ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ (ЗАДАНИЕ 1)
Таблица 1
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения(см. таблицу 2) | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2. | ||
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. | ||
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. | ||
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | ||
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. | ||
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. | ||
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. | ||
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. | ||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | ||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | ||
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 |
Задание 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов[1]. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. |
! | При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). |
Текст для прослушивания
Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья. Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему. В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек. (По В.В. Шахиджаняну) 136 слов |
Таблица 2
Информация о тексте для сжатого изложения | |
№ абзаца | Микротема |
Призвание — это талант, подкреплённый трудолюбием, и найти своё призвание – значит обрести счастье. | |
Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать своё дело и увлекаться им. | |
Творческий труд сродни искусству. Если в человеке разгорится его «искра», он станет настоящим мастером своего дела. |
Внимание!
Эксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не менее 70 слов. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте. Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске. |
Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает
1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;
2) последовательность микротем в работе экзаменуемого, которая должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте;
3) точность передачи информации в каждой из микротем.
ИК1 |