьи, друзей, любимых животных и т.п. можно по плану, по образцу, по частям, по очереди;

— и др. приёмы.

Вполне понятно, что наиболее подходящим, интересным материалом для упражнений в речи являются сказки. Конечно, сказки есть в каждом доме, в дошкольном возрасте они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Они хороши не только для развития мышления и воображения, но и формирования устной речи, т.к. эти процессы взаимосвязаны.

В связи с этим нам думается, что предлагаемые приёмы помогут детям развить красивую связную речь. И поэтому мы ещё раз напоминаем:«Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво!»

Литература

1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996

2. Фесюкова Л.Б. От трёх до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио, Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Особенности коррекции звукопроизношения у взрослых


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: