Т.В.Ильина, Ярославль
Одним из ведущих принципов педагогической деятельности в загородном оздоровительном лагере является прогнозирование процесса воспитания детей, определение перспектив развития ребенка в ходе создания творческой среды, в единстве самовоспитания и воспитания.Средством прогнозирования и конструирования воспитательного процесса выступает программа.
Программа призвана четко изложить предполагаемые результаты, а также конкретно пути их достижения, включая и действия педагога и детского коллектива. Программа, так же как и план, дело творческое, поэтому ее структура, безусловно, может варьироваться. В основу формирования педагогической программы временного детского коллектива могут быть положены следующие принципиальные положения:
1. Актуальность содержания деятельности, предусмотренной в программе.
2. Разработка и апробация различных способов социализации подростков в условиях временных объединений.
3. Научная обоснованность и психолого-педагогическая проработанность
программы.
4. Информационная и познавательная насыщенность предполагаемой
деятельности, обеспечение пространства для личного и интеллектуального роста каждого участника программы.
5. Эмоционально-событийный фон развертывания педагогического процесса.
6. Учет материально-технического, финансового и кадрового обеспечения реализации программы.
С точки зрения методического обеспечения программа может включать следующие аспекты:
- определение приоритетных направлений деятельности временного
детского объединения (служат отправными на этапе проектирования); - учет разноплановости и разноуровневости жизнедеятельности участ
ников; - характеристика содержательного наполнения с возможными вариантами;
- адекватность используемых форм и видов деятельности избранным и
заявленным целям и задачам педагогов; - варианты организационных структур детских и педагогических органов управления в период реализации программы;
- способы взаимодействия детского и взрослого коллективов на различных этапах реализации программы;
- обеспечение социально-привлекательных форм деятельности как способов изменения социальной роли ребенка,
- формы планирования, подготовки, анализа конкретных дел в ходе программы;
- оформление результатов деятельности (промежуточных и окончательных).
Логика изложенных программных материаловможет быть следующей:
I. Пояснительная записка с представленными целями, задачами и
разъяснениями смысла предполагаемой педагогической деятельности.
Изложение принципиальных подходов, ожидаемых результатов и основных средств, используемых педагогическим коллективом.
2. Выделение и описание основных блоков содержания программы.
Обозначение логики реализации заявленного содержания с учетом воз
можных промежуточных результатов и допустимой корректировки содер
жания деятельности в зависимости от развития педагогической ситуации.
3. Обозначение последовательности и средств реализации отдельных этапов программы. Описание содержательной модели деятельности.
Обозначение конкретных форм существования коллективов и отдельного подростка (в различных объединениях, содружествах, студиях, командах,
лигах ? т. е. ассоциациях неформального и формального характера.
4. Детальное описание педагогической инструментовки организации жизнедеятельности участников. Обозначение конкретных форм, сроков и приемов деятельности, включая обеспечение эмоционального настроя и развитие коммуникативных навыков участников программы.
5. Содержательная разработка отдельных дел (от сценарного плана
до полного сценария) с учетом общей логики развития программы.
6. Описание структур управления и самоуправления в ходе реализации программы.
7. Методическое обеспечение перечисление форм работы с педагоги-ческим коллективом по анализу на различных этапах и уровнях деятель-ности.
В последние годы содержание деятельности оздоровительных лагерей все чаще определяется в логике длительных (на всю смену) имитационных ролевых игр. Эти игры, так же как и активно применяемые интел—лектуальные и организационно-деловые, требуют специальной предварительной подготовки.
Предназначение плана работы — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.При составлении плана работы рекомендуем руководствоваться следующими принципами:
- безопасность всех мероприятий;
- учет особенностей каждой личности, возможность проявления способностей в разных областях досуговой и творческой деятельности;
- наличие необходимого количества персонала для работы с детьми, для приобщения к творческой деятельности;
- достаточное количество оборудования;
- распределение кульминационных моментов в течение смены и дня с учетом особенностей детей; учет мнения детей и вожатых, возможность быстро поменять программу дня;
- наличие вариантов проведения одного и того же мероприятия (запасные варианты на случай дождя).
Как показывает опыт, в практике используют следующую структуру перспективного плана работы загородного оздоровительного лагеря:
I. Характеристика возможностей загородного лагеря(природное окружение; традиции лагеря; состав педагогического коллектива; оборудование которым располагает лагерь; особенность контингента детей, отдыхающих в лагере и т. п.).
II. Цели и задачи оздоровительно-воспитательной работы.
III. Содержание и формы работы с детским коллективом.
Этот раздел плана можно представить в соответствии с логикой развития смены следующим образом:
1. Дела организационного периода.
2. Дела основного периода смены.
З. Дела заключительного периода смены.
Схематично этот раздел можно оформить примерно так:
Время (по периодам) | Содержание | Место проведения | Отметка об исполнении | Исполнители |
Содержание работы с детским коллективом можно представить также по направлениям деятельности, например:
1. Деятельность по воспитанию бережного отношения к природе.
2. Деятельность по развитию интеллектуальных и художественно-твор
ческих способностей и взаимоотношений.
3. Деятельность по развитию физических возможностей и умение пре
одолевать трудности.
4. Деятельность, формирующая трудовые навыки и навыки самообслуживания, обустройства и украшения быта.
5. Деятельность по совершенствованию коммуникативных качеств и культуры общения.
6. Деятельность, помогающая приобрести опыт организатора, умения
действовать в команде.
7. Деятельность, расширяющая опыт бережного отношения друг к другу,
младшим и слабым людям.
8. Деятельность по формированию потребности создавать мажорную
эмоционально-психологическую атмосферу.
IV. Работа с педагогическим коллективом лагеря.(Педагогические советы лагеря, работа с вожатским отрядом до начала и в течение лагерной смены; проведение тематических планерок и консультаций; создание методической копилки).
Перспективный план работы загородного оздоровительного лагеря может иметь приложения: программы работы творческих объединений и кружков, спортивных клубов и секций; план работы библиотеки; тематика музыкальных часов; план на случай плохой погоды и т. д. Так как перспективный план составляется на лето и не всегда может отражать конкретное число, место, количество участников, то задачу корректировки и конкретизации выполняет календарный план на смену, который составляется зам. директора лагеря (старшей вожатой) с учетом интересов и пожеланий детей в конце организационного периода смены. Для удобства управления воспитательной работой зам. директора (старшие вожатые) составляют календарный план в форме плана-сетки.
План-сетку на смену составляет и отрядный вожатый. Здесь он фиксирует общелагерные дела, в которых будет принимать участие его отряд, а также свои — «семейные» дела.