Все педагоги знают роль яркого эпизода, интересной детали, практического примера в запоминании школьниками учебного материала. Вот такие интересные факты из жизни царя Алексея Михайловича Романова можно рассказать учащимся, если речь идет о просвещении, о распространении грамотности. В старших гуманитарных классах текст можно использовать полностью, во всех других его можно сократить и выбрать только отдельные фрагменты.
Нарядись в ездовое платье да съезди к сестрам, бутто от меня приехал, да спрошай о здоровъе, да скожи, што я буду в воскресенья, што будет, а што в понедельник часу в четвёртом дни. Да извещяю тебе, что тем и тешюся, што стольников безпрестани купаю ежеутр в пруде. Иордань хорошя зделана, человека по 4 и по 5 и по 12 человек, за то: хто не поспеет к моему смотру, так тово и купаю; да после купанья жялую я – зову их, ежеден у меня купалшики те ядят до воли, а иные говорят: мы-де нароком не поспеем, так-де и нас выкупают да и за стол посадят…
Это письмо, по стилю и реалиям вполне могущее ассоциироваться у современного читателя с Петром I, на самом деле принадлежит перу его отца – царя Алексея Михайловича. Шестнадцати- или семнадцатилетний государь, выехавший из Кремля в одну из своих подмосковных резиденций, обращается здесь к двоюродному брату – боярину Афанасию Матюшкину, с которым его связывало не только родство, но крепкая дружба, а также общность интересов: оба были страстными поклонниками соколиной охоты. Как видим, в порядках, заведённых молодым царём в своём загородном дворце, с его требованием к боярам являться с утра на службу к определённому часу, а также с последующим полушуточным купанием в проруби, с одной стороны, освящённым традициями крещенской недели, а с другой, всё-таки являющимся самовольной выдумкой монарха, сквозит уже нечто от куда как менее невинных «шуток» Петра Алексеевича. Есть здесь и налёт мальчишества – в том маленьком спектакле, который царь предлагает кузену разыграть перед сёстрами, а также в просьбе спросить у настоятеля Чудова монастыря благословения половить голубей на одной из монастырских мельниц, которой письмо завершается. Нет здесь только того налёта безучастной благостности, который, как кажется, навсегда приписала Алексею Михайловичу отечественная историография, ориентируясь на закрепившееся за ним прозвище «Тишайший».
Какие только объяснения этому царскому прозванию не пытались дать исследователи XIX–XX веков, упоминая при этом и кроткий характер второго из Романовых на русском престоле, и даже тот факт, что незадолго до смерти царь стал страдать «водянкой» ног и от этого не смог уже принимать участие в традиционном «шествии на осляти». И всё равно в «тихость» монарха, на время правления которого пришлась многолетняя война с Польшей (на полях сражений которой он присутствовал лично), печально знаменитая русская церковная реформа и зарождение русского придворного театра, верилось как-то с трудом. Современные исследования, впрочем, показали, что лично к царю Алексею его прозвище имеет весьма опосредованное отношение – просто в середине XVII века, когда при российском дворе появилось много выходцев из южнорусских земель, знающих латынь, к русским правителям стали применяться эпитеты, заимствованные из титулатуры их западноевропейских «коллег». Так, наименование «тишайший» (лат. tranquilissimus) в XVII веке использовалось для обозначения не только Алексея Михайловича, но и его преемника Фёдора Алексеевича и даже царевны Софьи; «тишайшим» именовался во время церковных величаний даже Пётр I, которого совсем уж сложно заподозрить в тихости. Позднее российские императоры оставили в своём официальном титуле другой европейский по происхождению эпитет – clementissimus – «всемилостивейший», истоки которого, разумеется, также наивно было бы искать в их личных качествах. Впрочем, вернёмся к Алексею Михайловичу.
Этот царь первым среди русских правителей стал собственноручно записывать свои сочинения и письма, тогда как все предшествующие монархи их только надиктовывали. Даже богатейшая и широко известная переписка Ивана Грозного, судя по всему, была зафиксирована на бумаге его дьяками. Что же до Алексея Михайловича, то оставленное им писательское наследие достаточно обширно: здесь и попытки польскоязычного стихотворства, и начатые записки о русско-польской войне, и адресованная будущему патриарху Никону «Повесть о смерти патриарха Иосифа» и, возможно, «Урядник сокольничья пути», а также многочисленные письма, к сожалению, до сих пор крайне плохо опубликованные и почти не изученные.
Частная переписка Алексея Михайловича открывает нам этого монарха как человека темпераментного, иногда горячего, но отходчивого и справедливого. Его письма двоюродному брату Афанасию Матюшкину посвящены почти исключительно соколиной охоте, бывшей страстным увлечением обоих. Причём царь представляется здесь не как степенный церемониймейстер этого действа, приобретшего к семнадцатому столетию свой особый непростой «чин» и порядок, но как активный участник «забавы». В своих посланиях он в подробностях рассказывает о том, прилетели ли утки, какую птицу запускали в тот или иной день, даёт распоряжения по кормлению и уходу за птицами. Юный монарх помнит по именам всех своих соколов, а их только в письмах 1646–1647 годов упоминается более десятка. Однажды, узнав от кузена, что один из его пернатых любимцев «выздоравливает», царь, похоже, разгневался так, что в ответном письме обещал перепороть всех ловчих, не сообщивших ему о болезни сокола, в случае, если птица умрёт (однако тут же напомнил, что ценит хорошую службу, и посулил наградить всех, когда птица поправится). Впрочем, эта минутная вспышка вовсе не даёт нам право считать юного Романова человеком взбалмошным и жестоким: в своих сокольничих он неизменно принимал самое живое участие; в письмах царь многократно упоминает имена разных слуг, отдаёт распоряжения об их обустройстве, интересуется здоровьем заболевших и т.д.
Отдельную группу составляют письма царя семье. В частности, во время военных походов 1654–1656 годов он регулярно писал сёстрам (с 1655 в пространных обращениях, с которых начинаются царские послания, регулярно упоминаются также супруга государя царица Мария, а также поимённо дети и даже племянники, однако содержание и общий характер писем от этого не меняются). Эта часть царской переписки удивительным образом сочетает в себе официальный и интимный характер. Теперь Алексей Михайлович – это уже взрослый человек, обременённый семейством, более того, письма его идут в Москву вместе с официальной и дипломатической корреспонденцией, а потому в составлении писем начинают принимать участие дьяки. Впрочем, их роль, скорее всего, ограничивается записью части текста под диктовку самого Алексея Михайловича, а далее к большинству посланий царь обязательно дописывает несколько строк своей рукой. Это обстоятельство, как помним, необычное для российских монархов предшествующего времени, здесь, наоборот, становится настолько обыденным, что однажды царю даже приходится предупредительно успокаивать родственников: «Да не покручинтеся, что не своею рукою писал: ей, недосуги и дела многия. А по том челом бью». Царские приписки в посланиях могут заключаться в простом пожелании «здравствовать на многая лета», но их непременное наличие свидетельствует о том, насколько крепка была эмоциональная связь между Алексеем Михайловичем и его родными, жаждавшими получить такую весточку. Эта любовь, желание при любой возможности видеть сестёр и жену, вживую пообщаться с ними становятся ещё более явными из более длинных посланий. Проводивший почти всю тёплую половину года в войсках, Алексей Михайлович то радуется намерению сестёр выехать ему навстречу («А что едете ко мне и зело о том радуюся и жду вас, светов, как есть слепой свету рад»), то умоляет их быть особенно осторожными во время начавшейся в Москве эпидемии («Для Христа, государыни мои, оберегаитеся от заморнова ото всякои вещи; не презрите прошения нашего»), то заранее утешает их, сообщив печальную новость о том, что, скорее всего, пробудет в разъездах с лета до глубокой осени 1655 года («Да разсудити себе, государыни мои: то ли лучше, что по осени на время у вас побывать да по последнему пути апять на службу и с вами апять не видатца, или то лутчи, что ныне помешкать да вовсе…отделатца и вовсе с вами быть на Моске»). Иногда письма явственно доносят до нас живые интонации, позволяющие понять, насколько близким и сердечным было общение в царской семье. Так, с Пасхой 1655 года царь Алексей поздравляет родных следующим известием: «А у нас Христос воскрес в Смоленске. А у вас воскресе ли Христос?» Впрочем, даже в официальный титул сестёр, старательно воспроизводимый дьяками в начале каждого послания, брат сумел вложить своё личное отношение и чувство: особо почитавшаяся им старшая сестра царевна Ирина там неизменно именуется «матушкой и сестрицей».
Отдельный предмет для научного интереса составляет роль тайнописи в царской переписке. Известно, что к различным шифрам царь Алексей Михайлович проявлял большой интерес, сохранились и его письма к А. Матюшкину, целиком написанные специальным кодом («тарабарщиной»).Очевидно, в секреты царской тайнописи, до определённой степени, были посвящены и домашние государя, так как свои письма он неизменно подписывал особым значком, напоминавшим букву А с характерным росчерком. Иногда этот значок встречается в царских письмах три и даже более раз, причём написание росчерка может значительно усложняться и видоизменяться. Впрочем, что именно узнавали царевны-сёстры из этих тайных знаков своего брата, для нас, скорее всего, навсегда останется загадкой.
Вот таким – разносторонним и неожиданным – предстаёт в своих письмах русский монарх, в школьных учебниках именуемый «тишайшим».
Разработки уроков
Повесть временных лет
Вид урока:Смешанный урок: урок-освоение нового материала и урок-беседа; интегрированный урок (литература-история-основы православной культуры).
Цель урока:познакомить шестиклассников с памятником древнерусской литературы – «Повестью временных лет», проанализировать вместе с ними некоторые фрагменты памятника, обращая внимание на сюжеты и образы, уже известные школьникам по другим произведениям («Песнь о Вещем Олеге», «Руслан и Людмила», былины), а также найти в памятнике иллюстрации к тезисам, которые уже известны школьникам из курса истории.[1]
Задача урока:сообщить ученикам некоторые сведения об истории создания «Повести временных лет» и познакомить их выборочно с некоторыми отрывками памятника в переводе Д.С. Лихачёва;
— ещё раз отработать у детей навык медленного чтения;
— провести и закрепить межпредметные связи между курсами литературы и истории.
В результате урока дети получат следующие знания:
— о существовании жанра летописи вообще и «Повести временных лет» в частности, времени и месте её написания, некоторых образах летописи;
— о связи «Повести временных лет» с некоторыми библейскими сюжетами, русским фольклором (былины) и творчеством А.С. Пушкина.
— умения:
— читать и комментировать летописный текст;
— проводить параллели между новым для них древнерусским памятником, историческими событиями и ранее изученными произведениями литературы;
— навыки:
— интегрированного мышления и восприятия нового материала с точки зрения и с привлечением имеющихся знаний из разных дисциплин.
Новые понятия:древнерусская литература,памятник литературы, летопись, лето (в значении «год»), «Повесть временных лет», усобица, варяги.
ТСО:Раздаточный материал – распечатки отрывков из «Повести временных лет» в переводе Д.С. Лихачёва (отрывки летописи приведены в тексте урока, для удобства школьников возможна замена прямо в тексте распечатки некоторых слов и понятий, вынесенных в сноски). Атлас по истории средних веков 6 класс, карта «Расселение славян».
Слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с произведением древнерусской литературы, которое называется «Повесть временных лет». Древнерусской называют литературу, которую создавали наши предки во времена Древней Руси – с XI по XVII век. Дошедшие до нас сочинения этого периода не очень многочисленны, поэтому каждое из них очень ценно и их принято называть «памятниками», несмотря на то, что речь идёт о литературе, а не скульптуре.
Памятник древнерусской литературы «Повесть временных лет» по жанру является летописью. Летопись – это жанр исторических произведений, представляющий собой ряд записей о разных событиях, расположенных по годам. Поэтому, начиная рассказывать о каких-то событиях, летописец почти всегда сделает пометку «В лето такое-то», то есть «в таком-то году» — «летом» когда-то давно называли год. Сейчас слово «лето» употребляют для обозначения года только в некоторых формах. Приведите примеры, в которых «год» называли бы «летом».
Дети:Прошло много лет, несколько лет.
Учитель:правильно, здесь во множественном числе употреблено слово «лето», но мы же не можем сказать, что говорящий имеет в виду именно лето, а зиму при этом пропускает. Значит, имеется в виду именно «год». А вот заглавие нашей летописи – «Повесть временных лет» – можно было бы перевести на современный язык как «повествование о годах времени» или «рассказ о минувших годах».
Есть у нашего памятника и более длинное название, в современном переводе оно звучит так: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля»[2]. Итак, на какие вопросы хотел ответить автор своим повествованием?
Дети: Как возникла Русская земля и какие были первые киевские князья.
Учитель: Правильно. «Повесть временных лет» была написана киевским монахом Нестором в начале XII века. В это время славянское государство было уже довольно большим для своего времени и его история насчитывала уже несколько веков, наверное, поэтому автору было так важно найти и записать ответы на все эти вопросы.
Однако начинает он своё повествование почему-то не с истории Руси, а с очень далёких легендарных событий, о которых рассказывает христианская книга Библия. Так, согласно Библии, когда-то люди стали настолько гордыми и так плохо себя вели, что Бог решил истребить их и наслал на Землю Всемирный потоп. В Библии рассказывается, как произошло большое наводнение, после которого выжил только праведник Ной, которого Бог специально предупредил о будущем бедствии и который вместе со своей семьёй и многочисленными специально собранными животными спасся в большом корабле – ковчеге. От потомков Ноя, согласно Библии, впоследствии и произошли все люди, которые заново заселили Землю.[3]
Также в Библии рассказано, что ближайшие потомки сыновей Ноя снова возгордились и решили построить башню высотой до небес, чтобы прославиться. Согласно Библии, огромную башню начали строить в городе Вавилон, за что её называют Вавилонской. Однако Бог разрушил башню и сделал так, что её строители стали говорить на разных языках; в результате люди перестали понимать друг друга, строительство остановилось, и строители разошлись по разным концам Земли и заселили разные страны.
Почитаем, как рассказывает об этих событиях автор «Повести временных лет»:
По потопе[4] трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу: Хаму же достался юг: Иафету же достались северные страны и западные: .
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык[5] произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне.
Учитель:Как вам кажется, ребята, зачем русский летописец начинает свой рассказ о русской истории с таких далёких библейских событий?
Дети:Летописец хотел проследить происхождение славян и подчеркнуть, что они очень древний народ.
Учитель:Правильно. Более того, в Средние века считалось, что, чем древнее народ, тем более он достоин уважения. Летописец пытается передать читателям мысль о том, что славяне – очень древние, именно это заставляет его связать их историю с библейской.
А теперь давайте прочитаем следующий отрывок. В нём нужно будет подчеркнуть названия всех народов, которые там упоминаются. Когда вы закончите подчёркивать, откройте, пожалуйста, карту атласа и найдите там как можно больше народов, упомянутых в летописи.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава[6], а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане[7]. Когда волохи[8] напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи[9], иные – мазовшане[10], иные – поморяне[11].
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами[12], иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом.
Учитель: итак, скажите, какие народы упомянуты в этом отрывке – легендарные или реальные?
Ученики:Реальные. Автор рассказывает здесь о расселении европейских народов в VII-VIII веках н.э.
Учитель:А какой город упомянут в летописи – и может считаться одним из древнейших славянских городов?
Ученики:Новгород.
Учитель:Теперь почитаем о происхождении Киева.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены[13], и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Учитель: Итак, какое племя жило в окрестностях будущего Киева? И как звали легендарного основателя Киева?
Ученики: Племя полян и князь Кий.
Учитель:Теперь давайте разберёмся, откуда появились позднейшие русские князья. Для этого нам надо снова перенестись в Новгород. Но для начала необходимо сказать несколько слов. Мы с вами переходим к той части летописи, которая делится на отдельные годовые статьи. Каждая такая статья помечена отдельным годом. Современные исследователи, чтобы летопись удобно было читать, пересчитали номера годов по современному летоисчислению, однако летописец считал иначе. Кто помнит, от какого события ведётся счёт лет в современных европейских календарях?
Ученики: От Рождества Христова.[14]
Учитель:Правильно. Однако в Средние века славянские летописцы вели счёт иначе – от сотворения мира. При этом считалось, что разница между сотворением мира Богом и рождением Христа составляет 5508 лет. Поэтому в начале каждой летописной статьи «Повести временных лет» мы с вами увидим две даты – номер года, как его обозначил летописец и как обозначили бы мы с вами сейчас по современному календарю.
Итак, вот что летописец рассказывает о приглашении князей в Новгород:
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы[15], – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Учитель:Этот отрывок содержит ответы на несколько важных вопросов. Кто был первым русским князем?
Ученики:Рюрик.
Учитель: А что такое «усобица»?
Ученики:Усобица или междоусобица – это война между собой, ссора, конфликт. Например, в Древней Руси были княжеские междоусобицы.
Учитель:Почему новгородцы решили пригласить к себе Рюрика, и каковы должны были быть обязанности князя, что сообщает об этом летописец?
Ученики:Новгородцы обнаружили, что в их земле «нет порядка» и приглашённый князь должен был «судить по праву», не допуская усобиц.
Учитель:То есть в обязанности князя входило следить за соблюдением порядка, разбирать конфликты – то есть быть судьёй?
Ученики:Да.
Учитель: А кем был Рюрик по происхождению?
Ученики:Варягом.
Учитель: А кто знает, кто такие варяги? В науке есть разные мнения о том, что это был за народ, однако большинство учёных сходятся на том, что варягами на Руси и в Византии называли скандинавских мореходов-викингов, которые часто отправлялись в соседние страны, нанимаясь и на русскую, и на византийскую службу. Возможно, Рюрик и его родичи были представителями какого-то отдельного племени, которое называлось «русь». По крайней мере, в летописном рассказе «варяги-русь», упомянуты в одном перечне с другими скандинавскими народами – шведами, норманнами, готландцами и англами. И вот именно от этих «варягов-руси» получила, по версии летописца, своё название Русская земля.
Теперь давайте посмотрим, как описывает летописец правление первых русских князей. Про Рюрика мы уже читали. Далее в статье под 879 годом говорится, что Рюрик умер, но перед смертью передал княжение своему родичу Олегу, поскольку его сын – будущий князь Игорь – был к тому времени ещё мал.
Об Олеге летописец рассказывает многое. Олег перебрался жить из Новгорода в Киев, сделав его главным славянским городом, присоединил к своим землям некоторые окрестные племена, ходил войной на греков и даже один раз взял штурмом Константинополь, после чего взял с греков дань и несколько раз заключал с ними договоры. Всё это летописец воспринимает как свидетельства роста авторитета Руси среди окрестных государств.
Однако мы с Вами рассмотрим другой эпизод из жизни Олега, описанный летописцем, – рассказ о его смерти. А какие сочинения русских поэтов, посвящённые этому событию, вы знаете?
Ученики:«Песнь о вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина.
Учитель: Правильно. А теперь давайте прочтём текст летописи и стихотворение Пушкина и посмотрим, одинаково ли описан там Олег. В обоих случаях надо подумать, как ведёт себя Олег с волхвами, как он обращается к коню:
И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: „От чего я умру?». И сказал ему один кудесник: „Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, – от него тебе и умереть?». Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: „Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, – на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: „Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?». Тот же ответил: „Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: „Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: „Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: „От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три. | Обращение Олега к волхву: «Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня». Воителю слава – отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда: И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Ответ волхва: «Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего… Но примешь ты смерть от коня своего». Обращение Олега к коню: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащенное стремя. Прощай, утешайся – да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня! Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Олег над черепом коня: Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. |
Учитель:Для начала давайте уточним, кто такие волхвы и почему волхвы названы здесь ещё и кудесниками?
Ученики:Волхвы – это языческие жрецы, служители языческих богов. В древности их считали также магами и предсказателями, поэтому летописец использует слово «кудесник» — волшебник.
Учитель:Хорошо. Теперь посмотрите внимательно и скажите, как описан в тексте летописи Олег? Как он разговаривает с волхвом, как ведёт себя, видя кости коня?
Ученики:Олег и там, и там смеётся. Вообще это очень странное поведение – из него видно, что Олег не уважает жрецов, которых он сам раньше просил о предсказании. И коня своего он тоже не любит – потому что легко от него отказывается, а потом смеётся и даже похваляется на его могиле. Наверное, за такое поведение он и был наказан.
Учитель:То есть какой вывод об отношении летописца к Олегу мы можем сделать?
Ученики:Летописец относится к Олегу двойственно. С одной стороны, Олег в его описаниях – героический князь, мудрый дипломат и храбрый воин, но при этом, наверное, нехороший человек. Так бывает.
Учитель:Теперь посмотрим, как описывает Олега Александр Сергеевич Пушкин. Но для начала давайте выясним, что такое тризна и почему над черепом коня Олег говорит о тризне?
Ученики:Тризна – это погребальный пир у славян. Олег, обращаясь к костям коня, думает и о своей скорой смерти. У Пушкина Олег совсем другой – он уважительно обращается к волхву, он любит коня, он ни разу не смеётся, а скорее наоборот – печален. Он прожил долгую жизнь, наполненную подвигами, которые перечисляет Пушкин, взяв их описание из летописи, но теперь он думает о своей скорой смерти. Это добрый, мудрый и героический князь.
Учитель:Мы с вами поговорили про князя Олега, а теперь давайте поговорим про другого князя – Владимира. Согласно летописи, Владимир был внуком Рюрика, сыном Игоря (которого, как мы с вами помним, Рюрик маленьким ребёнком оставил на попечение Олега). Согласно летописи, правление Владимира было долгим – с 980 года и до самой его смерти в 1015 году. В эти годы произошло много событий, но главным делом жизни Владимира можно считать введение на Руси христианства.
Решение о крещении Руси Владимир принял не сразу, сначала он выслушал послов из разных стран, которые рассказали ему о своих верах, а потом стал ещё советоваться с боярами. Давайте прочитаем разговор Владимира с боярами и подумаем, какая из вер Владимиру нравится больше. Почему он не спешит принимать её? Какие качества князя хотел подчеркнуть автор летописи:
В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: „Вот приходили ко мне болгары[16], говоря: „Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой.[17] За ними пришли евреи.[18] После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать . Что же вы посоветуете? что ответите?». И сказали бояре и старцы: „Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу».
Ученики:Владимир, скорее всего, симпатизирует православию, потому что их рассказ о своей вере он называет мудрым и говорит, что каждому нравится (любо) их слушать. Однако Владимир не спешит принимать решение о крещении, а советуется с боярами и мудрецами. Он – мудрый и осмотрительный князь.
Учитель:Давайте почитаем дальше. Мы узнаем о находках той делегации, которую Владимир отправил смотреть на веру разных стран и подумаем, какие аргументы заставили его в конце концов предпочесть православие.
И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: „Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: „Где примем крещение?». Они же сказали: „Где тебе любо».
Ученики:Предпочесть православие Владимира заставила красота греческой церковной службы. Также ему понравились рассказы греков о православном учении. Свою роль сыграл и авторитет мудрой бабушки князя Владимира, которая была христианкой.
Учитель:Правильно. А какие причины принятия на Руси христианства вы знаете из уроков истории? Зачем вообще нужно было вводить на Руси какую-то новую веру?
Ученики:Население Руси в то время состояло из отдельных племён, каждое из которых верило в своих богов. Наверное, всем этим людям было очень сложно находить общий язык. Принятие веры в единого Бога должно было объединить Русь.
Учитель:После принятия христианства жизнь Владимира сильно изменилась. О щедрых пирах Владимира мы с вами читали и в былинах, и в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Правда, нужно понимать, что поэт, да и сказители-авторы былин не всегда чётко следовали за историческими событиями. Например, летописи не упоминают дочери Владимира, которую звали Людмила, но всё же почитать, как образ Владимира отразился в литературе разных веков, интересно. Давайте вспомним эти описания:
Как не красно солнце в небе разыгралося –
Как во стольном городе во Киеве
У Владимира у князя солнышка
Заводилось пированьице – почестен пир,
Собирались все князья да бояре,
Русские могучие богатыри
Да и поленицы[19] ли удалыи.
(Отрывок былины «Вольга Всеславич». Из книги Книга о киевских богатырях, СПб., 1876 / сост. В.П.Авенариус)
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.
(из поэмы «Руслан и Людмила»)
Учитель:Какие постоянные эпитеты используются здесь для описания Владимира? Кто присутствует на княжеских пирах?
Ученики:В былинах Владимира традиционно именуют «Красно Солнышко», Пушкин тоже использовал похожий эпитет. На пиру присутствуют князья, бояре и богатыри. У Пушкина там сидят также и сыновья Владимира.
Учитель:Теперь посмотрим, как похожие события из жизни князя отразились в летописи.
В год 6504 (996). повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и такое: сказав, что „немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной, нищий или кто не может ходить?». И раздавали тем все необходимое.
Учитель:Скажите, для кого устраивались пиры Владимира, согласно летописи и зачем князь это делал.
Ученики:Летопись рассказывает, что на пирах Владимир кормил больных и бедных. Так он проявлял милосердие, которое должно быть свойственно христианину.
Учитель: Давайте почитаем ещё один отрывок из летописи и подумаем, как относился князь к своей дружине. На какую пословицу похоже приведённое здесь рассуждение Владимира? Какие качества князя хотел подчеркнуть летописец?
И еще нечто большее сделал он для людей своих: каждое воскресенье решил он на дворе своем в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и лучшим мужам – и при князе и без князя. Бывало там множество мяса – говядины и дичины, – было все в изобилии. Когда же, бывало, подопьются, то начнут роптать на князя, говоря: „Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными». Услышав это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: „Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра».
Ученики:Князь здесь ценит и уважает свою дружину. Он показан как мудрый и нежадный. Его поведение напоминает пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».