Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности

«Пещера для знакомства»

Для игры понадобятся покрывала или простыни (в два раза меньше, чем детей). Если детей нечетное количество, то к игре подключается психолог.

Покрывала раскладывают на полу на некотором расстоянии друг от друга – это пещеры. Под звуки музыки дети свободно ходят по комнате. Как только музыка смолкает, нужно спрятаться под одеяло, причем в одной «пещере» может быть не более двух человек. Устанавливать время и торопить детей нельзя. Если они сами начинают суетиться, объясните, что спешить не надо.

Под покрывалом за время короткой беседы дети должны познакомиться. Затем снова звучит музыка, и они выходят из пещер. Игра повторяется. По правилам два раза с одним и тем же ребенком в пещеру забираться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не перезнакомятся.

Можно использовать второй вариант игры.

Дети встают в два круга лицом друг к другу. Между первым и вторым кругом около каждого ребенка из внешнего круга расстилается небольшое покрывало. Под музыку дети танцуют на месте. Как только музыка смолкает, они должны войти в «пещеру». Здесь они знакомятся. По команде все возвращаются на свои места. Начинает звучать музыка – дети внешнего круга остаются на месте, а дети из внутреннего круга передвигаются в правую сторону и встают напротив следующего ребенка из внешнего круга. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок из внутреннего круга не побывает в каждой «пещере».

«Танец с рисованием»

Дети встают в круг. Перед каждым чистый лист бумаги и фломастер. Под музыку дети начинают двигаться. Как только она смолкает, каждый ребенок начинает рисовать на том листе, рядом с которым он остановился. Затем снова звучит музыка, и движение возобновляется. На одном листе одновременно может рисовать только один ребенок. Когда дети вернутся на свои места, игра заканчивается. Второй вариант игры – детям предлагается во время звучания музыки взяться за руки и двигаться по кругу в одном направлении.

«Игра в переодевание»

В центре комнаты лежат разные вещи (одежда, обувь, головные уборы). Желательно, чтобы все они легко одевались и легко снимались. По сигналу ведущего за одну — две минуты нужно надеть на себя как можно больше вещей. Если дети нервничают, время можно увеличить. Необходимо следить за тем, чтобы игра не стала соревнованием – любой соревновательный момент только повышает тревожность и беспокойство. Цель же этой игры – снять скованность и напряжение.

«Старшая обезьяна»

Все дети садятся по кругу и выбирают «старшую обезьяну». Она показывает движения, все остальные ей подражают. Ведущими становятся по очереди.

Затем один из игроков (отгадчик) выходит из комнаты. Остальные садятся по кругу. Договариваются, кто будет «старшей обезьяной». Этот ребенок показывает различные движения, а остальные ему подражают. Отгадчик должен найти старшего. Если это плохо получается, можно остановиться на первом этапе.

«Фотоальбом»

Эта техника позволяет не травмирующим для ребенка образом выяснить его чувства по отношению к определенным событиям и значимым для него лицам, а также помогает выразить свои чувства.

Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороны его жизни. Понадобятся также ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч. Фотографии раскладывают на полу, чтобы все они были видны. Затем психолог задает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей, выявляет фотографии, которые ему не нравятся. Психолог расспрашивает ребенка, что именно на них не нравится, и просит сделать так, как ему бы понравилось – разрисовать фотографии, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые нравятся, и т.д. Если ребенок не обладает достаточными техническими навыками, психолог может помочь ему в изменении фотографий. Измененные фотографии складывают в отдельный фотоальбом.

Такую игру можно проводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение ребенка к близким. Измененные фотографии могут служить также достаточным информационным материалом. С разрешения ребенка этот фотоальбом можно показать родителям.

«Спрятанные проблемы»

Большинство тревожных детей склонны держать в себе свои переживания. Эта же игра позволит им проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться . Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, баночка, фломастеры, бумага). В крышке проделывают отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем психолог предлагает ребенку нарисовать, что (или кто) его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить рисунок в «почтовый ящик», то есть спрятать проблему.

Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике». После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если тот затрудняется с ответом, психологу нужно предложить варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь…

«Звериные чувства»

Для игры необходимы набор картинок с изображением известных детям животных. Психолог раскладывает перед каждым ребенком (по очереди) картинки и просит назвать основные качества животного, например: зайчик – страх, лев – смелость, лиса – хитрость и т. д. Затем психолог предлагает проанализировать ту или иную житейскую ситуацию и описать свои чувства и состояния с помощью картинок. Если ребенок затрудняется это сделать, ему можно помочь, а также обговорить варианты поведения, предлагая рассказать, как бы повели себя в этой ситуации другие животные.

При проведении данной игры желательно избегать оценок поведения ребенка: основная цель – научить его более точно, более тонко понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения.

«Вылеплялки»

Игра проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикрепленным к стене. В процессе игры ре6бенок учится распознавать чувства других по их мимике и так же передавать свои чувства. В первой части игры психолог предлагает ребенку изобразить, какое у него бывает лицо, когда он сердится, боится, радуется… Если ребенок затрудняется это сделать, психолог показывает ему образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части игры. Ребенок садится перед зеркалом, психолог руками «лепит» на его лице мимическую маску. Ребенок должен угадать, какое чувство изображает психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями – ребенок лепит, а психолог угадывает. В конце упражнения ребенку говорят: когда ему плохо, он может сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится.

«Выключенный звук»

Для этой игры можно использовать большой макет телевизора с отверстием вместо экрана. Психолог предлагает детям (по очереди) сесть на стульчик, «в телевизоре» и рассказать историю, например, о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут психолог дает команду – ребенок замолкает и продолжает «рассказывать» историю невербальными средствами (у телевизора сломался звук). Психолог предлагает детям догадаться (понять), о чем рассказывает «телевизор». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Если его поняли неправильно, необходимо повторить еще раз.

Затем можно сменить рассказчика. Если детям не удается усидеть на стульчике «в телевизоре», то им можно разрешить после «выключения звука» встать рядом с макетом.

«Бесилки»

Дети свободно располагаются по комнате. Начинает звучать ритмичная музыка, постепенно громкость увеличивается. Под музыку дети могут двигаться и кричать, как им хочется. Единственное условие – нельзя касаться других детей и предметов. Примерно через 3-5 минут музыка стихает –дети замирают. Затем звучание возобновляется – дети вновь начинают движение. Количество повторов и их продолжительность зависят от степени возбужденности детей и их готовности «выплеснуть» эмоции.

«Гусеница» (Е.В.Коротаева)

Цель: учить доверять друг другу.

В игре партнеров не видно, но слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с усилиями остальных участников.

«Сейчас мы с вами станем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи стоящего впереди. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до него строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы должны пройти по определенному маршруту».

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы»

«Смена ритмов» (программа «Сообщество»)

Цель:Помочь включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

Если вы хотите привлечь внимание детей, начните хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам считать: раз, два, три, четыре… Постепенно все хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

«Зайки и слоники» (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина)

Цель:Дать детям возможность почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

« Я хочу вам предложить игру «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, стараясь стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся (дети показывают). Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (разбегаются по группе, прячутся и т.д.) А что делают зайки, если видят волка? (игра продолжается несколько минут.) А теперь мы с вами станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра».

«Волшебный стул» (И.В.Шевцова)

Цель:Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и трон – он должен быть высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу и происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (в группе не более5-6 воспитанников). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем или королевой». В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные…) Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о «короле или королеве».

«В гостях у морского царя» (кинезотерапия)

Цель:Корректировать психоэмоциональное состояние детей, способствовать снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения.

Материал:коврики, магнитофон, аудиокассеты.

Педагог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями существ, живущих на суше. Предлагает изобразить движения какого-либо морского обитателя, обсудить недостатки и достоинства изображенного. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря. В ходе занятия педагог интересуется, что нового дети узнали на занятии. Хвалит их за достижения.

«Рисунок в парах по очереди»

Цель:учить преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, развивать чувство востребованности и творческие способности детей.

Материал: лист бумаги (формат А4), краски, карандаши.

Педагог уточняет представления детей о партнерстве, взаимовыручке, востребованности. Они должны привести конкретные примеры. После этого предлагает двум детям на одном листе по очереди что-нибудь нарисовать; при этом 2 минуты отводится на то, чтобы дети договорились, что будут рисовать. Затем через каждые две минуты (по сигналу педагога) они передают лист соседу (восемь раз). После выполнения задания рисунок надо раскрасить (5 минут). Затем каждая пара рассказывает о своем рисунке, а педагог спрашивает детей, трудно ли им было выполнять задания.

«Рисование вдвоем»

Цель:развивать умение понимать себя и других, снять психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения, учить совместной, продуктивной деятельности.

Материал: лист бумаги (формат А3), краски, карандаши.

Педагог рассказывает детям о предстоящем задании, о том, что от них требуется (соответственно задачам). Дети начинают выполнять задание, на это отводится 20-25 минут. После окончания работы организуется выставка работ и обсуждение нарисованного, чувств и действий во время рисования.

«Музыка – язык чувств»

Цель: помогать преодолевать барьер в общении, развивать умение лучше понимать себя и других, развивать активность и творчество, обогащать представления о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке.

Материал: записи музыки.

Накоплению музыкальных представлений помогает слушание музыки. Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно развивать у них умение разбираться в характере разных музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, определять и называть средства музыкальной выразительности. На занятии рекомендуется выполнить следующие упражнения:

«Елочная гирлянда»

Дети встают друг за другом в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего.

На сильную долю первого такта ( «Полька» М.Глинки) поднимает правую руку сначала первый ребенок, затем второй и т.д.; при этом все дети должны «зажечь» огонек в глазах, «засиять», «осветить» лицо.

«Плакучая ива и спокойный тополь»

В зависимости от музыки дети самостоятельно выбирают один из двух заранее обговоренных образов.

Можно прибегнуть и к другим упражнениям, цель которых – развивать коммуникативные навыки. Обычно упражнения эти делят на парные и групповые.

Медитация от тревожности и страха


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: