Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский агротехнический университет
им. С.Сейфуллина
Кафедра информатики
Утверждаю
Декан технического факультета
______________ Нукешев С.О.
«____»____________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(СИЛЛАБУС)
по дисциплине ИНФОРМАТИКА
образовательная программа Автомобили и автомобильное хозяйство
Автотракторный и сельскохозяйственный
Транспорт
для специальности 5В071300 –Транспорт, транспортная техника
И технология
для группы специальностей ТТТиТ -117, 118
АСТАНА – 2013
Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании типовой программы дисциплины утвержденной протоколом №480 от 12 июля 2005 г. для высших учебных заведений для специальности 5В072800 – Технология переработки производства (по отраслям) и в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденным протоколом №289 от 11 мая 2006 г.
Рассмотрено на заседании кафедры информатики
«___» _________________ 2013 г., протокол №___
Зав. кафедрой ________________ Мурзабекова Г.Е.
Рекомендована методической комиссией технического факультета «___»____________ 2013 г., протокол №___
Председатель МК ________________ Курмангалиева Д.Б.
1 Данные о преподавателе:
Арынханова Эльвира Канатовна — старший преподаватель КАТУ им.С.Сейфуллина, кафедры информатики
Рабочий тел.: 38-39-59
Биологический корпус, 0606 ауд.
Время консультации по расписанию кафедры
2 Дисциплина:
является составным компонентом модуля:
Информатика inf-1105.
Количество кредитов модуля — 3.
Тип модуля:
— общие обязательные модули – циклы общеобразовательных и базовых дисциплин, формирующих общие компетенции, напрямую не связанные со специальностью.
Примерное распределение учебного времени
Недели семестра | Всего | |||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||
Лабораторные | ||||||||||||||||
СРСП | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 22,5 |
СРС | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 67,5 |
Итого |
3 Пререквизиты:
Изучение «Информатики» базируется на знаниях студентов, полученных в средней школе по информатике, математике и физике. Физика – физические принципы работы компьютеров. Математика – системы счисления, элементы теория кодирования.
К перечню смежных дисциплин дисциплине «Информатика» для технических специальностей относятся «Математика», «Электротехника», «Начертательная геометрия».
4Постреквизиты:
Знания по данной дисциплиненеобходимы для изученияВысшей математики,Основ компьютерных технологий, Основ интернет знаний, различных специальных дисциплин.
5 Краткое описание курса:
Цель преподавания:
Дать студентам теоретический и практический материал по основным темам курса с целью овладения навыками применения современных программных средств для решения конкретных задач по профилю будущей специальности. В результате его освоения у студента должны быть сформированы устойчивые навыки работы на персональном компьютере в условиях систем телекоммуникации и новых информационных технологий с применением типовых программных продуктов. Обучение студентов методам решения экономических и инженерных задач с помощью компьютера и подготовка их к эффективному использованию компьютера.
Краткое содержание дисциплины:
- усвоение основных понятий информатики и навыков работы на ПК;
- ознакомление с архитектурой, техническими характеристиками и направлениями развития компьютерной техники и их программных средств;
- изучение основных средств работы с электронными таблицами и создания диаграмм (графических представлений данных);
Результаты обучения:
Студент должен знать:
— основные понятия в области информатики;
— операционные системы, их назначения и типы;
— сервисные программы для работы в среде ОС Windows;
— возможности графических редакторов
— способы создания, редактирования и форматирования данных в Microsoft Word;
— основные методы автоматизированного расчета в электронной таблице MS EXCEL;
— основы теории компьютерной графики;
Студент должен уметь:
— работать в среде Windows
— архивировать и разархивировать файлы
— принимать и отправлять электронную почту
— создавать различные документы в Microsoft Word
— производить сложные вычисления, используя Microsoft Excel
— создавать базы данных, используя Microsoft Access
— грамотно использовать возможности компьютерных программ.
После окончания изучения дисциплины студенты должны:
— знать и понимать (дескриптор А): знание компьютера как с устройства по работе с информацией. Понимание теории хранения, передачи и обработки информации, аппаратного и программного обеспечение современных ЭВМ, информационно-коммуникационные технологий.
— уметь (дескриптор В): Получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.)
Применение полученных знаний, умений и навыков при решении прикладных задач в соответствующих сферах человеческой жизнедеятельности.
— владеть, приобрести практические навыки (дескриптор С, D, Е):
С. Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности информации (релевантность запроса, работа в сети и т.п.)
D.Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в компьютерной сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)
Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)
Е.Владение способами работы с информацией:
— поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
— извлечение информации с различных носителей;
— систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
— технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
— преобразование информации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6.1 Лекционные занятия | |||
№ | Название темы | Объем часов | Литература |
Введение. Роль информации и информационных технологий в современном обществе. История и предпосылки возникновения информатики. Предмет информатика. Понятие информации и методы ее обработки. Единицы измерения информации. Экономическая информация классификация, способы измерения. | 1,2,5 | ||
Системы счисления. | 1,2,5 | ||
Аппаратные средства современных компьютеров.Понятие архитектуры, центральные устройства. Структура компьютеров. Внешние устройства. Периферийные устройства. Принципы хранения и обработки информации | 1,2,10,11 | ||
Программное обеспечение компьютера.Операционные системы (ОС), основные свойства, назначение, состав. Файловая система. ОС Windows. | 1,2,6,12 | ||
Архиваторы. Компьютерные вирусы | 1,2,10,11 | ||
Состав и назначение пакета Office/ Текстовые процессоры. Создание, сохранение, редактирование и печать документов при работе с текстовыми процессорами. Операции перенос слов, изменение шрифтов и т.д. Проверка лексики. Колонтитулы. Нумерация строк и столбцов. Работа с таблицами. Создание математических формул. | 11,13 | ||
Табличные процессоры.Типы данных. Рабочая книга. Адресация ячеек (относительная, абсолютная, смешанная). Автозаполнение. Построение графиков и поверхностей. Деловая графика. Работа с функциями. Статистические, финансовые, логические функции. Фильтрация данных. | 15,17,19 | ||
Система управления базами данных MS Access.Запуск Access. Таблицы. Свойства полей таблиц. Создание таблиц в режиме конструктор. Сохранение таблиц. Создание таблиц с помощью мастера. Создание форм с помощью мастера, в режиме коструктор, кнопки перехода. Автоформа. Создание простых запросов. Перекрестные запросы. Отчеты. | 17-19 | ||
Программа Power Point.Презентация. Слайд-шой. Анимация. | 1,2,10,11 | ||
Основы компьютерной графики.Графические редакторы. Растровые и векторные редакторы. | 10,11,21,22 |
Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии. | 1,2,13,14 | ||
Алгоритм. Языки программирования | 7-12,15,16,18 | ||
Итого лекционных занятий |
6.2 Перечень лабораторно-практических занятий | |||
№ | Название темы | Объем часов | Литература |
Введение. Техника безопасности в компьютерном классе. Предмет информатика. Система счисления. Переведение чисел из десятичной в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и наоборот. | 1,2,5 | ||
Операционная система Windows. Работа с файлами. Проводник. Создание папок и ярлыков. Стандартные программы Windows. | 1,2,6,12 | ||
Создание презентаций в Power Point. Использование графических и текстовых параметров. Создание анимации, гиперссылки. Внедрение звуковых сигналов. | 1,2,10,11 | ||
Знакомство с текстовым процессором Microsoft Word. Основные элементы текстового документа. Редактирование текста документа. Шаблоны и стили оформления документов. | 11-13 | ||
Специальные символы, сноски и примечания. Форматирование документа. Обрамление и заливка. Маркированные и нумерованные списки. Колонтитулы. | |||
Работа с таблицами. Создание и редактирование в текстовых документах | |||
Работа с рисунками. Создание титульного листа. Добавление объектов WordArt. Буквица. Использование автофигур. | |||
Редактор формул. Создание блок-схем. Внедрение звукового файла в документ. | |||
Табличный процессор Microsoft Excel. Ввод и редактирование данных. Автозаполнение. форматы чисел. Вставка строк, столбцов. Работа с листами: названия листов, выделение листов, добавление листов, копирование, ввод данных в нескольких листах. Выделение, копирование, перемещение, удаление. | 15,17,19 | ||
Решение задачи табулирования функции. Работа с мастеров формул. Использование нескольких листов при вычислениях. |
2 | |||
Использование макроса. Создание управляющих кнопок. Использование программируемых объектов в документе. | 15,17,19 | ||
Построение графиков функций и диаграмм, изменение существующей диаграммы. Построение поверхностей. | |||
Защита рабочих листов. Методы защиты и безопасность данных в электронных таблицах. | |||
База данных. Сортировка, фильтрация и поиск данных в базе данных. Автофильтрация. | |||
MS Access. Основные понятия. Элементы рабочего окна. Объекты. Создание таблиц. Сохранение и ввод данных в таблицу. | 17-19 | ||
Поиск записей в таблице. Создание простых запросов. | |||
Создание и редактирование таблиц и форм. Запросы. Создание и редактирование простого запроса. Создание запроса на выборку. | |||
Создание и редактирование однотабличных и многотабличных отчетов. | |||
Создание и редактирование форм. Создание вычисляемых полей в запросе и форме. | |||
Создание поля со списком. Создание вкладок. Создание кнопочных форм | |||
Основные структурные составляющие CorelDraw | 10,11,21,22 | ||
Разработка титульного листа, пригласительного билета | |||
Основные способы представления алгоритмов | 7-12,15,16,18 | ||
Составление программы на языке Паскаль | 7-12,15,16,18 | ||
Разработка Web-страниц | |||
Итого лабораторных занятий |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Аветисян Р.Д., Аветисян Д.Д., Теоретические основы информатики. – М.:Наука,1997.
2. Аладьев В.З. и др. Основы информатики. – М.: Филин, 1999.
3. Ахо А., Ульман Дж. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции: Пер.с англ.Т1: Синтаксический анализ. – М.: Мир,1978.
4. Бадд Тимоти Объектно-ориентированное программирование в действии.-СПб.: Питер, 1997.
5. Гласс Р. Руководство по надежному программированию: Пер.с англ. – М.: Финансы и статистика, 1982.
6. Гласс Р., Нуазо Р. Сопровождение программного обеспечения: Пер.с англ. – М.: Мир, 1983.
7. Грис Д. Наука программирования: Пер.с англ. – М.: Мир, 1984.
8. Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование: Пер.с англ. – М.: Мир, 1975.
9. Дейкстры Э. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1976.
10. Информатика / Под ред. Н.В.Макаровой. – 3-е перераб.изд. – М., 2003.
11. Информатика / Под ред. С.В.Симоновича. – 2-е изд.- СПб., 2004.
12. Липаев В. Надежность программного обеспечения АСУ. – М.: Энергоиздат, 1981.
13. Современный самоучитель работы в сети Интернет, В.В. Комягин, 2000.
14. Основы современных компьютерных технологий. — Санкт-Петербург: Корона принт, 1998.
Дополнительная:
15. Turbo Pascal, учебное пособие, Хрущева В.В. – Астана: Издательство аграрного университета, 2004.
16. Turbo Pascal, Учитесь программировать, О. Меженный, — Санкт- Петербург, 2001.
17. Липаев В В., Потапов А. Оценка затрат на разработку программных средств. – М.: Финансы и статистика,1988.
18. Липаев В. Проектирование программных средств. – М.: Высш.шк., 1990.
19. Липаев В. Тестирование программ. – М.: Радио и связь, 1986.
20. Пасько В. Access 97. — Издательская группа BNV, 1997.
21. Миронов Д. CorelDraw 9: учебный курс. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
22. Тайц А., Тайц А. CorelDraw 9: Краткий курс. – СПб: Издательство «Питер», 1999.
9 ПОЛИТИКА КУРСА:
- Не опаздывать на занятия, 2 опоздания на занятия приравниваются одному пропуску;
- Не разговаривать во время лекций;
- Не читать газеты, отключить сотовый телефон, не жевать резинку;
- Не входить в компьютерные классы в верхней одежде;
- Работы следует сдавать в указанные сроки;
- Крайний срок сдачи всех заданий – за 3 дня до начала сессии;
- Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны;
- Посещение студентами всех аудиторных занятий является обязательным, в случае отсутствия по болезни предоставить справку;
- Пропущенные по уважительной причине занятия отрабатывать в определённое преподавателем время;
- В случае невыполнения задания в установленные сроки итоговая оценка снижается на один балл.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ
Текущий контроль: обязательное посещение и работа на лекционных занятиях; выполнение лабораторных и практических работ, выполнение заданий СРС – решение познавательных заданий, защита рефератов.
Промежуточный (рубежный) контроль: проводится два раза в семестр в форме тестовых заданий.
Итоговый контроль: в конце семестра студенты сдают экзамен по дисциплине «Информатика» в форме тестовых заданий.
Все задания должны быть сданы вовремя. Выполнение с опозданием задания будут автоматически оцениваться ниже. Запрещается пересдавать экзамен с целью повышения оценки.
11 ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОКосновывается на 100 (100%) бальной системе и предусматривает следующее распределение баллов.
На текущий и промежуточный контроль отводится в общей сумме 60 баллов, на итоговый контроль – 40 баллов.
Текущий контроль – обязательное посещение и работа на лекционных занятиях, выполнение всех лабораторных заданий, заданий СРСП, СРС, участие в НИРС.
Промежуточный (рубежный) контроль –по темам лекционного курса запланированы два промежуточных контроля, на которых проверяются полученные практические навыки работы на персональном компьютере. Проводиться два раза в семестр. Пересдача промежуточных контролей не допускается.
Итоговый контроль –изучение дисциплины завершается экзаменом, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий в программе. Экзамен проводится в виде тестов на персональном компьютере в установленное время. Пересдача экзамена на более высокую оценку не разрешается.