ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
(содержание различных видов готовности, их диагностика и организация коррекционно-развивающей работы)
Физиологическая (физическая) готовность
Физиологическая (физическая) готовность – часть общей готовности, которая определяет:
- Cостояние здоровья,
- Физическое развитие
- Уровень биологического развития (морфо-функциональной зрелости организма ребенка, в частности его нервной системы)
- Развитие основных видов движений и двигательных качеств (выносливость, ловкость, координация)
- Развитие мелкой моторики
- Состояние анализаторных систем
- Физическая и умственная работоспособность
Диагностика физиологической (физической) готовности
(см. приложение — материалы портфолио)
Воспитатель совместно с психологом может определить уровень развития у детей мелкой моторики (координации движений руки), а также уровень физической и умственной работоспособности.
1. Изучение особенностей зрительно – моторной координации (исследование координации движений руки)
Определяется координация системы глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг).
— методика «Езда по дорожке»,
-мотометрический тест «Вырезание начерченного круга» Н.И Озерецкого )
— методика «Домик» (Н.Гуткиной)
2. Изучение работоспособности и сенсомоторики
Для оценки умственной работоспособности используются методики дозирования работы во времени или по объему.
— Методика “Корректурная проба»
— Методика «Раскрашивания кружков»
Коррекционно-развивающая работа
Для развития мелкой моторики в подготовительной группеиспользуется:
— пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
— лепка из глины;
— вырывная аппликация
— выполнение движений с мелкими предметами: мозаика, конструктор типа «Лего», завязывание веревочек, вышивание.
— игры «Помоги Золушке отправиться на бал» (разбор круп разного вида) и т.д.
— выполнение закручивающих движений (закручивание гаек в конструкторе);
Для подготовки руки к письму используется:
В подготовительной группе перед детьми ставятся и собственно графические задачи, для чего используются специальные упражнения для подготовки руки к письму:
1. Использование специально разработанных рабочих тетрадей
2. Мелкие обводки и штриховки (тематика для мальчиков и девочек). При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выходя за контур.
3. Прорисовка контуров предметов по точкам и пунктирным линиям
4. Игровые упражнения типа «Нарисуй ручку к зонтику», «Нарисуй мышкам хвостики» и т.п.
5. Графические диктанты (работа на разлинованной в клетку бумаге)
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность– это:
1. Уровень осведомленности — наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе, т.е. запас системных знаний.
Однако готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
2. Сформированность познавательных психических процессов
* Развитие воображения (в т.ч. творческого),
* Развитие мышления
u развитые формы наглядно-образного мышления
u основы словесно-логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).
*Овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог).
*Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).
*Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом -слово-картинка либо слово-ситуация).
3. Состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие)
4. Овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование);
5. Любознательность и познавательные интересы.
Диагностика интеллектуальной готовности
Диагностика интеллектуальной готовности заключается в определении освоения ребенком основного содержания основной общеобразовательной программы (ООП) по всем образовательным областям. Диагностические методики представлены в системе мониторинга для каждой ООП.
Психолог проводит диагностику развития психических познавательных процессов.
3. Социально — личностная готовность
Социально — личностная готовность – это готовность к новой социальной роли ученика, к новым формам взаимоотношений со сверстниками, учителями, новое отношение к окружающему миру, сформированность таких качеств;
1. Развитие социально-нравственных качеств (активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, оптимизм, толерантность и т.д.)
Психологическая готовность ребенка к школе
Похожие статьи.
-
Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению — диагностическая программа 3
-
Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению — диагностическая программа 2
-
Методика диагностики формирования саморегуляции в интеллектуальной деятельности детей 6 -7 лет
-
Особенности диагностики при тяжелых и осложненных формах аутизма