Человек как субъект, его психическая организация.

Субъект — это:

  • человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т.д.;
  • творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути;
  • тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной и т. д.

В самом полном и широком смысле слова субъект — это все человечество в целом, представляющее собой противоречивое единство субъектов иного уровня и масштаба: этносов; различных общностей; классов и групп; индивидов, взаимодействующих друг с другом.

Субъект взаимодействует с другими людьми прежде всего как с субъектами, а с вещами и предметами — как с объектами. Объект выделяется внутри бытия только субъектом в ходе деятельности и общения и потому существует лишь для него, т. е. нет объекта без субъекта. Субъект и его психика — это не две системы, а одна. Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные психические свойства и вообще формы активности, а сам человек — деятельный, общающийся и т. д. Целостность субъекта есть основание для системности всех его психических качеств — часто весьма противоречивых, не всегда гармоничных и т. д. Субъект — качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности, общения и т. д. Таким образом, субъект — важнейшее из бесконечно многообразных противоречивых качеств человека.

Таким образом, основное отличие свойств личности заключается в том, что они характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности.

Однако любое психическое свойство является необходимым для того, чтобы быть субъектом деятельности. Активность человека обусловлена не только свойствами личности, но и особенностями психических процессов — сенсорной чувствительностью, наблюдательностью, скоростью запечатления, сохранения и воспроизведения, сообразительностью и т.д.

Психическая деятельность, как известно, по своей биологической роли есть активная приспособительная деятельность. Поэтому не существует такого психического свойства, которое не характеризовало бы человека как субъекта деятельности.

Под психическими же свойствами личности понимаются не все эти свойства, а те из них, которые не только необходимы, но и достаточны для характеристики человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Необходимыми свойствами считаются те, без которых невозможно быть субъектом деятельности или же которые существенно влияют на характер активной деятельности. Например, наблюдательность, сообразительность, возбудимость хотя и влияют на характер общественно-трудовой деятельности, но сами по себе недостаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности. В противовес им другие психические свойства, такие, как направленность личности, ее характер и способности, не только необходимы, но и достаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности.

Так как свойства личности характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, они проявляются лишь в таких действиях и поступках, которые имеют общественное значение. В этом их отличие от всех других психических свойств, как, например, качественных особенностей психических процессов или мотивов и психических состояний, которые могут проявляться в любых действиях или даже движениях. Отсюда следует, что экспериментальное исследование личности возможно только тогда, когда в экспериментальных условиях мы можем вызвать такие действия, которые осознаются испытуемым как общественно значимые.

Человек осуществляет общественно-трудовую деятельность в объективных условиях. Это определяет типичность ее характера для данной исторической эпохи, общественного строя, общественного класса, профессии и т.п.

Точно так же и психические свойства личности, характеризующие человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, отличаются социальной типичностью. Яркость и отчетливость социальной типичности свойств личности возрастает с ее уровнем. Так, выдающаяся личность воплощает в себе определенный идеал социального типа.

Кроме социальной типичности, свойства личности обладают еще и своеобразием, индивидуальными особенностями, отличающими одного человека от другого.

Структура личности

Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых варьировал и в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней: 1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); 2) психологическаяподструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли); 3) подструктура социальногоопыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки); 4) подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения) (Платонов, 1975. С. 390).

По мнению К.К. Платонова, подструктуры эти различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний; именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной. Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, поскольку социальная детерминация личности представлена именно на уровне этой подструктуры. На долю общей психологии остается лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст, темперамент (что сведено в биологическую подструктуру) и свойств отдельных психических процессов — памяти, эмоций, мышления (что сведено в подструктуру индивидуальных психологических особенностей). В определенном смысле сюда же относится социальный опыт. Собственно психология личности в общей психологии в такой схеме просто не представлена.

Психологические особенности личности. Видеоурок по биологии 8 класс


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: