Круглый стол: «Семейные традиции».
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка.
Как Вы думаете, что означает слово – семья?Это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми (И. Даль).
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далёка до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а Вы – заканчиваете.
В гостях хорошо, а … (дома лучше).
- Не красна изба углами, а …(красна пирогами).
- Каково на дому, таково и …(самому).
- Дети не в тягость, а …(в радость).
- Когда семья вместе, и …(сердце на месте).
«Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребёнок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец» (И.А.Ильин).
Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (З. Матейчек).
Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно – личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.
Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или детскому саду?
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые «условия продолжения жизни ребенка в семье». (И.В. Шаламова).
Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.
Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.
Пожалуйста, ответьте на вопросы мини – анкеты.
1. Что, по – вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
2. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
3. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
4. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год украшать елку во дворе. Это традиция вместе с ребенком выезжать в кинотеатры, театры, парк развлечений, зоопарк и т. д. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.
Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы родителей).
Воспитатель: Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», — писал К.Д. Ушинский.
Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
Воспитатель: Как ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.
Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадает ему при игре или по фанту.
Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?
Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.