Педагогическая профессия – одна из самых известных в настоящее время и, можно сказать, определяющих другие профессии, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Необходимость передачи общественного опыта от одного поколения к другому с целью подготовки новых поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную функцию общества.
Учитель – это определенная внутренняя позиция, определенное миропонимание. С одной стороны, он отдает себя другому человеку и служит ему, с другой – имеет свою собственную жизнь и тоже требует себе Учителя. Но такая раздвоенность учителя не есть раздвоенность сознания. В православии, например, Учителем считали того, кто способен направить ученика на путь духовного самовоспитания и самореализации. Любя и доверяя ученику, он передает ему знания и, в первую очередь, духовные, спасая его от возможных страданий и причинения страдания другим. Учитель создан не для того, чтобы превратить ученика в автомат, а для того, чтобы вдохнуть в ученика жизнь, завести в нем механизм самовоспитания, самообразования, самообучения. Учитель – посредник между учеником и истиной жизни.
Профессия педагога требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Высоко оценивая профессию учителя, Ян Амос Коменский рассматривал ее как самую почетную, самую превосходную должность, выше которой ничего «не может быть под солнцем».
В наследии великого педагога сформулированы основные требования к учителю. Суть этих требований сводится к следующему. Учитель должен любить свою профессию и ответственно к ней относиться как всенародному делу; быть образованным и всегда заинтересованным в повышении педагогического мастерства и педагогического такта; глубоко знать психологию своих воспитанников; будучи народным деятелем, учитель должен честно и добросовестно вникать в нужды народа, знать их запросы и интересы; учитель должен стремиться сделать свой опыт достоянием других; учитель не только в школе, но и в повседневной жизни должен быть примером для детей и их родителей.
Педагогическая профессия в самом высоком смысле гуманистична — утверждает отношение к человеку как к высшей ценности. Сознательное выдвижение гуманистического начала труда учителя на первый план характеризует педагогов всех времен.
Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:
* — потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
* — тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
* — понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
* — умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;
* — знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;
* — способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача — выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.
За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.
С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.