Диагностика интеллектуальной готовности

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

(содержание различных видов готовности, их диагностика и организация коррекционно-развивающей работы)

Физиологическая (физическая) готовность

Физиологическая (физическая) готовность – часть общей готовности, которая определяет:

  • Cостояние здоровья,
  • Физическое развитие
  • Уровень биологического развития (морфо-функциональной зрелости организма ребенка, в частности его нервной системы)
  • Развитие основных видов движений и двигательных качеств (выносливость, ловкость, координация)
  • Развитие мелкой моторики
  • Состояние анализаторных систем
  • Физическая и умственная работоспособность

Диагностика физиологической (физической) готовности

(см. приложение — материалы портфолио)

Воспитатель совместно с психологом может определить уровень развития у детей мелкой моторики (координации движений руки), а также уровень физической и умственной работоспособности.

1. Изучение особенностей зрительно – моторной координации (исследование координации движений руки)

Определяется координация системы глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг).

— методика «Езда по дорожке»,

-мотометрический тест «Вырезание начерченного круга» Н.И Озерецкого )

— методика «Домик» (Н.Гуткиной)

2. Изучение работоспособности и сенсомоторики

Для оценки умственной работоспособности используются методики дозирования работы во времени или по объему.

— Методика “Корректурная проба»

— Методика «Раскрашивания кружков»

Коррекционно-развивающая работа

Для развития мелкой моторики в подготовительной группеиспользуется:

— пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

— лепка из глины;

— вырывная аппликация

— выполнение движений с мелкими предметами: мозаика, конструктор типа «Лего», завязывание веревочек, вышивание.

— игры «Помоги Золушке отправиться на бал» (разбор круп разного вида) и т.д.

— выполнение закручивающих движений (закручивание гаек в конструкторе);

Для подготовки руки к письму используется:

В подготовительной группе перед детьми ставятся и собственно графические задачи, для чего используются специальные упражнения для подготовки руки к письму:

1. Использование специально разработанных рабочих тетрадей

2. Мелкие обводки и штриховки (тематика для мальчиков и девочек). При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выходя за контур.

3. Прорисовка контуров предметов по точкам и пунктирным линиям

4. Игровые упражнения типа «Нарисуй ручку к зонтику», «Нарисуй мышкам хвостики» и т.п.

5. Графические диктанты (работа на разлинованной в клетку бумаге)

Диагностика интеллектуальной готовности

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность– это:

1. Уровень осведомленности — наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе, т.е. запас системных знаний.

Однако готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

2. Сформированность познавательных психических процессов

* Развитие воображения (в т.ч. творческого),

* Развитие мышления

u развитые формы наглядно-образного мышления

u основы словесно-логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

*Овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог).

*Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

*Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом -слово-картинка либо слово-ситуация).

3. Состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие)

4. Овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование);

5. Любознательность и познавательные интересы.

Диагностика интеллектуальной готовности

Диагностика интеллектуальной готовности заключается в определении освоения ребенком основного содержания основной общеобразовательной программы (ООП) по всем образовательным областям. Диагностические методики представлены в системе мониторинга для каждой ООП.

Психолог проводит диагностику развития психических познавательных процессов.

3. Социально — личностная готовность

Социально — личностная готовность – это готовность к новой социальной роли ученика, к новым формам взаимоотношений со сверстниками, учителями, новое отношение к окружающему миру, сформированность таких качеств;

1. Развитие социально-нравственных качеств (активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, оптимизм, толерантность и т.д.)

Психологическая готовность ребенка к школе


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: