Значение этноэкологических исследований для россии

Культура России — сложная мозаичная система, состоящая из многообразия локальных конкретно-географических культур. Абсолютное большинство в этом многообразии представлено многообразием конкретных традиционных культур. Однако это многообразие подавляется и растворяется агрессивными урбанистическими монокультурами — современной космополитичной техногенной культурой и массовой поп-культурой. Эти монокультуры не учитывают природохозяйственные нюансы и особенности художественного исторического восприятия социо-природного мира; создают прогрессирующие темпы ассимиляции малых культур, благоприятные условия для явления скрытой ксенофобии — когда человек неосознанно или сознательно избегает, стыдится своей этно-, традиционно-культурной идентификации. В итоге культура России сводится к искусственному, неживому моно-подобию, что приводит к кризисным явлениям и ее разрушению. Отсюда необходимость грамотного изучения и популяризации локальных традиционных культур (в противовес урбанистической монокультуре) и комплекса их традиционных экологических знаний становится очевидной. Культуры архаического сознания и соответствующего архаического восприятия природных объектов значительно распространены в современной России. Применительно к Сибири, мы имеем пёстрое многообразие живых традиционных культур коренных, преимущественно скотоводческих народов Южной Сибири, охотников таежной полосы, оленеводов Крайнего Севера, земледельцев сибирских татар, русских и пр. Чем дальше от крупного города — тем менее выражено современное экологическое сознание урбанистического типа. Человек деревни, села, особенно в горах или глухой тайге — в стороне от центра России, живёт в плотной связи и зависимости от мира природы и имеет совершенно особенное (во многом мифологическое) о нём знание.

4. Этноэкологические исследования

Выявлением и изучением этого знания, его экологической интерпретацией, занимается этноэкология. Основной рабочий принцип её таков: предельно-конкретная географическая локализация изучаемых природных объектов и предельно-конкретная географическая локализация традиционно-культурной информации об этих объектах. В этноэкологическом исследовании эта пара неразрывна: природному разнообразию видов, сообществ, ландшафтов сопутствует культурное многообразие рациональных и мифологических представлений людей, живущих в этой местности. И это знание о природе у человека традиционной культуры гораздо глубже и многозначней знания городского учёного-биолога. Не только глубокое отточенное знание сроков, повадок и примет делает традиционное знание полнее. Мифо-фантастический компонент сознания традиционной культуры создаёт совсем другое, более осторожное, почтительное или боязливое отношение ко всему в мире.

Этноэкологические исследования основаны на комплексном (междисциплинарном) изучении локальных групп населения, при котором разные стороны их жизни анализируются не сами по себе, а как составные элементы всей системы жизнеобеспечения этноса и одновременно как своеобразные реакции на изменения природных и социокультурных (включая контакты с другими локальными или этническими группами) условий существования. Соответственно результаты функционирования систем жизнеобеспечения оцениваются по демографическому, медико-биологическому и социокультурному состоянию изучаемых локальных групп населения на различных исторических этапах их существования.

Компоненты природной среды по отношению к этносу можно классифицировать следующим образом:

1. Компоненты природной среды, используемые человеком как пищевые ресурсы.

2. Компоненты, используемые для других целей (лес для строительства, шкуры, неорганическое сырье и т.д.).

3. Компоненты, не всегда прямо используемые человеком, но оказывающие на него влияние (климат, особенности растительности, болезни и т. д.).

4. Компоненты окружающей среды, не используемые человеком, и не оказывающие на него непосредственного влияния.

Материальная культура традиционных обществ не может не отражать в себе и особенности географической среды сформированной ландшафтными характеристиками, климатом, естественными ресурсами (факторами среды).

Основная закономерность, проявляющаяся при исследовании материальной культуры традиционных обществ – существование системы рационального использования природных компонентов / факторов в хозяйственных целях.

5. Экологичность традиционных культур и глобализация. Традиционная этническая культура не является чем-то архаичным и несовременным, доставшимся современной культуре в качестве рудимента от наших предков. Исследовательские экспедиции обнаруживают необычную (с первого взгляда) актуальность и фундаментальное практическое значение традиционно-культурных элементов, их включенность в структуру современной культуры. Так, например, традиционная культура экологична, поскольку, во-первых, более осторожно воспринимает природный и человеческий мир. Человек — хозяин и покоритель природы — основа индустриально-технократической культуры; вседозволенность, слепое потребление, невнимание к нюансам, напористая космополитичность — черты человека современной техногенной культуры.

Многогранное смысловое — символическое восприятие природных объектов — ещё один показатель экологичности традиционных культур. В-третьих, изучение традиционных запретов (на посещение каких-то мест, убийство животного и пр.), промысловых техник (охотников, рыбаков и пр.), мифологических верований и других компонентов традиционно-культурного знания о природных объектах подводит ученого к выявлению традиций неразрушающего природопользования конкретной местности, конкретной этнической группы. По сути, это — утвержденные в общественных нормах и представлениях природосберегающие формы хозяйствования, максимально учитывающие специфику местной природы. В-четвёртых, практически весь фольклор и традиционная культура в совокупности — есть отображение, изображение и человеческое восприятие природы (поскольку в традиционной, не техногенной культуре больше нечего отображать). Поэтому в область этноэкологических исследований может входить изучение всякого фольклора и различных этнографических объектов — с обязательным условием географической конкретности изучаемой традиционной культуры. Грамотное изучение и популяризация конкретных традиционных культур — важнейший путь в преодолении кризисных экологических ситуаций. Одним из аспектов экологичности этнических традиционных культурных представлений является исторически уникальное соответствие традиционной культуры той природе, в которой она сформировалась. Традиционная культура всегда природно-конкретна, поскольку отражает развитие и жизнь Географически-конкретной совокупности людей (деревня, село) в совершенно конкретном особенном природном ландшафте. Таким образом, формы хозяйствования и отношения к природе в традиционной культуре наиболее оптимальны, выверены, гармоничны, учитывают особенности и нюансы местного природного пространства. Космополитичная индустриальная технократическая культура не учитывает и разрушает все нюансы, поскольку является чужеродной, искусственно привнесенной для большинства территорий. На территории региона или области в соответствии с многообразием экосистем и природных ландшафтов исторически развивалось многообразие традиционных культур.

[1] Захарова О.А., Доронин Д.Ю. Этноэкология. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований

[2] В своей программной статье Строгий критерий общечеловеческой этики

Качество результатов исследования гастрина и их диагностическое значение


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: