Ещё не вместе, но уже рядом

Достаточно трудно бывает определить, в каком возрасте ребёнок начинает нуждаться в обществе сверстников. Родителям кажется, что годовалый карапуз такой беззащитный, и многие мамы склоняются к тому, что и на втором году жизни на улице лучше спать. Конечно, можно рассматривать детскую площадку, как источник инфекций и агрессии, но нам бы хотелось развеять подобные предубеждения. Психологи, наблюдая за поведением детей второго года жизни, попадающих в компанию сверстников, отметили интересный феномен. Малыши явно выделяют сверстников из группы окружающих людей (старших детей и взрослых). Ребенок смотрит на руки, ноги, одежду другого малыша и сразу начинает разглядывать те же части тела и детали одежды у себя. По-видимому, таким способом дети устанавливают сходство со сверстниками, и на основе этих наблюдений у них формируется и дополняется представление о своем физическом облике. Кроме того, подобное общение позволяет малышу наблюдать за тем, как ведёт себя другой ребёнок, как с ним обращаются взрослые. Это помогает крохе понять, что в мире существуют и другие дети, такие же, как он, что не только ему мама поправляет кепочку, а папа может что-то запрещать.

Свои и Чужие

Важным этапом социально-личностного развития является формирование привязанности к близким людям. Эмоциональная привязанность к определенному человеку (обычно к матери) начинает складываться у детей на первом году жизни и наиболее ярко проявляется на протяжении второго года. Своими для малыша являются люди, проживающие вместе с ним, и гости, бывающие в доме чаще двух раз в неделю.

Вот несколько основных признаков здоровой привязанности:

  • объект привязанности быстрее, чем кто-либо другой, способен успокоить, утешить малыша;
  • в поисках утешения ребенок чаще всего обращается к объекту привязанности, а не к другим людям;
  • в присутствии объекта привязанности дети реже испытывают страх, чувствуют себя увереннее.

Здоровая эмоциональная привязанность имеет ценность с точки зрения самосохранения, она даёт ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым, неизвестным и ярче проявляется, когда он испытывает страх.

На втором году жизни у малыша нарастает разделение на «своих» и «чужих». К чужим малыш чаще относится напряжённо, с недоверием; крохе требуется время, чтобы привыкнуть к новому взрослому. Дети очень чувствительны к состоянию находящихся рядом с ними близких взрослых. Ребенок можeт не обращать внимания на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит его чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу. Демонстрируя ребёнку своё спокойствие и доверие к новому человеку, мама помогает ему быстрее привыкнуть и наладить дружеские отношения.

Старайтесь, чтобы взрослые, с которыми сталкивается ребёнок, не только ласкали его и восхищались его нарядной кофточкой, но и имели возможность немного поиграть с малышом. Этот опыт очень полезен для карапуза, ведь он помогает осознать тот факт, что познакомиться с человеком (с большим или маленьким) можно через предмет, предложив свою игру (например, катание машинки). Постепенное расширение круга общения будет воспитывать в ребёнке открытость и умение ладить с людьми.

Положительный опыт общения с «чужими» взрослыми поможет малышу справиться с чрезмерной привязанностью к близким родственникам и будет первым шагом к самостоятельности и независимости в общении. Многие дети на втором году жизни начинают проявлять явные признаки дискомфорта при разлуке с объектом привязанности. Такие реакции отражают тревогу ребенка в связи с постепенным процессом сепарации, «отделения от матери», неизбежной разлукой с ней. Подобная сепарационная тревога начинает проявляться во втором полугодии первого года жизни, достигает кульминации в период с 14 до 18 месяцев, а затем постепенно становится менее частой и интенсивной.

Специалисты отмечают, что страх перед незнакомцами и тревога имеют глубинные причины и свойственны всем детям. Однако реакция детей на чужого человека и отделение от матери различаются: одни дети практически равнодушны к этим событиям, в то время как другие испытывают неподдельный страх. Исследования психологов показали, что причиной столь разных реакций служат индивидуальные различия в надежности сформированных привязанностей: один ребенок рядом с мамой чувствует себя спокойно и уверенно, а другой напряжен и встревожен.

На формирование здоровой привязанности прежде всего влияет способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка или плач. Более устойчивая и гармоничная привязанность обычно формируется к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие.

Важно помнить, что внимательные, заботливые родители формируют чувство базового доверия к миру, создают позитивную модель окружающих. Дети, у которых сложилась позитивная модель себя и других людей, формируют надежную привязанность к близким людям, обладают достаточной уверенностью, позволяющей пойти навстречу новым вызовам окружающего мира и справиться с ними. В дальнейшей жизни они способны устанавливать надежные, доверительные взаимоотношения с друзьями, супругами и своими собственными детьми.

«Хороший» и «Плохой»

Порой из уст родителей можно услышать: «Хорошие мальчики так не делают!» или «Послушные девочки так себя не ведут!». Дети быстро понимают, что «хороших» и «правильных» – любят и ласкают, а «плохих» – наказывают и ругают. Проявление любви в отношении ребёнка взрослые часто ставят в зависимость от его «хороших» или «плохих» поступков.

Бабушка двухгодовалого Серёжи жалуется соседке: «А наш вчера рыдал весь вечер, еле уложили спать. Наверно нам уже к доктору его вести пора». Дальше из разговора с бабушкой становится понятно, что мальчик не мог заснуть из-за отсутствия привычной ласки. Обычно, укладывает его спать мама, целует перед сном, рассказывает сказку, а вчера малыш «провинился» на вечерней прогулке. Придя домой, мама гневно воскликнула: «Как же я могу поцеловать его перед сном, если в песочнице он ударил Петю совком! Тогда он решит, что поступил правильно». А сонный кроха так и не смог понять, почему ему отказали в привычной ласке (про инцидент в песочнице он давно забыл).

Происходит подмена понятий, и любовь (внимание, уважение)становится величиной условной. Малыш делает вывод, что любить его будут только при соответствии определённым требованиям. Так его собственная ценность снижается, искажается самоотношение и образ себя как любимого, положительного и благополучного человека.

Оценивая малыша, не пользуйтесь безличными оценками «хорошо» и «плохо». Оценка должна быть развернутой и касаться не его самого, а его поступков и действий, задавая малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, умению контролировать свои действия.

Многие родители, сами воспитанные в педагогике «кнута и пряника», понимают воспитание как чередование поощрений и наказаний. За всем этим просматривается определённая схема взаимодействия, очень похожая на систему дрессуры. Но ребёнок не тигр, требующий укрощения, да и цель воспитания — совсем не полная покорность и беспрекословное подчинение.

Современные родители стремятся вырастить самостоятельную и свободную личность. Поэтому прежде чем «навешивать ярлыки», взрослым стоит вспомнить, что человеческая личность развивается по особенным законам, и любой малыш стремится оправдывать ожидания взрослых и поэтому, чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится.

В межличностном взаимодействии малышу важно иметь возможность сталкиваться с различными его вариантами. Тихая и спокойная мама, весёлый и активный папа, заботливая и предусмотрительная бабушка, эмоциональный старший брат… Встречаясь со сверстниками на детской площадке, ребёнок будет наблюдать разные способы взаимодействия между детьми и взрослыми. Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: одни мальчики любят играть в машинки, а другие – нет; одному ребенку кажется правильным одно, а другому – другое. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект гармоничного развития личности, начинающегося уже в раннем детстве.

Полина Ростова — Прости… (Official Audio)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: