ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫВЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Исторический факультет
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ
На заседании кафедры историографии, Декан факультета
Источниковедения и методологии (заместитель декана
Истории по учебной работе)
Протокол №_______________ ____________________
« «____________2007 г ____________________
Заведующий кафедрой______________ « «_________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебной дисциплины «Источниковедение»
Федерального компонента цикла ОПД
По специальности 020700 (520800) ИСТОРИЯ
Составители: д.и.н., профессор Н.А. Мининков
К.и.н., доцент Н.А. Трапш
Ростов-на-Дону
I. Пояснительная записка.
Данная дисциплина, в соответствии с ГОС ВПО специальности 020700 (520800) «История» и рабочим учебным планом, предназначена для студентов 4 курса очной и заочной форм обучения. Возможность ее включения определяется тем, что к этому времени студенты уже прослушали полный курс отечественной истории и значительную часть курса всеобщей истории, а также имеют представление об основных этапах развития мировой культуры. Кроме того, студенты уже приобрели определенный опыт научной работы при подготовке самостоятельных курсовых исследований и докладов на разных семинарских занятиях. Теоретические знания и практические навыки вполне позволяют воспринимать основные положения данного курса.
Направленность курса определяется необходимостью ознакомления студентов с важнейшими видами исторических источников. В качестве предварительного раздела содержится изучение некоторых основополагающих теоретических положений, относящихся к источниковедению. К ним относится характеристика источниковедения как научной исторической дисциплины, источника как историко-культурного феномена, классификации источников и важнейших стадий работы исследователя с источником. Эти вопросы необходимы студенту в ходе исследовательской практики.
Курс источниковедения занимает основополагающее значение в деле формирования историка как профессионала. Ознакомление с этим курсом обеспечивает понимание студентами не только результатов исторического исследования в виде исторических фактов и концепций прошлого, но и процесса формирования исторического знания на эмпирической его стадии в процессе установления исторических фактов как результата работы с источником.
Курс рассчитан на 32 часа лекций. Согласно учебному плану формой итогового контроля является недифференцированный зачет
II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Очная форма обучения
Название темы (лекционная часть) | Кол-во часов | Сроки проведения |
7 семестр | ||
Вводная. | 1 неделя первого семестра | |
Русские летописи | 2-3 неделя первого семестра | |
Русские акты X-XVII вв. | 4 неделя первого семестра | |
Русское законодательство XI-XVII вв. | 5 неделя первого семестра | |
Материалы делопроизводства. Конец XV – первая половина XIX вв. | 6 неделя первого семестра | |
Русское законодательство XVIII – первой половины XIX вв. | 7 неделя первого семестра | |
Экономическая статистика, материалы описаний и географических исследований XVIII – первой половины XIX вв. как исторический источник. | 8-9 неделя первого семестра | |
Нарративные источники XVIII – первой половины XIX вв.: Политические и публицистические сочинения, источники личного происхождения. | 10 неделя первого семестра | |
Изменения в корпусе исторических источников во второй половине XIX – начале XX века | 11 неделя первого семестра | |
Российской и советское законодательство (вторая половина XIX – начало XXI века) | 12 неделя первого семестра | |
Источники личного происхождения (вторая половина XIX – начало XXI века) | 13-14 неделя первого семестра | |
Массовые и статистические источники (вторая половина XIX – начало XXI века) | 15-16 неделя первого семестра | |
Периодическая печать (вторая половина XIX – начало XXI века) | 17-18 неделя первого семестра | |
Итого 36 лекционных часов в первом семестре |
Заочная форма обучения
Название темы (лекционная часть) | Кол-во часов | Сроки проведения |
Русские летописи | установочная сессия 4-го курса | |
Русские акты X-XVII вв. | установочная сессия 4-го курса | |
Материалы делопроизводства. Конец XV – первая половина XIX вв. | установочная сессия 4-го курса | |
Изменения в корпусе исторических источников во второй половине XIX – начале XX века | установочная сессия 4-го курса | |
Российской и советское законодательство (вторая половина XIX – начало XXI века) | установочная сессия 4-го курса | |
Источники личного происхождения (вторая половина XIX – начало XXI века) | установочная сессия 4-го курса | |
Массовые и статистические источники (вторая половина XIX – начало XXI века) | установочная сессия 4-го курса | |
Периодическая печать (вторая половина XIX – начало XXI века) | установочная сессия 4-го курса | |
Итого 16 лекционных часов |
III. Программа курса.
Часть 1. Введение в дисциплину.
Объект, предмет и задачи источниковедения. Развитие взглядов на источниковедение в отечественной историографии в XVIII в. Возникновение источниковедения как специальной исторической дисциплины в первой половине XIX в. Взгляд на источниковедение как на самостоятельную гуманитарную дисциплину в начале ХХ в. Место источниковедения в системе исторических и социально-гуманитарных дисциплин и связь источниковедения с другими дисциплинами.
Источник: развитие понятия. Источник в историческом исследовании и в социально-гуманитарном познании. Источник как средство познания прошлого. Взгляд на источник как на культурно-исторический феномен. Место источника в культурно-историческом контексте своей эпохи и в культурном интертексте. Источник как средство познания прошлого и как средство понимания культуры прошлого и ее носителей.
Принципы классификации источников. Типы и виды источников. Классификация по форме и содержанию. Классификация в зависимости от воздействия на сознание и психику исследователя. Классификация в исследовательской практике. Значение классификации. Особенности письменных источников.
Особенности и структура источниковедческого исследования. Стадии работы исследователя с источником. Эвристическая стадия в исследовании и методика поиска источников. Эмпирическая стадия источников. Чтение текста. Проблема интерпретации источника. Критика источника. Внешняя критика: выяснение подлинности источника, установление времени и места его возникновения, его атрибуция (установление авторства). Внутренняя критика источника: решение вопроса о полноте, достоверности и точности отражения реальности прошлого в источнике. Проблема понимания текста источника, его автора и культуры его времени.