Ii. цели и задачи оздоровительно-воспитательной работы.

Т.В.Ильина, Ярославль

Одним из ведущих принципов педагогической деятельности в загородном оздоровительном лагере является прогнозирование процесса воспитания детей, определение перспектив развития ребенка в ходе создания творческой среды, в единстве самовоспитания и воспитания.Средством прогнозирования и конструирования воспитательного процесса выступает программа.

Программа призвана четко изложить предполагаемые результаты, а также конкретно пути их достижения, включая и действия педагога и детского коллектива. Программа, так же как и план, дело творческое, поэтому ее структура, безусловно, может варьироваться. В основу формирования педагогической программы временного детского коллектива могут быть положены следующие принципиальные положения:

1. Актуальность содержания деятельности, предусмотренной в программе.

2. Разработка и апробация различных способов социализации подростков в условиях временных объединений.

3. Научная обоснованность и психолого-педагогическая проработанность
программы.

4. Информационная и познавательная насыщенность предполагаемой
деятельности, обеспечение пространства для личного и интеллектуального роста каждого участника программы.

5. Эмоционально-событийный фон развертывания педагогического процесса.

6. Учет материально-технического, финансового и кадрового обеспечения реализации программы.

С точки зрения методического обеспечения программа может включать следующие аспекты:

  • определение приоритетных направлений деятельности временного
    детского объединения (служат отправными на этапе проектирования);
  • учет разноплановости и разноуровневости жизнедеятельности участ
    ников;
  • характеристика содержательного наполнения с возможными вариантами;
  • адекватность используемых форм и видов деятельности избранным и
    заявленным целям и задачам педагогов;
  • варианты организационных структур детских и педагогических органов управления в период реализации программы;
  • способы взаимодействия детского и взрослого коллективов на различных этапах реализации программы;
  • обеспечение социально-привлекательных форм деятельности как способов изменения социальной роли ребенка,
  • формы планирования, подготовки, анализа конкретных дел в ходе программы;
  • оформление результатов деятельности (промежуточных и окончательных).

Логика изложенных программных материаловможет быть следующей:

I. Пояснительная записка с представленными целями, задачами и
разъяснениями смысла предполагаемой педагогической деятельности.
Изложение принципиальных подходов, ожидаемых результатов и основных средств, используемых педагогическим коллективом.

2. Выделение и описание основных блоков содержания программы.
Обозначение логики реализации заявленного содержания с учетом воз
можных промежуточных результатов и допустимой корректировки содер
жания деятельности в зависимости от развития педагогической ситуации.

3. Обозначение последовательности и средств реализации отдельных этапов программы. Описание содержательной модели деятельности.
Обозначение конкретных форм существования коллективов и отдельного подростка (в различных объединениях, содружествах, студиях, командах,
лигах ? т. е. ассоциациях неформального и формального характера.

4. Детальное описание педагогической инструментовки организации жизнедеятельности участников. Обозначение конкретных форм, сроков и приемов деятельности, включая обеспечение эмоционального настроя и развитие коммуникативных навыков участников программы.

5. Содержательная разработка отдельных дел (от сценарного плана
до полного сценария) с учетом общей логики развития программы.

6. Описание структур управления и самоуправления в ходе реализации программы.

7. Методическое обеспечение перечисление форм работы с педагоги-ческим коллективом по анализу на различных этапах и уровнях деятель-ности.

В последние годы содержание деятельности оздоровительных лагерей все чаще определяется в логике длительных (на всю смену) имитационных ролевых игр. Эти игры, так же как и активно применяемые интел—лектуальные и организационно-деловые, требуют специальной предварительной подготовки.

Предназначение плана работы — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.При составлении плана работы рекомендуем руководствоваться следующими принципами:

  • безопасность всех мероприятий;
  • учет особенностей каждой личности, возможность проявления способностей в разных областях досуговой и творческой деятельности;
  • наличие необходимого количества персонала для работы с детьми, для приобщения к творческой деятельности;
  • достаточное количество оборудования;
  • распределение кульминационных моментов в течение смены и дня с учетом особенностей детей; учет мнения детей и вожатых, возможность быстро поменять программу дня;
  • наличие вариантов проведения одного и того же мероприятия (запасные варианты на случай дождя).

Как показывает опыт, в практике используют следующую структуру перспективного плана работы загородного оздоровительного лагеря:

I. Характеристика возможностей загородного лагеря(природное окружение; традиции лагеря; состав педагогического коллектива; оборудование которым располагает лагерь; особенность контингента детей, отдыхающих в лагере и т. п.).

II. Цели и задачи оздоровительно-воспитательной работы.

III. Содержание и формы работы с детским коллективом.

Этот раздел плана можно представить в соответствии с логикой развития смены следующим образом:

1. Дела организационного периода.

2. Дела основного периода смены.

З. Дела заключительного периода смены.

Схематично этот раздел можно оформить примерно так:

Время (по периодам) Содержание Место проведения Отметка об исполнении Исполнители

Содержание работы с детским коллективом можно представить также по направлениям деятельности, например:

1. Деятельность по воспитанию бережного отношения к природе.

2. Деятельность по развитию интеллектуальных и художественно-твор
ческих способностей и взаимоотношений.

3. Деятельность по развитию физических возможностей и умение пре
одолевать трудности.

4. Деятельность, формирующая трудовые навыки и навыки самообслуживания, обустройства и украшения быта.

5. Деятельность по совершенствованию коммуникативных качеств и культуры общения.

6. Деятельность, помогающая приобрести опыт организатора, умения
действовать в команде.

7. Деятельность, расширяющая опыт бережного отношения друг к другу,
младшим и слабым людям.

8. Деятельность по формированию потребности создавать мажорную
эмоционально-психологическую атмосферу.

IV. Работа с педагогическим коллективом лагеря.(Педагогические советы лагеря, работа с вожатским отрядом до начала и в течение лагерной смены; проведение тематических планерок и консультаций; создание методической копилки).

Перспективный план работы загородного оздоровительного лагеря может иметь приложения: программы работы творческих объединений и кружков, спортивных клубов и секций; план работы библиотеки; тематика музыкальных часов; план на случай плохой погоды и т. д. Так как перспективный план составляется на лето и не всегда может отражать конкретное число, место, количество участников, то задачу корректировки и конкретизации выполняет календарный план на смену, который составляется зам. директора лагеря (старшей вожатой) с учетом интересов и пожеланий детей в конце организационного периода смены. Для удобства управления воспитательной работой зам. директора (старшие вожатые) составляют календарный план в форме плана-сетки.

План-сетку на смену составляет и отрядный вожатый. Здесь он фиксирует общелагерные дела, в которых будет принимать участие его отряд, а также свои — «семейные» дела.

Совет БГУ. Цель №4 Достижение целей воспитательной и идеологической работы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: