Памятка для работы над сочинением

Вступление Чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные вопросы, на которые можно ответить в рамках вашей темы, обоснуйте свой выбор. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта
Основная часть Главное её содержание – это развёрнутый и доказательный ответ на те вопросы, которые вы формулировали во вступлении. Убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объёму эта часть самая большая.
Заключение Задача этой части — подведение итоговв рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова и термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «композиция», «образ», « «пейзаж»… , повторите их и в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму – от вопросительной к утвердительной.

Написание вступления

Задача вступления – подготовить читателя к восприятию основного текста сочинения. Оно должно быть небольшим, но ярким, привлекающим внимание.

1. Историческое (знание и понимание историко-литературного процесса, теории литературы) Даётся характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических, нравственных, политических и культурных отношений. Возможно только в сочинениях , где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. Например, «Эпоха революционных преобразований в произведениях А. Платонова, М.Замятина, М. Шолохова.
«Истинная цена победы» Чем дальше от нас война, тем больше осознаём мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы. Вспоминается первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом надолго войдёт а оборот другая цифра: двадцать миллионов погибших. Совсем недавно названо уже 27 миллионов. А сколько искалеченных, изломанных жизней! Сколько несостоявшихся счастий, сколько не рождённых детей, сколько слёз материнских, отцовских, вдовьих, детских пролито! Особо следует сказать о жизни анна войне. Жизни, которая, естественно, включает в себя бои, но не только к боям всё сводится.
2. Биографическое (биография писателя, место в литературном процессе) К раскрытию темы верный ключ могут дать сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. Например, при раскрытии темы «Россия в лирике А.Блока» невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир.
«Человек на войне». Воробьёв Константин Дмитриевич родился в селе Нижний Реутец Курской области. Прожил трудное детство, на себе испытав голод начала 30-х годов. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии, попал в армейскую газету «Призыв». После окончания военной службы работал литсотрудником газеты Академии имени Фрунзе, откуда был направлен на учёбу в Кремлёвское пехотное училище. В 1941 году Воробьёв вместе с другими кремлёвскими курсантами защищал Москву, Под Клином его рота целиком погибла.
3. Аналитическое (анализ темы, на основе которого определяются подходы к её раскрытию) Считается наиболее выигрышным, так как дает возможность сразу заявить о себе, как о личности логически мыслящей и способной к критическому анализу. В нем анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские, и др. термины) и проблемно сформулированные определения. Например, в сочинении на тему «Душа и маска Печорина в художественном изображении М.Ю. Лермонтова» нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя.
«Проблема нравственного выбора. Тема Великой Отечественной войны – необычная тема. Необычная потому, что написано о войне так много что не хватит целой книги, если вспоминать только название произведений. Дата 9 мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы людей навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Необычная потому , что…
4. Лирическое (своего рода эмоциональный зачин Лирическое вступление является универсальным средством, связывающим тему сочинения с личным жизненным или духовным опытом ученика. Можно сказать несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал поэт или писатель, его личность и творчество на учащегося или что заставило полюбить его. Такое вступление будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями?»
«Невероятная явь войны». С каждым годом всё меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1041 года защищал Москву, кто видел кровавый снег Сталинграда. Они не стояли за ценой, добывая победу. Повесть К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой» от других книг о войне отличается особой достоверностью и пронзительностью…
5. Сравнительное (сопоставление нескольких тематически близких произведений) Если сочинение основывается на анализе нескольких художественных произведений, то логично к нему подобрать вступление, в котором автору сочинения нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений. Например, «Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б Васильева, В. Астафьева, К. Воробьёва и др. …)
6. Вступление – характеристика произведения (сочинение предполагает полный анализ одного произведения) Если в теме сочинения предлагает сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. Например, «Женские образы в романе Мю Лермонтова «Герой нашего времени»
7. Вступление-перекличка с современностью (актуальность произведения) В нём указывается, ЧТО роднит произведение с сегодняшним днём. Например, «В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли этим афоризмом охарактеризовать жизнь современного поколения?

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: