Положение об Олимпиаде
По музыкальной литературе,
Проводимой 24 – 25 марта 2015 года
Требования, предъявляемые к участникам Олимпиады, рассчитаны на выпускников ДМШ и охватывают материал по предмету за 7/8 классы.
Содержанием Олимпиады являются произведения различных жанров малой формы, принадлежащие к различным художественным направлениям, к разным эпохам. В список произведений, вынесенных на Олимпиаду, могут быть включены произведения композиторов, не входящих в Программу ДМШ, но позволяющие выявить широту художественно-культурного кругозора учащихся, их расширенное представление о зарубежной и отечественной классике, а также о музыкальных явлениях современной музыкальной жизни.
Олимпиада по музыкальной литературе проводится в два этапа:
I этап. Письменная творческая работа
включает две формы заданий:
а) «сочинение» на тему, предложенную организаторами Олимпиады. В этом году, в связи с юбилейной датой П.И.Чайковского, темы будут касаться его симфонической, вокальной музыки и оперного творчества.
Участники Олимпиады должны проанализировать произведение с точки зрения музыкально-выразительных средств, формы, характерных черт стиля композитора. Цель анализа – раскрытие художественного образа выбранного произведения.
Участники Олимпиады должны иметь представление о музыкальной эпохе, о месте в ней композитора, особенностях его творческой индивидуальности, а также продемонстрировать навыки целостного анализа (разбор музыкального произведения с точки зрения его художественной ценности, взаимосвязи содержания, формы, средств музыкальной выразительности и т. д.).
Особую ценность в работах представляет творческий, самостоятельный подход к разбираемому произведению в сочетании с убедительностью изложения своей точки зрения о музыке.
Во время письменной работы участники обеспечиваются нотами, а также возможностью дополнительного прослушивания произведения.
Время, отведенное на письменную работу — один астрономический час, начиная с первого прослушивания музыки. Оценка работ проводится по 10-бальной системе. (Наличие грамматических ошибок обращает на себя внимание, но не влияет на оценку работы).
б) выполнение тестовых заданий.
Примеры тестовых заданий:
Кто из композиторов не писал прелюдии? | Рахманинов | Шопен | Шуберт |
У кого из композиторов есть оперы на пушкинские тексты? | Шостакович | Римский-Корсаков | Прокофьев |
Кто из композиторов писал музыку к произведениям Пушкина? | Прокофьев | Шостакович | Мясковский |
Кто из композиторов не принадлежит к Венским классикам? | Бетховен | Шуман | Гайдн |
Кто из композиторов служил церковным музыкантом? | Шопен | Бах | Гайдн |
Оценка самостоятельной работы и тестовых заданий производится по 10-балльной системе (каждый вид работы).
Ко второму этапу Олимпиады допускаются все участники первого, независимо от количества набранных баллов.
II этап. Собеседование (викторина)
проводится в свободной диалогической форме одновременно с группой участников (3-5 человек) или «командно» (в случае большого количества участников). Исходной точкой собеседования будет творчество П.И.Чайковского.
Организаторы Олимпиады отдают себе отчет в том, что письменная работа не может служить объективным показателем способностей и возможностей учеников ДМШ в изложении своих впечатлений и знаний. Поэтому собеседование (викторина) призвано выявить умение ученика ориентироваться в разных музыкальных стилях, в конкретных произведениях, в идеале – умение анализировать быстро, «с ходу» средства музыкального языка, дает возможность «раскрыться» в непосредственном общении.
Примерные типы вопросов:
1. Какие разновидности оперных жанров Вам известны? Предпочтение какому типу опер отдавал П.И.Чайковский?
2. Особенности симфонического творчества композитора. Жанры, темы произведений.
3. Помимо композиторской деятельности, чем еще известен П.И.Чайковский? (имеется в виду его педагогическая деятельность).
4. Играются фрагменты фортепианных произведений разных стилей (разных композиторов). Участников просят определить, в какое время (примерно)
написаны произведения, чем отличаются друг от друга?
5. Играется (на фортепиано) фрагмент какой-либо вокальной музыки.
Вопросы: «Что за музыка (вокальная или инструментальная)?»,
«Кто поет? Какие слова? В каком произведении? В как действии?
Что происходит в это время на сцене?» и т.п.
Вопросы собеседования (викторины) могут касаться также литературы, живописи, отечественной истории в соотнесении с музыкой. Участники Олимпиады должны иметь представление о тех литературных или драматических произведениях, на сюжет которых написаны музыкальные произведения, входящие в Программу по музыкальной литературе ДМШ.
Кроме того, второй этап Олимпиады включает проверку знания на слух музыки разных авторов: прозвучат отрывки из произведений школьной программы (в пределах десяти) в записи или в фортепианном звучании. Задача участников – указать, кто автор, что за произведение, откуда этот отрывок?
Результаты второго этапа оцениваются по 10-бальной системе. Из суммы баллов I и II этапов складывается оценка каждого участника Олимпиады.
Зав. кафедрой музыковедения и композиции Соколова Л.П.
Доцент кафедры музыковедения и композиции Витте М.Л.