Фактор художественной экспрессии

Фактор художественной экспрессии в групповой арт-терапии, является одним из наиболее значимых. В зависимости от условий и задач работы, а также формы групповой арт-терапии, действие этого фактора проявляется по-разному. Этот фактор играет ведущую роль при использовании студийного подхода. Его влияние также проявляется довольно ярко при использовании динамического подхода, дополняясь при этом действием других факторов.

Изобразительная деятельность участников группы оказывает существенное влияние на характер и динамику групповой работы, что связано с тем, что во время индивидуальной работы внимание членов группы фокусируется на изобразительных материалах и образах, а также их собственных переживаниях, представлениях и фантазиях. Перемещение фокуса внимания с межличностного взаимодействия и общегрупповых процессов в ходе арт-терапевтических сессий на изобразительную деятельность является важным средством укрепления личных границ членов группы и их психологической защиты. Это возможно лишь в том случае, если будут созданы определенные пространственно-временные границы сессий, оборудован арт-терапевти-ческий кабинет, а все члены группы будут следовать общим правилам поведения, в частности уважать «личное пространство» друг друга, не мешать друг другу в ходе изобразительной деятельности и не оценивать работы других.Уважение «личного пространства», связанное с процессом художественной экспрессии в условиях групповой работы, имеет очень большое значение. Необходимость в соблюдении внешних, физических границ «личного пространства» членов группы наиболее высока на начальном этапе арт-терапевтической работы, а также для пациентов с хроническими психическими расстройствами, лиц с незрелой психикой или «хрупкой личностной организацией» и в некоторых других случаях.У психически больных, например, зачастую отсутствует характерное для здоровых лиц ощущение «внутреннего» и «внешнего» пространства. Их «Я» отличается особой хрупкостью, и попытки вторгнуться в него могут быть для них очень болезненны.

Таким образом, с самого начала групповой арт-терапии фактор художественной экспрессии начинает играть важную роль в структурировании отношений между членами группы и формировании границ — личных, подгрупп и группы в целом — становясь тем самым одним из факторов групповой динамики.

Психотерапевт должен оценивать художественную экспрессию в группе на трех основных уровнях:

1) на общегрупповом уровне («групповая художественная культура», общегрупповые процессы проективно-символической коммуникации);

2) на межличностном уровне (художественная экспрессия как средство общения членов группы друг с другом и с психотерапевтом либо выражения своего отношения друг к другу и к психотерапевту);

3) на внутриличностном уровне (художественная экспрессия как инструмент выражения индивидуальных чувств, потребностей, мыслей, проблем, фантазий, установок и т. д.).

Для понимания художественной экспрессии в группе помимо использования представления о трех аспектах психического опыта ее участников (внутриличностного, межличностного и общегруппового) целесообразно также пользоваться представлением о четырех основных уровнях отношений в группе.

Уровни отношений в группе по Фолькису

1. Макросфера Уровень актуальных отношений — группа как модель макросоциальных отношений, общественных мнений, культурных норм.

2. Уровень переносов — группа как модель зрелых объектных отношений, связанных с семейным опытом, отношениями с отцом, матерью и сиблингами.

3. Микросфера Проективный уровень — группа как модель примитивных, нарциссических отношений с «внутренними объектами» , другие члены отражают а) неосознаваемые элементы индивидуального «Я» (аутопсихика); аутокосмос и б) различные аспекты телесного «Я» (соматопсихика)

4. Примордиальный уровень — образы коллективного бессознательного

В групповой арт-терапии все четыре уровня отношений в группе проявляются в художественной экспрессии и создаваемой ее членами изобразительной продукции.

Для понимания художественной экспрессии в группе весьма полезны также могут быть понятия интерстимуляции, взаимной индукции и интенсификации, а также о нодальном и антинодальном поведении. Интерстимуляцию Славсон определяет как «феномен, посредством которого индивиды участвуют в достижении общих целей, активизируют друг друга либо через установки, либо через специфические формы поведения, действия, чувства и мысли. Сходной с интерстимуляцией по течению и эффектам является взаимная индукция. Однако она относится к чувствам и эмоциям, в то время как интерстимуляция относится в основном, хотя и не всецело, к действиям.

Интенсификацию Славсон рассматривает как одно из следствий взаимодействия, проявляющееся во взаимном усилении эмоций и их бессознательном отреагировании, включая эмоции враждебности, гнева и агрессии.

Феномены нодального и антинодального поведения проявляются во всех группах, состоящих из трех и более человек, и чем больше людей в группе и чем свободнее их поведение, тем ярче проявляется отреагирование ими неосознаваемых чувств и потребностей в поведении (нодальное поведение), и тем более продолжителен период молчания или относительного бездействия (антинодальное поведение). Периоды нодального группового поведения характеризуются активной коммуникацией, шумом и общей атмосферой взаимодействия. Когда шум и хаотичная атмосфера достигают своего пика, наступает внезапная тишина. Активизация нодального поведения является результатом интерстимуляции.

Одним из примеров проявления в ходе совместной изобразительной работы членов группы нодального и антинодального поведения могут быть например, выплескивания воды на лист бумаги, разбивания объемных композиций, разрывания или поджигания рисунков и т. д. Кроме того, деструктивные тенденции членов группы могут быть направлены не только на свои, но и на общие работы или работы других. Так же если члены группы захотят разрушить общую работу, согласовав свои действия, они могут это сделать, и психотерапевт не должен этому препятствовать.

Арт-терапевтическая группа создает безопасные условия для отреагирования ее членами своих деструктивных потребностей, поскольку в большинстве случаев их действия направлены не на конкретного человека, а на изобразительные материалы и продукцию.

В процессе художественной экспрессии в группе психотерапевт выполняет следующие основные функции:

а) создает атмосферу высокой терпимости и безопасности, необходимую членам группы для свободного проявления ими своих чувств, мыслей и потребностей в изобразительной и иных видах деятельности (движение, драматическая импровизация, речевая экспрессия и т. д.);

б) организует и структурирует их деятельность, определяя основные правила их поведения, а в случае необходимости и распределяя роли и предлагая определенные темы и материалы для работы;

в) оказывает фасилитирующее воздействие, устанавливая с членами группы эмоциональный резонанс и обмениваясь с ними чувствами, образами и мыслями, используя как вербальную, так и невербальную коммуникацию;

г) формирует определенные ролевые модели, в том числе связанные с процессом художественной экспрессии, непосредственно участвуя в изобразительной и иных видах деятельности наравне с членами группы;

д) воздействует на способы коммуникации членов группы, предлагая им те или иные техники, упражнения и формы работы, связанные с сенсомоторными, проективно-символическими, драматически-ролевыми и вербальными способами коммуникации;

е) обеспечивает экстренную обратную связь с некоторыми членами группы с целью прояснения мотивов и целей их действий и используя в случае необходимости определенные методы их ограничения (как, например, в случае проявления агрессивных или деструктивных тенденций), а также оказывая некоторым из них дополнительную эмоциональную поддержку (например, в случае переживания ими сильной тревоги, волнения и т. д.);

ж) регулирует направленность коммуникации членов группы в ходе их изобразительной деятельности, ориентируя их во внутриличностную сферу, на межличностное взаимодействие или совместные действия и тем самым влияя на укрепление внутригрупповых границ или их преодоление, предлагая членам группы различные техники и формы работы и используя те или иные интервенции (в том числе методы провокации);

з) регулирует в ходе изобразительной деятельности членов группы уровень их коммуникации.

и) проводит регистрацию и оценку всего, что происходит в группе как в процессе изобразительной деятельности ее членов, так и в ходе последующего обсуждения.

В большинстве случаев регистрация и оценка групповой работы предполагают фиксирование психотерапевтом наиболее важных ее моментов либо непосредственно в ходе сессии, либо после ее завершения. В настоящее время с этой целью широко применяются фотографирование и видеосъемка, а также различные способы описаний. Психотерапевт, в частности,

может использовать формализованные бланки, в которых отмечается следующее:

— Ф. И. О. участников группы;

— дата и время сессии;

— тема сессии;

— используемые членами группы материалы и способы работы;

— высказывания членов группы в ходе работы;

— особенности их невербальной экспрессии («язык тела») в ходе работы;

— взаимодействие между участниками группы в ходе работы;

— отношение к работе;

— процесс художественной экспрессии (этапы создания индивидуальных или коллективных образов);

— краткое описание изобразительной продукции;

— предполагаемое содержание изобразительной продукции (с точки зрения психотерапевта);

— осознание членами группы содержания своей изобразительной продукции;

Кроме того, психотерапевт должен оценить общую атмосферу в группе в начале, в середине и в конце сессии; общий характер взаимодействия; свои ощущения; активность членов группы и степень их вовлеченности в работу;

Лактозный оперон (строение и экспрессия)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: