Поясняю, в чем дело. На сцене человек играет роль, а в жизни-роль
человека. Впрочем, и на сцене тоже, если по-настоящему. О Станиславском
рассказывали, что в периоды, когда он, готовясь к спектаклю Горе от ума,
вживался в роль Фамусова, у него резко портился характер (и так-то,
впрочем, не очень легкий) — с ним уже просто нельзя было ни о чем
столковаться.
Кто же кем становился: Станиславский Фамусовым или Фамусов
Станиславским?..
Актер на сцене подчиняет внутреннее внешнемуищет самочувствия для
ролей. Эти самочувствия, однако, влияют и на его жизненные роли, делают
его, надолго или ненадолго, другим человеком.
А человек в жизни -ищет и самочувствия для ролей, и роли для
самочувствий.
При этом часто происходит следующее:
…роль Б-самочувствие (а)-роль В-самочувствие (аб)в — роль Г — …
Вы возвращаетесь с работы, где только что получили изрядную взбучку от
начальства, выговор с занесением в личное тело. Это не оговорка. Ваше тело
и впрямь восприняло выговор, превратив в адреналин, разослало депешей по
всем клеткам: Всем! Всем! Всем! Очень плохо и. очень страшно! И вот
подтверждения: в автобусе вас нарочно толкают какие-то молокососы,
какой-то акселерат посмотрел на вас сверху вниз, как на козявку, какая-то
девица — как на бревно… (Всем! Всем! Всем!
Очень плохо! Очень-очень скверно и страшно!). И вот в роли
Козявки-(кто Вас, однако, обязывал принимать эту роль? Никто кроме Вас
самих!) Вы возвращаетесь домой и попадаете в обстоятельства, где Вам
надлежит по всем правилам играть роль Любящего Мужа, Вежливого Зятя, Отца
Семейства, а сегодня к тому же еще и роль Радушного Хозяина, Веселого
Хозяина — через полчаса грянут гости. (Всем! Всем! Всем! — Веселитесь!
Радуйтесь жизни!) Ты опять не купил колбасы?..
И яиц нет. И хлеба. Я же тебя просила!.. — Да его разве
допросишься…
…Самочувствие Г — роль Д — самочувствие X… — А сама не могла
сходить?! Я вам что, мальчик на побегушках, а?! Я ВАМ КОЗЯВКА?!!!
Переход в роль Отца Семейства непосредственно из роли Козявки,
несколько затруднен предлагаемыми обстоятельствами, поэтому совершается
через промежуточную роль Бешеного Крокодила. Однако самочувствие X,
возникающее в результате вхождения в эту роль, исполнению роли Веселого
Хозяина отнюдь не способствует.
Оставшуюся часть вечера приходится проводить в роли Бревна…
Как в игре, так и в жизни роль и самочувствие связаны интимной,
двусторонней связью. А именно: роль пробуждает определенное самочувствие.
Самочувствие жерасполагаетк определенной роли.
Вот Вы выходите на трибуну — принимаете, стало быть, роль Оратора,
первые секунды зажаты, скованы, но потом в Вас что-то включается,
зажигается… Или не зажигается?.. А вот что-то рассмешило, а перед тем
сильно поднялось настроение известием о внезапной удаче — и вот на
какой-то момент в компании друзей Вы, сами того от себя не ожидая, приняли
не свойственную Вам роль Души Общества — и с немалым успехом: все в
восторге, все смотрят на Вас с восхищением… А потом вдруг что-то
израсходовалось, погасло…
Трудно сказать, что здесь первично, а что вторично. Когда Вы
влюблены и пользуетесь взаимностью, самочувствие и роль сливаются в
сладостном объятии.
Когда охладеваете, инерция роли, уже принятой, может завести очень
далеко, иногда даже в загс.
А не чувствуете ли Вы себя слегка больным при одном лишь виде человека
в белом халате? Дело в том, что этот халат уже сам по себе предлагает Вам
определенную роль. Конечно, и возникшее в результате болезни самочувствие
больного может заставить человека принять и роль Больного, то есть
обратиться к Врачу.
Врач может помочь: дать человеку самочувствие здорового и тем самым
вернуть его в эту роль. Но Врач, случается, и не может помочь, а роль
Здорового все-таки приходится исполнять. С другой стороны, есть множество
болезненных состояний — и среди них прежде всего те, которые называют
неврозами, — при которых одно лишь принятие роли Здорового само по себе
может исцелить человека. А роль Больного может усугубить болезнь — роль, в
которую, человек слишком вжился… Отсюда и инстинктивная нелюбовь многих
ходить по врачам. Не в том дело, что человек не верит в медицину, а в
том, что он интуитивно бережется от роли Больного.
До известной меры (!) — правильная политика. Хвост
самочувствия Больного — неприятная вещь, не только мешающая
выздороветь, но и рождающая подчас новые болезни. Поэтому и хороший Врач,
любой специальности, должен уметь ввести человека в роль Здорового раньше
настоящего выздоровления. И это при полном соблюдении всех мер лечения.
Это и есть психологическое искусство.