Что делает с нами интернет? 7 глава

Проведенное исследование эмоционально-коммуникативных особенностей жителей Интернета проективными методиками подтвердило выдвинутую гипотезу о наличии у них специфических проблем в области непосредственного общения и связанным с этим эмоциональным напряжением. В этой группе преобладают люди с нереалистическими и недифференцированными требованиями к себе, дискриминирующие собственную телесность, ощущающие дистанцию между собой и другими и пытающиеся компенсировать отсутствие чувства близости и взаимопонимания преувеличенными представлениями о собственной независимости, а также отказом от следования общепринятым нормам.

Исследование способности к распознаванию

эмоциональной экспрессии в группе жителей Интернета

Для изучения аффективной сферы наряду с проективным методом может применяться и экспериментально-психологический. Так, известно, что определенные эмоциональные и мотивационные особенности субъекта детерминируют протекание и результативность познавательных процессов. В связи с задачей изучения сферы общения жителей Интернета особый интерес для нас представляет хорошо изученная в психологии связь между мотивом аффилиации и восприятием лица [205]. В нашем исследовании такой показатель эффективности процессов восприятия, как точность при распознавании эмоциональной мимики применялся и как самостоятельная характеристика коммуникативной сферы представителей Сети, и как указание на стремление к принятию.

Использовалась авторская методика компьютерной диагностики распознавания эмоциональной мимики (РЭМ) [117]. В процессе разработки методики было обнаружено, что в группе людей с высоким уровнем мотива аффилиации в форме «надежды на принятие» по методике Мехрабиана [80] точность опознания эмоционального партнера по мимике значимо выше. Была также получена значимая отрицательная корреляция между точностью восприятия эмоции и уровнем алексити- мии по методике ТА8.

В исследовании принимали участие 31 житель Интернета и 28 пользователей. Достоверность различий между показателями этих двух групп оценивалась но критерию Манна—Уитни.

Обнаружено, что в экспериментальной группе точность при опознании эмоционального состояния человека по выражению его лица значимо ниже, чем в контрольной.

Точная категоризация эмоции возникает при готовности субъекта «уподоблять» [121[ свои душевные «движения» эмоциональному состоянию другого, в том числе — подстраивать свою моторику под выразительные движения партнера. Именно это технически не поддерживается средой Интернет, вследствие чего процесс построения образа текущего эмоционального состояния вынужденно теряет свою непосредственность, а встраивание новых, например, вербальных, средств может не «поддерживаться» на мотивационном уровне самого пользователя. Это приводит к тому, что для истинных алексетимов Интернет становится убежищем, где тело их не «подводит» своей непосредственной реакцией на чужое эмоциональное состояние. Люди же с высоким мотивом аффилиации, попадая в ситуацию «внетелесного» общения в Сети, вынуждены тратить дополнительную энергию на встраивание новых средств — вербальных и визуальных знаков — в процесс коммуникации.

Социально-психологическая адаптированность жителей Интернета

Данные проективного и экспериментально-психологического исследования указывают на существование серьезных коммуникативных трудностей и значительного эмоционального напряжения у представителей Интернет-среды. Можно ожидать, что и обследование этой группы с помощью многофакторных опросниковых методик даст сходные результаты. В качестве такой методики был выбран опросник Социально-психологической адаптированности (СПА) [155], в оригинале разработанный К. Роджерсом и Р. Даймонд.

Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Шкала состоит из 101 суждения, из них 37 соответствует критериям социально-психологической адаптироваппости личности (в каком-то смысле они совпадают и с критериями личностной зрелости, в их числе — чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.), следующие 37 — критериям дезадаптированное™ (неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, то есть решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов); 27 высказываний нейтральны. Высказывания сгруппированы но 6 факторам, отвечающим критериям адаптироваппости и дезадацтированности: принятие — непринятие себя; принятие других — конфликт с другими; эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) — эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия); ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самою, акцептируются личная ответственность и компетентность) — ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач); доминирование — ведомость (зависимость от других); эсканизм («уход» от проблем).

В исследовании приняли участие жители Интернета (31 чел.) и пользователи (28 чел.). Применялся критерий Манна—Уитни.

Оказалось, что в группе жителей Интернета значимо ниже, чем в контрольной группе, показатели адаптированное™ и принятия других, а также выше показатели дезадаптированности, непринятия других, эмоционального дискомфорта и эскапизма. Такая картина характеризует жителей Интернета как менее социально компетентных, прежде всего в плане понимания окружающих людей и доверия к ним, испытывающих в связи с этим эмоциональные проблемы. Возникающие при этом проблемы нередко воспринимаются ими как неразрешимые и поэтому они больше, чем обычные пользователи, склонны к тому, чтобы оставлять все как есть, пережидая и надеясь на то, что все как-нибудь уладится само (эбой. В то же время в том, что касается отношения к себе и к умению взять на себя управление в ситуации социального контакта, две сравнивавшихся группы не показали значимых различий. Значит, эти особенности вписываются в общую структуру социально-психологической адаптированности представителей пользователей и жителей Интернета по-разному, и эти различия могут быть выявлены с помощью факторного анализа.

В Таблицах За и Ъб знаком «+» обозначены показатели С ПА, входящие в соответствующий фактор с высоким положительным значением, знаком «—» — с высоким отрицательным.

Таблица 3 а Результаты факторизации данных по методике СПА для группы жителей Интернета
Показатели СПА Фактор 1 Фактор 2
Адаптированность
Дезадаптированность +
Лживость + +
Лживость —
Принятие себя
Непринятие себя +
Принятие других
Непринятие других +
Эмоциональный комфорт
Эмоциональный дискомфорт +
Внутренний контроль
Внешний контроль +
Доминирование
Ведомость +
Эскапизм +

Первое, что показала факторизация (применялся метод максимального правдоподобия с последующим варимакс-вращением), — это относительно меньшая сложность организации социальной компетентности у жителей Интернета: для описания их данных достаточно двух значимых факторов, в то время как в структуре показателей СПА контрольной группы выделяется четыре значимых фактора.

Принятие себя и у жителей Сети, и у представителей контрольной группы связывается, прежде всего, с принятием других и эмоциональным комфортом, что отражает наличие общей основы для восприятия социального мира и себя в этом мире. Различия проявляются в том, устанавливаются ли связи с этим стержневым ощущением и инструментальными показателями СПА.

Для тех, кто не относится к категории Интернет-жителей, желание доминировать связано с ощущением собственной успешности и компе-

Таблица 3 6 Результаты факторизации данных по методике СПА для контрольной группы
Показатели СПА Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Адаптированность
Дезадаптированность +
Лживость +
Лживость —
Принятие себя +
Непринятие себя
Принятие других
Непринятие других + +
Эмоциональный комфорт
Эмоциональный дискомфорт +

тентности, отказ от доминирующей роли — с желанием выглядеть успешным и компетентным, которое проявляется в склонности к социально одобряемым ответам в ситуации тестирования. Иными словами, у тех, кто уверен в собственных силах, возникает желание управлять, у тех, кто избегает социальной ответственности — желание создать о себе благоприятное впечатление. Локус контроля у не-жителей связывается с ‘отношением к другим: доверительная атмосфера является условием интернально- сти, враждебность побуждает к тому, чтобы воспринимать ситуацию как неуправляемую. Таким образом, инструментальные характеристики СПА (локус контроля и склонность к лидерству) у испытуемых из контрольной группы привязываются к субъективным оценкам показателей психологической компетентности.

У Интернет-жителей эти два показателя СПА образуют единый фактор, в котором также присутствует эскапизм и эмоциональный дискомфорт. Таким образом, для жителей Сети умение и стремление руководить в ситуации социального контакта оказывается инструментальной характеристикой, не связанной с содержанием отношений к себе и другим людям, и имеющей самостоятельную ценность вне зависимости от конкретных параметров социального взаимодействия.

4.2. Самосознание жителей Интернета Самоотношение и образ Я

Задача, решение которой представляется необходимой в исследовании личностного развития, опосредованного Интернетом, — это задача изучения самосознания носителей Интернет-культуры. Вслед за В. В. Сто- линым [27], мы считаем целесообразным разводить уровень знаний о себе и уровень действий в адрес собственного Я и формирующегося на их базе отношения к себе. Знания о себе характеризуют как когнитивную сложность субъекта в задачах межличностного оценивания, так и сложившуюся в рамках данной субкультуры социально желательную ориентацию представлений о человеке. Сформированность определенных внутренних действий в отношении к своему Я отражает репертуар востребованных в субкультуре действий и межличностных отношений, а также эмоциональный фон, задаваемый этими действиями (действиям в адрес Я соответствуют «собственно эмоции» по классификации А. Н. Леонтьева, а отношению к себе — «чувства»). Все это позволяет использовать данные о специфике самосознания носителей Интернет-культуры как свидетельство транслируемого в этой среде отношения к себе и к другим. Описание поощеряемых данной культурой социальных действий и тех, которые не входят в ее нормативный репертуар, составляет, как известно, основу выделения типов культур (см., например, типологию Р. Бенедикт [23]). Изучение самосознания носителей Интернет-культуры может способствовать определению места этой культуры в культурном разнообразии человечества.

Исследование самоотношения жителей Интернета с помощью опросников

Изучение особенностей самосознания носителей Интернет-культуры проводилось с помощью двух опросниковых методик — опросника самоотношения В. В. Сталина (ОСО) и опросника смысложизненных ориентации Д. А. Леонтьева (СЖО).

Первый позволяет оценить как общий характер отношения к себе, так и репертуар действий в адрес Я. Второй направлен на выявление представлений человека о собственной жизни и своей удовлетворенности ею.

Были обследованы две экспериментальные группы — пользователи и жители Интернета. Контрольная группа была составлена из студентов-психологов, не пользующихся Интернетом. Для оценки значимости различий между группами применялся критерий Манна—Уитни, а для выявления внутренних связей между шкалами опросников использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Опросник самоотношения выявил отличия группы жителей Интернета как от контрольной группы, так и от пользователей. Наиболее весомый вклад в межгрупповую дисперсию по фактору Ожидаемое отношение других людей вносят различия между группами пользователей и жителей, при этом первые в большей степени, чем вторые, ожидают антипатии со сторо ны окружающих. Кроме того, между пользователями и жителями и между жителями и контрольной группой (напомним, что она составлена из пси хологов), обнаруживаются значимые различия по фактору Лутосимпатии (II): у жителей он самый высокий. Они одобряют себя в целом и в существенных частностях, испытывают доверие к себе и имеют высокую само оценку; у них отсутствуют тенденции к приписыванию себе недостатков и самообвинению; нет чувств раздражения и презрения по отношению к себе. Для показателей по частным шкалам, отражающим «уровень внутренних действий в адрес самого себя или готовности к таким действиям» получены следующие различия:

• Самоуверенность (1): у пользователей этот показатель самый низкий, а у психологов самый высокий;

• Самопринятие (3): у пользователей он ниже, чем у жителей;

• Самообвинение (5): у пользователей эти показатели выше, чем у жителей; у жителей он ниже, чем у психологов.

Показательно, что количество различий в самоотношении минимально между группой пользователей и контрольной группой, что и можно было ожидать у людей со стабильной личностью.

Итак, отношение к себе пользователей фактически ничем не выделяется. Этот результат подтверждает адекватность введенного нами критерия для классификации носителей Интернет-культуры: люди, для которых сетевая активность является лишь операцией, т. е. активностью, отвечающей условиям деятельности, а не ее целям или мотивам, не должны быть свойственны какие-либо специфические проблемы самосознания.

По показателями СЖО между группами значимых различий не обнаружено. Другими словами, среда Интернет не рекрутирует в свои жители лишь людей, неудовлетворенных своим прошлым или настоящим.

Вычисление внутренних корреляций по ОСО показало следующее. У жителей Интренета обобщенные факторы не коррелируют меркду собой (в отличие от обильных корреляций в двух других группах). Глобальное самоотношение 8 определяется только Самоуважением (I), а среди частных шкал — Самоуверенностью (1), а не Самообвинением (5), как у других. Кроме того, у жителей Самоинтерес (III) ни с чем не коррелирует, в то время как у пользователей и психологов этот фактор связан с разными частными шкалами и фактором Лутосимпатии (II). Шкала Самообвинения (5) имеет всего 2 значимые корреляции, а не 7 (как у пользователей) или 8 (как у психологов). То есть Самообвинение для двух последних групп является неким стержневым компонентом.

Самоотношение жителей Интернета, как и ожидалось, весьма отличается от характерного для данной возрастной группы (18-25 лет). Им не свойственны реакции самообвинения и, напротив, они склонны принимать себя со всеми своими недостатками, доверять себе и верить в свои силы. Из этих положительных эмоций, возникающих в автокоммуникации, рождается и чувство любви к себе — отношение Лутосимпатии объединяет пункты Самопринятия и Самообвинения, в которых отражается дружественность-враждебность к своему Я. Они не ждут неприятия со стороны других, что также поддерживает общий несколько по-детски приподнятый аффективный тон общения с другими и с собой. Следовательно, проблема, которая определяет их склонность к Интернет-опосредованно- му общению, связана не с негативным отношением к себе и не со страхом отвержения со стороны окружающих, а с какими-то иными особенностями внутриличностной коммуникации.

Корреляционный анализ ОСО и СЖО показал следующее. У жителей Интернета шкалы СЖО Цели и Результат коррелируют с факторами и частными шкалами ОСО (Глобальное самоотношение (/5), Самоуважение (/), Самоуверенность (1), Ожидаемое отношение (2)), а у других групп — практически нет. У пользователей шкала СЖО Процесс связана с показателями ОСО (Самоуважение (/), Ожидаемое отношение других людей (2), Самопонимание (7)).

Особенно интересным представляется следующий результат: у жителей абсолютно все показатели СЖО сильно связаны друг с другом; относительно более дифференцированы показатели в контрольной группе; у пользователей не коррелируют Цели и Процесс и есть слабые (р 0,1) корреляции Цели—Результат и Цели-ЛК-жизнь.

Исследование самоотношения жителей Интернета с помощью проективного метода

Применялись следующие проективные методики.

Методика исследования самооценки Дембо—Рубинштейн. Данная методика основана на непосредственном оценивании испытуемым ряда качеств его индивидуальности. В данном случае были использованы такие качества, как здоровье, характер, ум, счастье, судьба. Обследуемым предлагалось отметить уровень развития у них этих качеств на данный ]момент времени (Я-реальное), уровень развития этих качеств, при котором они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя (Я-идеальное), уровень развития у себя этих качеств в Интернете (Я-виртуалыюе), а также развитие этих качеств в прошлом (Я-нрежпий) и в будущем (Я-будущий).

Проективная методика «Цветовой тест отношений» Эткинда представляет собой невербальный компактный диагностический прием, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Теоретическую основу методики составляет концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г.Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности.

Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов. В нашем исследовании объектами оценивания для испы туемого выступали концепты «Я сам», «Интернет-собеседник» и «моя судьба».

Методика визуальных универсалий Е. Ю. Артемьевой [10]. В работах по изучению структур субъективного опыта Е. Ю. Артемьевой удалось обнаружить визуальные формы, которые одинаково интерпретируются испытуемыми с точки зрения семантики. Описания, даваемые самыми разными испытуемыми, оказываются удивительно схожими по отношению к фигурам, только одна из которых имеет определенное геометрическое название — круг, все остальные фигуры нельзя назвать, используя известные геометрические термины. Результаты проведенных исследований позволили Е. Ю. Артемьевой сформулировать представление о том, что эти восемь фигур представляют собой невербальный семантический код, поскольку они обладают стабильной семантикой. При исследовании представлений человека о самом себе и своей жизни остро ощущается дефицит описательных методик — таких, которые бы позволяли нашим испытуемым давать описание собственной жизни не с точки зрения удачная/неудачная, хорошая/плохая, а на некотором содержательном уровне. Поэтому в данной работе, наряду с другими методиками, была предпринята попытка применить фигуры, соответствующие невербальным универсалиям, в качестве средств глобального описания жизни испытуемых. Таким образом, выбор испытуемым той или иной фигуры рассматривался нами как свернутая семантическая процедура, то есть такая процедура, позволяющая через соотнесение самого себя, своей судьбы и Интернет-собеседника с невербальными универсалиями дать семантическое описание этих концептов.

Испытуемые — активные посетители чатов, относящие себя к категории жителей Интернета. Возраст 18-25 лет.

Проективные методики дали результаты, сходные по смыслу с полученными с помощью опросниковых методик. Полученные результаты свидетельствуют о том, что наши испытуемые имеют позитивной отношение к себе — отсутствует ассоциация самого себя с отвергаемыми цветами и с фигурами, имеющими негативную семантику. Данные по методике самооценки Дембо—Рубинштейн также демонстрируют отсутствие тенденции к занижению самооценки: «Я-реальное» находится в интервале 2/3—4/5 шкалы.

Анализ содержательных характеристик фигур и цветов, с которыми испытуемые ассоциировали самих себя, подтверждает преобладание принимающей позиции в отношениях с собственным Я. Для описания самого себя испытуемые используют фигуру № 2, которая имеет следующие характеристики: приятное, чистое, холодное, твердое, смелое, горькое. 60 % испытуемых в своих ассоциациях используют основные цвета (по 20 % — красный и синий, по 10 % — зеленый и желтый), а 30 % ассоциируют себя с фиолетовым цветом.

Для описания собственной судьбы в методике визуальных универсалий большинство испытуемых используют вторую или первую фигуру:

«г

№ 2 — приятное, чистое, холодное, твердое, смелое, горькое; № 1 — легкое, доброе, чистое, холодное, молодое, умное, тихое, приятное, активное, сладкое, смелое.

Отношение наших испытуемых к своей судьбе по данным ЦТО может быть описано следующим образом. Подавляющее большинство испытуемых не ассоциирует свою судьбу с отвергаемыми цветами (85 %) и фигурами (100%). Многие испытуемые (35%) ассоциируют судьбу с красным цветом, что свидетельствует о переживании чувства успеха и конструктивной активности как ведущего аффективного тона «образа судьбы». Некоторое количество испытуемых ассоциируют свою судьбу с синим и черным цветами (по 15 %). Следовательно, среди жителей Интернета тех, для кого образ судьбы — это образ гармоничной, внутренне бесконфликтной жизни, не меньше, чем тех, кто, как говорит М. Люшер, «восстает против судьбы, или, по крайней мере, против своей собственной судьбы» и «склонен действовать опрометчиво и безрассудно».

Результаты, полученные с помощью методики Дембо—Рубинштейн, говорят о том, что у людей, опосредующих свое общение Интернет-ресурсами, представление о Я-идеальном нереалистично и недифференци- ровано: на большинстве шкал Я-идеальное помещается в верхнюю точку шкалы, что может быть проинтерпретировано как утверждение «Я могу стать самым умным, здоровым и т. п. на свете». Такая нечувствительность к собственным особенностям может повлечь завышенные требования к себе и к окружающим. Также наблюдается большой разрыв между Я-реальным и Я-идеальным, что негативно сказывается на регулирующей функции самооценки.

Значительная представленность фиолетового цвета в ассоциативных описаниях жителями Интернета своего Я (у 30 % испытуемых) также свидетельствует о слабости процессов дифференциации в их самосознании, склонности к магическим отношениям с собственным Я.

Некоторые выводы

Итак, основная проблема самосознания жителей Интернета — это неструктурированность представлений о себе. Их отношение к себе — принимающее и дружественное — не основывается на позитивной оценке собственных достижений или удовлетворенностью данным моментом или гордостью за свои хорошо продуманные планы. Самоотношение этих людей строится как без-условное принятие, как материнское, безоценочное. Зрелое, неинфантильное Я нуждается и в условном, «отцовском» принятии, обеспечивающем возможность внешней, «объективной» оценки достижений человека. Интернет-среда является подходящим местом для тренинга оценочного механизма — одновременно и вовне, в сетевом общении, допускающем экспериментирование с образом Я-в-настоящем, протекающем на базе операций анонимной интимности и анонимной публичности, и в автокоммуникации, обеспечивающей благодаря автоматической фиксации «следов» сетевой активности доступность для наблюдения — а не конструирования памятью, — образа Я-в-прошлом.

Полученные данные об особенностях самоотношения жителей Интернета могут быть проинтерпретированы не только как показатель неблагополучия тех, кто стремится в Интернет-среду, и вредоносности самой этой среды. Можно рассматривать Интернет как культуру, в рамках которой появились новые средства для личностного развития тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения. Появление Интернета не только поставило точку в индустриальном этапе развития общества, но и изменило психологические свойства современной культуры. Для активного участника Интернет-жизни проблема отчуждения в том виде, в котором ее обсуждал Э. Фромм, уже не стоит: «он не участвует ни в планировании трудового процесса, ни в его результатах, он почти никогда не соприкасается с произведенным продуктом в целом» [203, с. 194). Вряд ли человек, имеющий свой сайт (личный или корпоративный) или поддерживающий своим присутствием сетевое сообщество, отнесет эти слова к себе. Да и отмечаемая Ю. М. Лотманом оборотная сторона ориентированной на сообщения культуры XX века — «резкое разделение на передающих и принимающих, возникновение психологической установки на получение истины в качестве готового сообщения о чужом умственном усилии…» [130, с. 44-45], — уже не характерна для ориентированной на автокоммуникацию культуры Интернета.

Трансформации Я в Интернете

«Юношеское путешествие»

Среди посетителей чатов, по оценке С. Кремлевой, преобладают люди юношеского возраста, чей средний возраст составляет приблизительно 21 г. Доля возрастной группы «меньше 18 лет» составляет 29,0 %\ возрастная группа 30 лет и старше представлена в чате 6,5 % [116].

Наиболее вероятной причиной массового «ухода в Интернет» именно старших подростков и юношей можно считать состояние кризиса идентичности, разрешение которого требует особых усилий со стороны субъекта и особых условий со стороны окружения.

Показателями и направлениями конструктивного развития в юности Э. Эриксон называет взрослую ответственность и автономную идентичность, которые проявляются в лидерстве, уверенности в себе и независимости от родительской семьи. Типичным состоянием юноши, находящегося в процессе становления личности, является чувство болезненной неуверенности в себе, в котором соединяются следующие переживания: ощущение неспособности реализовывать себя как отдельную от родительских персонажей личность; чувство стыда, который возникает из-за того, что «твоя личность открыта сверстникам и они могут судить о ней»; чувство неадекватности своих общих способностей, которое может быть следствием «того парадокса, что специально организованное в ранние школьные годы ускоренное развитие затормозило развитие … идентичности»; переживание социальной и коммуникативной некомпетентности, «когда молодой человек не способен ни подчиняться, ни отдавать приказания, он оказывается в изоляции» [224, с. 166-197].

Таким образом, среди множества параметров позитивного развития в юности можно выделить в качестве интегративных развитие социальной компетентности и обретение независимости от родительской семьи. Традиционные формы, в которых происходил «отрыв от корней» в до- информационные эпохи, — учеба, работа, служба в армии, юношеское путешествие [218, с. 36], — в современной России все больше утрачивают свою приемлемость, однако на смену им приходит возможность использовать в тех же целях виртуальную реальность Интернета.

Особенностями этой среды, делающей ее потенциально развивающей, являются:

• Технологичность. Как отмечал Э. Эриксон, та часть молодежи, которая оказывается на волне общей технологической, экономической или идеологической тенденции и хорошо подготовлена для приобщения к расширяющимся технологическим тенденциям, легче может «идентифицировать себя с новыми ролями, предполагающими компетентность и творчество, и полнее предвидеть неявную перспективу идеологического развития» [224, с. 140-141]. Таким образом, пребывание в качестве неслучайного человека в Интернете позитивно влияет на подверженную колебаниям самооценку и позволяет юноше идентифицировать себя с прогрессивными, витальными, развивающимися силами.

Что интернет делает с нашими мозгами


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: