Интерпретации политического процесса

Тема 19. Политический процесс

Политическая система, как уже отмечалось, выражает целостность политики, характер взаимосвязи ее элементов, позволяющий ей выживать, достигать стабильности и самосохранения, а политический процесс отражает изменчивость политики, раскрывает взаимодействие политических институтов и субъектов, выполняющих определенные функции и роли. Содержание политических взаимодействий составляет то явная, то скрытая борьба за власть, ресурсы и статусы, перераспределение которых всякий раз нарушает сложившееся прежде равновесие интересов и переводит систему в новое состояние.

«Политический процесс» — одна из тех универсальных категорий, которая наиболее широко употребляется в политической науке и массовом сознании. Однако активное использование не сохранило за ней строго определенного содержания, поэтому она трактуется достаточно вольно. Потребность более четко зафиксировать содержание и границы данной категории, выявить ее объяснительные (эвристические) возможности обусловлена не только чисто научными, но и практическими интересами, и прежде всего необходимостью анализа реальных политических изменений и преобразований в современной России. Понять направленность изменений в политической сфере российского общества, концептуально интерпретировать происходящие перемены невозможно, если не уяснить содержания понятия «политический процесс».

Современный политический процесс в российском обществе крайне запутан и противоречив. Для того чтобы уяснить, в чем заключаются причины его противоречивости, чтобы определить направление его дальнейшего развития, необходим его тщательный эмпирический анализ. Но разработка категориального аппарата для такого анализа еще только начинается. Сегодня особенно важно понять логику политического процесса в модернизирующихся обществах, которая задает характер и темп преобразований.

Политические взаимодействия существенно влияют на изменение других сфер российского общества, что обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, догоняющий характер модернизации предполагает одновременное решение разномасштабных задач и, естественно, нуждается в режиме регулируемых преобразований, в выработке идеологии реформ. Во-вторых, при отсутствии ряда важных (экономических, культурных и правовых) предпосылок модернизации такие политические факторы, как государство, лидеры, элиты,

бюрократия, армия, компенсируют их недостачу и оказываются едва ли не единственными эффективными средствами социальной мобилизации населения.

В третьих, переходность как состояние присуща любому обществу, но если в развитых странах элементы переходности не являются доминирующими, то в модернизирующихся они играют очень важную роль. В переходных обществах высока скорость социальных изменений, подвижность социальных институтов. Это не только интенсифицирует социальные взаимодействия групп, общностей, индивидов, но и усиливает стихийность и конфликтность развития. В таких условиях чрезвычайно важно на всем протяжении модернизации поддерживать социальную систему в состоянии динамического равновесия. Достижение и поддержание подобного состояния возможно благодаря регулятивным и ориентирующим свойствам политики.

19.1. Политический процесс: содержание и типология

Интерпретации политического процесса

Вроссийском обществознании категория «политический процесс» интерпретируется двояко. В одном случае она отождествляется с понятием «политика» и противопоставляется другим сферам общественной жизни — экономической, социальной и т.д. Специфика политической сферы связывается с деятельностью властных структур, осуществляющих не официально провозглашенные, а вполне реальные цели. Отождествление понятий «политический процесс» и «политика» не позволяет выявить содержание первого из них.

Стремление преодолеть столь очевидный недостаток породило второй ряд определений категории «политический процесс», с помощью которых ученые надеются выразить динамику политической жизни, изменения в ней. В этом случае категория «политический процесс», как предполагается, отражает именно динамический аспект политики, изменения ее обычного состояния. Однако и такое уточнение мало что проясняет, поскольку политика вне взаимодействия субъектов, вне изменений — это уже не политика, а совокупность политических институтов, технологий, права, культуры и т.д.

Иная исследовательская парадигма используется для анализа политического процесса в западной политологии. Политический процесс рассматривается в ней как специфическое взаимодействие субъектов и носителей политической власти на основе выполняемых ими политических ролей и функций. Содержание и характер политических взаимодействий определяются уровнем общей и особенно политической культуры субъектов и носителей власти, а также разделяемой ими политической картиной мира. В такой интерпретации категория «политический процесс» оказывается той универсальной категорией, которая обеспечивает диалог индивидов, групп и их культур, не предопределяя его результатов. Она создает возможность субъектам и носителям власти разговаривать на одном языке, предписывать политическим явлениям одни и те же смыслы, не обязательно договариваясь об этом. Значимость категории «политический процесс» обусловливается ее ориентационными возможностями, способностью трактовать политику определенным образом. В основе этой трактовки лежит тип политической культуры, который предписывает субъектам и носителям власти совершенно конкретные ценности, стандарты и нормы политического поведения.

4.11 Политический процесс 📚 ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ подготовка с НУЛЯ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: