Для анализа типов слов или фраз, которые ребенок научился произносить, вам понадобится образец речи и проверочный лист 3.3 Умение употреблять отдельные слова, относящиеся к разным частям речи и/или проверочный лист 3.4 Умение составлять предложения из двух слов, относящихся к разным частям речи и/или проверочный лист 3.5 Умение составлять предложения из трех (или более) слов, относящихся к разным частям речи.
Прорабатывая образец речи, анализируйте каждое высказывание (слово или фразу) отдельно. Слова или предложения, непосредственно имитирующие ваши высказывания, не следует включать в анализ.
Для каждого высказывания подбирайте соответствующий проверочный лист. Обычно бывает достаточно посмотреть на число слов. Если фраза, произнесенная ребенком, состоит более, чем из 3 слов, включите ее в проверочный лист 3.4. Заметим, что иногда дети используют сочетания из двух слов, которые, в действительности, эквивалентны по смыслу одному слову, например, на ручки, ванька-встанька, никого нет. Это обычно сочетания, которые используются как единые конструкции, и их следует помещать в тот проверочный лист, в который заносятся отдельные слова.
А сейчас обратимся к проверочным листам. Определите, к какой категории относится то или иное высказывание, ориентируясь на вопросы и примеры, приведенные в левой колонке листа. Старайтесь больше внимания уделять тому, как ребенок использует то или иное высказывание, чем собственно словам. Если, например, малыш говорит: Мама носок, это может означать и Мамин носок, и Мама, надень на меня мой носок. Охарактеризованная в образце речи ситуация, в которой произнесены эти слова, покажет, что ребенок имел в виду.
Бывают случаи, когда произнесенную фразу можно отнести не к одной категории, а к двум. Например, фраза Мамина книга здесь может быть отнесена как к категории использования родительного падежа, так и к категории использования слов, обозначающих местоположение. В подобных случаях фразу записывают дважды.
Если в образце речи попадается несколько фраз из двух или трех слов, то все они записываются только в том случае, если содержат отличные друг от друга ключевые слова. Например, если в образце речи вашего ребенка есть фразы:
- еще сока
- еще яблоко
- еще банан,
достаточно записать только один пример. Точно так же, если он сказал:
- Полли ест
- мишка ест
- мама ест,
то в проверочный лист нужно внести только одну подобную фразу. Напомним, что цель описываемой процедуры — убедиться в том, что ребенок научился употреблять разные фразы каждого типа и использует в них много разных слов. После того, как вы проработаете таким образом все высказывания из образца речи, запишите в каждой графе проверочного листа соответствующее число слов или фраз, произнесенных ребенком, и сравните это число с указанным в правой колонке минимально необходимыми числом, на которое следует ориентироваться. Результат этого сравнения и ваши заметки в каждой графе помогут решить, с чего нужно начать занятия. Ниже в этой главе мы поговорим о том, как ставить задачи.
Вставка 3.2. Умение завязывать и поддерживать разговор
Примеры того, как ребенок завязывает разговор.
Сэм приближается к маме, занимающейся стиркой, дергает ее за юбку и говорит Пить!
Паула рассматривает с папой книжку. Она показывает на картинку и говорит: Яблоко.
Джо играет с дедушкой.
Дедушка: Посмотри, Джо, как быстро едет моя машинка.
Джо (включаясь): Тррр.
Дедушка: Моя машинка едет под мостом.
Джо (в ответ): Машинка там.
Дедушка: А теперь она едет по мосту.
Джо (меняет тему): Хочу гулять
Примеры того, как ребенок поддерживает разговор.
Кейт и папа на кухне.
Папа: Чего тебе хочется, Кейт?
Кейт: Хочу сока!
Джордж и его брат качаются на качелях.
Брат: Слезай, сейчас моя очередь!
Джордж: Нет!
Бабушка, навестив Ли, собирается домой.
Бабушка: До свидания, Ли. Увидимся в воскресенье.
Ли: До свидания.
Какими грамматическими формами должен уметь пользоваться ребенок?
Грамматически правильное оформление предложений не столь принципиально для полноценного общения, как все то, о чем мы только что подробно говорили. Однако это важно, если ваш ребенок может и хочет говорить как все. Кроме того, следует иметь в виду, что грамматические формы прекрасно помогают уточнять смысл.
Используя образец речи, отметьте все правильные окончания слов, вспомогательные слова и обороты, которые употребил ваш малыш.
Как выбирать задачи
После того, как вы проанализируете образец речи ребенка с помощью проверочных листов, можно приступать к выбору конкретных задач, совокупность которых должна составить программу речевого развития.
В области разговорной речи могут существовать, по меньшей мере, два типа задач — задачи, связанные с умением пользоваться языком, и задачи, связанные с умением выражать разные понятия и разные типы суждений. Возможно, вы сочтете нужным поставить перед малышом и некоторые грамматические задачи. Как мы покажем дальше, всеми этими направлениями развития вы сможете заниматься одновременно, а со временем занятия станут просто частью повседневной деятельности.