Христианское мировоззрение, теократическая модель мира.

Особенности древнерусской литературы

«Слово о Законе и Благодати»

Жития Бориса и Глеба

Притча о песне и о молитве: в молитве мы говорим с Богом, а, читая книги, мы слушаем, что говорит нам Бог.

«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную…» (Повесть временных лет).

Барсов Е.В.: «Нужно отрешиться… от того понятия, которое мы имеем о книге. Книга в то время была своего рода чудом, более изумительным, чем в наши дни телеграфы и телефоны. Глядит человек в книгу и знает, что было в минувшие века, как должен смотреть человек на самого себя, как он должен жить и действовать и что последует за его гробом. Книга явилась внезапным светом, который разом дал почувствовать обществу его нравственную слепоту, и с этой минуты неграмотный человек стал на Руси человеком тёмным. Книга — это была мудрость, пред которой казались ничтожным все хитрости волхвов и мудрецов. Книга — это глаголы самого Бога, и кто её читает, тот беседует с самим Богом». Никакой иной книги, лишённой святого содержания, русский человек и не представлял себе. Как святыня она и почиталась. Подвигом благочестия было дело переписки её, и этот подвиг принимали на себя иногда сами великие князья. Рядом с иконой было её место, и вместе с иконами спасали её, как величайшую ценность, во время бедствий.

Гоголь Н.В.: «Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, и сам хозяин не знает, где лежит она. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских, в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословье, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, — и эта Церковь наша незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!».

Особенности древнерусской литературы (словесности)

Трудность заключается в том, что у нас нет удобного теоретико-литературного инструментария для обсуждения древней литературы. Например, анонимность. Её следует понимать не просто как отказ указать своё имя. Перед книжным трудом — пост, молитва, благословение. Творчество понималось как соработничество Богу. При таком отношении не могло быть самого понятия «авторское право».

Литературное творчество Нового времени включает в себя вымысел, типизацию, обобщение, отношение автора и героя и т.д. Со средневековой точки зрения, вымысел равен лжи. Книги пишутся по Благодати, и читать их следует по Благодати. ДР книжники не были писателями в современном смысле слова. Писание книг происходило по послушанию. Сюжеты ДР книг невозможно пересказать так, как мы это делаем с книгами классической литературы: в них отсутствует причинно-следственная связь.

ДР литература написана тем же языком, что и Священное Писание и Богослужение, т.е литургическим. В этом языке заключено особое мировоззрение, которое передаётся в иконах того времени.

Христианское мировоззрение, теократическая модель мира.

Важнейшей особенностью мироощущения древнего русича была категория времени. Прошедшее, настоящее и будущее время понималось совсем не так, как сейчас. Будущее время — это время после Страшного суда, а время от настоящего до Страшного Суда называлось предибудущее.

Образ настоящего передавала притча о птице, которая лишь на мгновение залетела в шатёр и вновь скрылась за его пределами. Итак, настоящее (т.е. земная жизнь) осознавалась лишь как промежуток между двумя безднами.

Приход сына Божия в мир — центральное событие в мировой истории. Поэтому время до Него (ветхозаветное) и после Него (новозаветное) — разнонаправлено. Предки — это те, которые были прежде нас, те, кто идут перед нами. В блаженном Успении — вечный покой, а земной мир находится в вечном движении. Но мир дольний (земной) должен в идеале уподобиться миру горнему, небесному. Девять ангельских чинов — девять монашеских чинов и т.д.

Время началось от сотворения мира и закончится Страшным Судом, земное время — выпадение из вечности.

Таким образом, христианское время — линейное, в противоположность языческому — круговому, т.е. постоянно повторяющемуся. Язычники не знали будущего времени, а для христиан настоящее — это днесь и сейчас, мы — со-участники со-бытия, совершающегося в ежедневной церковной службе. Д.С. Лихачёв ввёл понятие монументального историзма древнерусской литературы. В этом стиле проявляется стремление древнерусских книжников судить обо всём происходящем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования. Поэтому авторы изображают только самое крупное и значительное.

Эти идеи заключены в средневековой символике. Крест — символ спасения, крест в круге — спасение в вечности, вертикаль креста — символ единения неба и земли, ангелов и людей.

На протяжении тысячи лет своего существования русская литература сохраняет тематическое единство. Академик Д.С. Лихачёв назвал русскую литературу «литературой одной темы и одного сюжета». Сюжет этот — мировая история. А тема — смысл человеческой жизни. А смысл жизни для русского человека — спасение души.

Кириллица. Смысл начала азбуки (аз, буки, веди…). Призвание и предназначение человека. Писать учились по Псалтыри, к концу обучения Псалтырь знали очень хорошо.

Все авторы ДР литературы канонизированы. Русская литература покоится на мощнейшем духовном основании.

Жанры ДР литературы:

Переводная литература 11-13 вв. (византийские и болгарские книги):

1. Библейские книги. Полностью был переведён только Новый Завет. Из Ветхого Завета было известно «Пятикнижие», книга Иисуса Наввина, книги Судей и Царств, некоторые из книг пророков, книга «Руфь», а также через посредство греческих хроник: «Хроника Георгия Амартола», Палея (толкование текстов Ветхого Завета), Паремейник (сборник различных книг Библии).

2. Патристика — сочинения «отцов церкви» — римских и византийских богословов III-XI веков.

3. Жития святых.

4. Патерики — сборники коротких рассказов о монахах того или иного монастыря.

5. Апокрифы.

6. Хроники (например, «История иудейской войны», «Александрия»).

7. Эпические сказания (например, «Девгениево деяние»).

8. Повести (например, «Повесть об Акире Премудром»).

9. Естественнонаучные сочинения. Шестоднев (о природе). Физиоло’г (о живых существах реальных и фантастических).

Оригинальная литература:

1. Летописи.

2. Поучения («Слово о Законе и Благодати» и др.).

3. Жития святых.

4. Патерики (например, «Киево-Печерский патерик»).

5. Хожения (например, «Хожение игумена Даниила»).

Встреча в выходные дни 2017-05-13


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: