Изучение учащихся вспомогательной школы в процессе обучения и воспитания

С. Д. Забрамная Е. Ф. Сегалевич

МГПИ имени В. И. Ленина

ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Глубокое и всестороннее изучение учащихся необходимо для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Зная индивидуальные особенности каждого школьника, педагог имеет возможность выбрать соответствующие методы, средства и пути коррекционного воздействия. Систематическое и целенаправленное изучение позволяет проследить динамику развития детей, своевременно находить новые направления работы с ними, прогнозировать их состояние, дать рекомендации в выборе профессии, обеспечить их максимальную реабилитацию.

Важно соблюдать выработанные советской дефектологией принципы изучения ребенка: комплексность изучения, предусматривающую участие в этой работе специалистов-врачей, педагогов, логопеда; всестороннее и целостное изучение, исследование всех сторон личности ребенка: познавательной и эмоционально-волевой деятельности, поведения, физического развития. Очень важным является принцип динамического изучения, который предусматривает исследование ребенка в развитии.

Началу занятий в школе предшествует ознакомление педагогов с личными делами детей (медицинской и педагогической документацией). Следует обратить внимание на состояние слуха, зрения, чтобы правильно определить место ребенка в классе. Если он уже учился в школе, то проанализировать его письменные работы, установить характер ошибок. Из характеристики педагог получит сведения о личностных качествах ребенка, особенностях поведения, которые необходимо учитывать с первых дней обучения. Если возможно, необходимо побеседовать с матерью и родными ребенка.

С первых дней пребывания ребенка в школе начинается его целенаправленное изучение всеми педагогами, работающими с ним (учителями класса, учителями музыки и пения, физкультуры, ручного труда, воспитателями). Важно, чтобы изучение школьников органически включалось в учебно-воспитательный процесс. Оно не должно быть самоцелью, но о нем следует постоянно помнить, чтобы учитывать все изменения, которые происходят в развитии ученика, определять пути и средства дальнейшей работы с ним.

В детских учреждениях для умственно отсталых детей (садах, школах, детских домах) принято вести дневники наблюдений. На первых страницах дневника записываются общие сведения о ребенке, домашний адрес, место работы родителей, данные из истории развития, диагноз, данные детского сада, школы, семьи (после обследования педагогом условий домашнего воспитания). Все эти сведения должны быть всегда под рукой у педагогов. Затем начинаются записи текущего изучения детей.

Обязательным требованием к ведению дневника является регулярность записей и анализ наблюдений. Записывается не все подряд, а лишь то, что характеризует личность и особенности ученика, отражает продвижение в его развитии или свидетельствует об ухудшении состояния. Записи должны быть точными и объективными. Фиксируется сам факт, а не обобщенное мнение педагога о нем. Нельзя откладывать записи.

Частота записей в дневнике определяется потребностями изучения ребенка. Обычно записи делаются 2—3 раза в месяц. В тех случаях, когда необходимо уточнить решение медико-педагогической комиссии или у детей отмечаются какие-то изменения в поведении и т. п., записи должны быть более частыми, даже ежедневными (по мере проявления тех или иных имеющих значение особенностей личности). Анализ этих материалов позволяет своевременно принять соответствующие меры медицинского и педагогического воздействия.

В дневник вносятся не только личные наблюдения классного руководителя, но и наблюдения других педагогов, технического персонала, родителей других учеников и т. п. В этом случае обязательно следует отметить, с чьих слов сделана запись и какова была реакция наблюдавшего на поступок ученика, его отношение к ребенку.

Очень полезно фиксировать в дневнике (в тех случаях, когда это необходимо) приемы педагогического воздействия и реакцию ученика на это воздействие, наблюдать и фиксировать отдаленные результаты педагогического воздействия.

Интересной и полезной формой изучения учащихся является «малый педсовет» (по Ю. К. Бабанскому — «медико-педагогический консилиум»). Это совещание всех педагогов, работающих в данном классе (воспитательской группе), с участием логопеда и врача. Его организует классный руководитель.

На первом совещании на основании анализа документов классный руководитель дает краткую характеристику каждому ученику, выделяя сведения, необходимые для правильной организация учебно-воспитательного процесса и коррекционной работы. Намечается система единых требований к ученику.

«Малые педсоветы» собираются 1 — 2 раза в четверть. Их цель — выявить эффективность педагогического воздействия на ученика, динамику его развития, изменения в поведении и успеваемости для определения путей и средств дальнейшей работы с ним. В ходе обсуждения используются материалы дневника наблюдений.

Очень коротко обсуждаются особенности личности, познавательной деятельности, характер, поведение каждого ученика, его взаимоотношения с одноклассниками, учащимися других классов, взрослыми в школе, положение и отношения ученика в семье.

Дневники наблюдений оказывают большую помощь при подготовке к медико-педагогическим конференциям. Эти конференции проводятся 2 раза в учебном году.

Цели конференций зависят от уровня дефектологической подготовки, квалификации и опыта педагогического коллектива школы. В школах, где нет дефектологов и опыт работы педагогов с умственно отсталыми школьниками невелик, на первых конференциях рассматриваются типичные случаи всех форм слабоумия (осложненные и неосложненные формы олигофрении, травматическое слабоумие и т. п.) и пути работы с умственно отсталыми каждой категории.

В тех школах, где дефектологическая квалификация педагогического коллектива достаточно высока, на медико-педагогических конференциях анализируются характеристики наиболее сложных в обучении и поведении учащихся, сложные для диагностики случаи или редкие формы слабоумия.

Фамилии 2—-3 учащихся, намеченных для обсуждения на очередной медико-педагогической конференции, объявляются коллективу в начале полугодия, с тем, чтобы все педагоги на протяжении нескольких месяцев могли вести целенаправленное наблюдение за этими детьми в учебное и внеучебное время.

Одноврменно педагоги получают список литературы, посвященный особенностям данной формы слабоумия. Это помогает им в теоретической подготовке к конференции.

Педагоги, непосредственно работающие с учащимися, намеченными для обсуждения на конференции, ведут особенно тщательные наблюдения, фиксируемые в дневнике наблюдений. В случае необходимости проводится специальное психолого-педагогическое обследование с использованием экспериментально-психологических методик. Врач и логопед проводят углубленное обследование этих учеников.

Классный руководитель (в интернате — вместе с воспитателями) составляет подробную характеристику ученика, которая вместе с медицинским заключением, логопедической картой и заключением логопеда зачитывается и обсуждается на медико-педагогической конференции.

На конференции подчеркиваются те особенности личности умственно отсталого школьника, которые обусловлены формой его слабоумия, а также его индивидуальные черты. Это помогает педагогам-дефектологам разобраться как в типичных формах слабоумия, так и в их конкретных проявлениях и путях помощи ученикам. С этой целью, готовясь к конференции, педагоги, врачи и весь персонал, работающий с ребенком, анализируют его успехи и неудачи, а также результаты оказанной ребенку помощи. На конференции каждый из специалистов высказывает свое мнение. В случае необходимости обследуют ребенка.

Одна из задач медико-педагогических конференций — вскрыть причины и наметить пути коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии, выработать пути единого педагоги-чеекого подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Медико-педагогические конференции — прекрасная школа повышения профессиональной квалификации дефектологов.

Педагогическая характеристика — итог определенного этапа изучения ученика. Первая детальная психолого-педагогическая характеристика ученика составляется после полугодового пребывания его во вспомогательной школе и внимательного педагогического изучения учителями и воспитателями.

План характеристики

1. Общие сведения об ученике

Фамилия, имя. Дата рождения. Диагноз. Посещал ли детский сад. Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился.

2. История развития

Состояние здоровья родителей. Особенности беременности и родов. Раннее развитие ребенка. Заболевания и травмы в дошкольном возрасте.

3. Семья ребенка

Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи. Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи. Отношение членов семьи к ребенку.

4. Физический статус

Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, упитанность и т. д.). Состояние моторики. Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Координация движений. Состояние анализиторов (зрение, слух и т. д.). Наличие хронических заболеваний. Утомляемость.

5. Особенности познавательной деятельности

5.1.Внимание.Объем. Устойчивость. Переключаемость. Особенности произвольного и непроизвольного внимания.

5.2. Восприятия.Скорость, объем, полнота, точность, осмысленность. Особенности зрительных, слуховых, тактильных восприятий. Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени.

5.3. Память.Быстрота, полнота, прочность запоминания.
Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного материала. Особенности и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания. Осмысленность, точность, полнота воспроизведения. Использование приемов запоминания и припоминания. Наличие и особенности логической (смысловой) памяти. Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная). Индивидуальные особенности памяти.

5.4.Особенности речи.Уровень речевого развития. Темп и
ритм речи. Дефекты произношения. Особенности голоса. Эмоциональная окраска речи. Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря. Грамматический строй речи. Состояние диалогической и повествовательно-описательной речи. Особенности письменной речи.

5.5.Мышление.Особенности анализа и синтеза. Сравнения:
правильность, полнота. Наличие многоступенчатого анализа и
сравнения. Особенности сравнения зрительно воспринимаемых объектов и словесного материала. Особенности обобщения и конкретизации. Уровень развития мышления (наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое). Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Умение устанавливать причинно-следственные зависимости. Понимание главного в тексте, сюжете. Способность делать самостоятельные выводы.

6. Эмоционально-волевая сфера

Глубина, устойчивость чувств. Преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости. Наличие аффективных вспышек. Особенность воли. Подчиняемость. Внушаемость. Проявления негативизма. Наличие дружеских я родственных чувств. Наличие патологических влечений.

7. Общеучебные умения и навыки

Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью. Умение планировать свою деятельность, работать по плану. Навыки самоконтроля. Особенности и трудности усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, применения усвоенных знаний и умений. Самостоятельность в усвоении и применении знаний. Умение подбирать собственные примеры к изученным правилам, объяснять свои действия. Наличие и особенности переноса знаний и навыков в новую ситуацию.

8. Особенности усвоения отдельных учебных предметов

Отношение к учебным предметам. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию. Особенности овладения трудовыми умениями и навыками. Отношение к урокам труда и трудовой деятельности. Самостоятельность.

9. Особенности личности

Направленность личности. Характер интересов. Уровень притязаний и самооценка. Ответственность.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоятельность поведения. Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. Место и роль в коллективе. Наличие конформизма. Социализация личности.

10. Педагогические выводы и рекомендации

В конце каждого учебного года составляется дополнение к характеристике. В нем отмечается учебная деятельность ученика за прошедший учебный год, изменения в его поведении и положении в коллективе, новые личностные качества. Обязательно указывается достижение намеченных целей и эффективность приемов коррекционно-воспитательного воздействия на ученика и намечаются цели и пути индивидуальной работы с ним на новый учебный год. Для удобства работы и выявления динамики развития ученика хорошо как первую подробную характеристику, так и все ежегодные дополнения к ней оформлять в одной тетради, завершая каждую запись датой ее составления и подписями классного руководителя и воспитателей, коллективно составивших характеристику. Характеристика хранится в личном деле ученика.

Четкая, целенаправленная система изучения учащихся вспомогательной школы помогает совершенствовать коррекционно направленный процесс их обучения и воспитания, способствует повышению его эффективности.

Разведопрос: Клим Жуков про школу, образование и воспитание


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: