Центрально-азиатская экспедиция

Н.К.РЕРИХ

Художник с мировым именем, писатель, учёный, путешественник, культурный и общественный деятель, философ-гуманист. Он являлся почётным президентом и членом 46 научных и культурных организаций по всему миру. Рерих – явление уникальное в истории мировой культуры.

«Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях», — сказал о нём сибирский учёный, академик А.П.Окладников.

Творческий дар Рериха возрос на русской почве, и сердцем он всегда принадлежал России, но полем его благородной деятельности была вся планета.

Н.К.Рерих известен, прежде всего, как художник. Он создал более 7 тысяч полотен, многие из которых украсили лучшие музеи мира. Рерих – автор27 книг. Его статьи, очерки, стихи, названные писателем Горьким величественным словом «Письмена», — это призывы к свету, знанию и красоте.

Рерих первым выдвинул идею о необходимости защиты культурных ценностей человечества на уровне международного законодательства. Её поддержали прогрессивные круги мировой общественности. Первый в истории человечества Международный Договор о защите культурного достояния был подписан 15 апреля 1935 года и получил имя его инициатора и вдохновителя – Пакт Рериха.

Как выдающийся исследователь, путешественник, учёный, археолог, Рерих значительно обогатил научное знание. Организованная им Центрально-Азиатская экспедиция, ставшая крупнейшим достижением в области географических исследований планеты, явилась настоящим научным и человеческим подвигом.

Рерих – один из создателей Института Гималайских исследований «Урусвати», научного учреждения нового типа, где с 1928 по 1940 год проводились обширные исследования, основанные на синтезе научных достижений Запада и Востока. По мнению академика А.Л.Яншина, Рерих «должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной». Современники по праву назвали Н.К.Рериха Водителем Культуры и Апостолом Культуры.

Е.И.РЕРИХ

Жена художника, «другиня, спутница и вдохновительница», Елена Ивановна Рерих – выдающаяся женщина-философ, автор многих книг, общественный деятель.

Елена Ивановна принадлежала к славному русскому роду Голенищевых-Кутузовых, она состояла в родстве с великим полководцем М.И.Кутузовым, композитором М.П.Мусоргским.

Когда художник Серов работал над её портретом, он уверял, что основою её сущности есть движение.

Стремительное движение сердца во имя Общего Блага становится причиной подвига, длящегося всю жизнь. Именно такой подвижницей была Е.И.Рерих, отдавая всю мудрость и любовь своего сердца на пользу людям.

При жизни Елену Ивановну знали очень мало. Она не хотела быть на виду. Её подвиг совершался незаметно для посторонних глаз. Книги свои она писала под пятью псевдонимами. Николай Константинович отмечал: «Странно бывает читать ссылки на её книги. Люди не знают, о ком говорят».

Елена Ивановна была блестящей переводчицей труднейших текстов по восточной философии, «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, писем Махатм в книге «Чаша Востока». После неё осталось огромное количество ещё не изданных рукописей.

Е.И.Рерих была вдохновительницей создания женских объединений. И опять подчёркивал Николай Константинович: «Особая прелесть в том, что многое возникает, даже не зная истинного источника».

Елена Ивановна сочетала в себе особую одарённость к музыке, тонкую чуткость к красоте и гармонии с мужеством духа воинствующего. Она страстно любила слово «подвиг», удивительно вела себя при преодолении трудностей Центрально-Азиатской экспедиции.

В любых условиях она оставалась верной сотрудницей своего великого мужа. Их творчество часто было совместным, и в образах, воплощённых художником, увековечены искры её души.

СЫНОВЬЯ

Семья Рерихов представляла собой содружество четырёх великих людей, объединённых идеей служения Общему Благу.

Старший сын – Юрий Николаевич – крупнейший учёный-востоковед, лингвист.

В 1913 году, когда задумывалась экспедиция в Центральную Азию, Юрию было 11 лет, но уже тогда он начал готовиться к участию в ней – изучать иностранные языки, знание которых ему очень пригодилось в будущем. Он знал 8 европейских языков и более 20 восточных.

И когда Рерихи отправились в экспедицию «им не нужны были переводчики, и сердца простых людей из самых потаённых племён, которые им встретились, были им полностью открыты». Перед ними распахивались двери горных монастырей, им были доступны древние манускрипты, которые никогда не попадали в руки европейца.

В Центрально-Азиатской экспедиции Юрий Николаевич отвечал за охрану экспедиционного каравана от возможных вооружённых нападений диких племён или разбойников, которыми буквально кишели некоторые области Центральной Азии.

В последние три года своей жизни Юрий Николаевич трудился в Москве, в Институте Востока, сумев за это короткое время поднять на качественно новый уровень советскую науку о буддизме и воспитать плеяду талантливых учеников.

Младший сын Рерихов – Святослав Николаевич также достойно продолжил семейную традицию духовного подвижничества, посвятив свою жизнь многогранной деятельности на ниве искусства, науки и миротворчества.

Как великий художник он подарил миру изумительные живописные полотна, несущие мощный заряд гармонии и красоты.

В Институте Гималайских исследований «Урусвати» Святослав Николаевич трудился как учёный в области биологии и медицины.

Колоссальный вклад внёс С.Н.Рерих в развитие культурных связей между Индией и Россией, во взаимное сближение и понимание наших народов.

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

С 1923 по1928 год Н.К.Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии.

До Рериха русские путешественники уже два столетия занимались исследованием Азии. Экспедиция Рериха фактически завершила дело Н.М.Пржевальского и П.К.Козлова, заветной мечтой которых было пересечь Центральную Азию с севера на юг.

Организована была экспедиция Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, Институтом объединённых искусств и Международным центром искусств «Corona Mundi», и выполнила она несколько важных задач.

На основе экспедиционных эскизов Рерих создал уникальную живописную панораму земель и народов Срединной Азии.

Изучались возможности новых археологических изысканий и, таким образом, готовились пути для будущих экспедиций в этом же регионе.

Изучались языки и диалекты Центральной Азии, была собрана большая коллекция предметов, иллюстрирующих духовную культуру этих районов.

«Кроме художественных задач в нашей экспедиции, — писал Рерих, — мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».

Ведя караван через Индию, Тибет, Китай и Монголию, Рерих искал то общее, что объединяет и роднит культуры разных стран. С помощью сравнительного изучения религий, искусства и культуры Европы, Азии и Америки он сделал вывод, что Центр Азии является колыбелью всех народов.

У экспедиции были и другие, более глубинные задачи, имевшие решающее значение для эволюции человечества. Соответственно этому складывался и маршрут экспедиции. Таким образом, посещение определённых стран и местностей было отнюдь не случайным, и это в полной мере касалось пребывания Рерихов на Алтае.

По пути Центрально-Азиатской Экспедиции Николая Рериха


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: