Ознакомьтесь с материалом, выберете для себя подходящие клише и выучите наизусть, во второй четверти на первом уроке сразу буду спрашивать. Эти заготовки помогут вам и на устном экзамене, когда вы будете выстраивать устное высказывание на заданную тему.
Например,
Тезис:
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:
Аргумент:
Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.
Вывод:
Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу…
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль… о том, что…
Структура сочинения-рассуждения 15.2. ОГЭ по русскому языку:
1. Вступление (несколько общих слов о проблеме, которая обозначена в тезисе, + сам тезис + предложение поразмышлять над поставленным вопросом).
2. Первый аргумент: пример + комментарий.
3. Второй аргумент: пример + комментарий.
4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).
План работы над сочинением, рекомендации
1. Вступление. Объяснение-размышление о смысле приведённой цитаты, обозначение значимых понятий, выражение намерения доказать правильность высказывания примерами из текста.
Пример:
На мой взгляд, такие понятия, как воспитание и уважение, — тема для серьёзных размышлений. Поэты и писатели раскрывают важность данных понятий, укрепляя жизненные ориентиры в обществе. Об этом свидетельствует Тэсс Т.Н.в приведённом высказывании. Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.
Речевые клише:
1)
— Действительно…
— Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
— В фрагменте произведения …
— Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
— Текст заканчивается словами: ….
— На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
— Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
— Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
— Автор показывает формирование внутреннего…
— По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:
— В этом отрывке автор говорит о том, что…
— Смысл данного отрывка я понимаю так: …
— В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
2)
— Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.
— Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.
— Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
— Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.
— Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.
— Докажем эту мысль на примерах , взятых из текста.
— Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.
4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).
Пример: Подводя итог вышесказанному, мы видим, что примеры из текста стали убедительным доказательством того, что воспитание глубоко связано с уважением тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…
Речевые клише:
— Таким образом, …
— Итак, …
— Следовательно…
— В итоге можно прийти к такому выводу…
— В заключении можно сказать, что…
— Обобщая сказанное…
— Из этого следует, что…
— Подводя итог вышесказанному…
— Делая выводы из выше изложенных умозаключений…
— Таким образом, можно сделать вывод, что…
— Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу…
— Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль… о том, что…
— Мы пришли к выводу…
— Итак, в заключении мы видим,…
— Итак, можно увидеть, что…
— В результате размышления мы пришли к выводу о том, что…
— Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
— Нам удалось доказать, что…
2)
— Автор убеждает нас в том …
— Автор раскрывает перед нами смысл….
— Автор приводит нас к выводу…
Требования к тексту
Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:
— цельность текста, последовательность, связность;
— соблюдение орфографических правил;
— соответствие пунктуационным нормам;
— отсутствие речевых и грамматических ошибок;
— фактическая точность написанного текста.
Пример сочинение 15.2 по тексту Тэсс Татьяны Николаевны.
На мой взгляд, такие понятия, как воспитание и уважение, — тема для серьёзных размышлений. Поэты и писатели раскрывают важность данных понятий, укрепляя жизненные ориентиры в обществе. Об этом свидетельствует Тэсс Т.Н.в приведённом высказывании. Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.
Проиллюстрировать данную мысль можно, обратив внимание на предложение № 41. В нём автор говорит о том, что женщина, неправильно указавшая дорогу пожилому человеку, побежала вслед за ним, чтобы исправить сою ошибку, хотя сумки в руках её были тяжелы и шла она совсем в другую сторону.
Далее рассмотрим в качестве примера следующие предложения (46 и 47). Причитав их содержание, мы осознаем, что заставило женщину сделать это. Перед нами человек воспитанный, уважающий не только себя, но и окружающих, который по-другому поступить не может.
Подводя итог вышесказанному, мы видим, что примеры из текста стали убедительным доказательством того, что воспитание глубоко связано с уважением тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…».
Как писать сочинение-рассуждение 15.2 ОГЭ по русскому языку?
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
ТЕЗИС — утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 15.2 очень легко. — это тезис, который, безусловно, требует доказательства.