Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
Виды и объем учебной работы в ч. | ||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 4 з.е. (144) | 4 з.е. (144) |
1.2. Аудиторные занятия: | ||
1.2.1. Лекции | ||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | ||
1.2.3. Лабораторные работы | — | — |
1.3. Самостоятельная работа | ||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | — | — |
1.3.2. Контрольные работы | — | |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | — | — |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: Изучение теоретического курса, домашние задания, подготовка к экзамену | ||
2. График изучения дисциплины | ||
2.1. Курс | ||
2.2. Семестр | ||
2.3. Экзамен (семестр) | ||
2.4. Зачет (семестр) | — | — |
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | — | — |
2.6. Контрольная работа (семестр) | — |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Культурология в системе современного знания. Сущность, структура и функции культуры. | 1,2 | Еженед. | Собесед.-1; вход.контроль-1; участие в практ.зан.-2 словарная работа-2 | ||||
2. | Культурогенез и культуры древнего мира | 3,4,5,6,7,8 | Еженед. | Собесед.-3,5,7; уч.в практ.зан.-4,6,8; презентации-4,6 тест-8 | ||||
3. | Особенности средневековой культуры и культура эпохи Возрождения | 9,10 | Еженед. | Собесед.-9; участие в практ.зан.-10 презентации -10 | ||||
4. | Культура и цивилизация Нового времени | 11,12 | Еженед. | Собесед.-11; уч.в пр.зан.-12 | ||||
5. | Своеобразие и основные вехи развития русской культуры | 13,14, 15,16 | Еженед. | Собесед.-13,15; уч.в пр.зан.-14,16; творческ. раб -14 тренинг -16 | ||||
6. | Личность и культура в современном мире | — | Еженед. | Уч.в пр.зан.-17; тренинг-17 | ||||
7. | Подготовка к экзамену | — | — | |||||
Итого за 1 семестр | Экзамен | |||||||
Содержание разделов (тем) дисциплин
Тема 1. Культурология в системе современного знания. Сущность, структура и функции культуры
Предпосылки становления культурологии как науки: формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и средние века, понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII в., немецкие и французские мыслители эпохи Просвещения о проблемах культуры. Кризис просветительского рационализма и сциентизма. Эволюция понятия культуры: латинское «colere», средневековый «cultus», ренессансное «studia humanitais». Противопоставление природы и культуры, культуры и цивилизации как основа обобщающего понимания культуры. Понятие деятельности как субстанции культуры. Культура как мера человеческого в человеке. Культурология как система знаний о культуре. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства, религиозной философии. Культурологизация социологии, этнографии, истории. Культурологические концепции Ф. Ницше, О. Шпенглера и П. Сорокина. Развитие отечественной культурологической мысли: историко-культурные исследования, аксиологический, деятельностный, диалоговый, структурно-функциональный подходы к изучению культуры. Структура современного культурологического знания: философия культуры, культурантропология, социология культуры, история культуры. Западноевропейская концепция игровой культуры (Г. Гессе, Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга), психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К. Юнг), культурологические концепции в контексте феноменологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), структурализма и постмодернизма (Ж. Ф. Лиотар, М. Фуко). Религиозно-символическая концепция генезиса культуры (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, С.Л. Франк. Г.Г. Шпет). Н.А. Бердяев – культура как «неудача творчества».
Принципы культурологического мышления: системность, релятивность (связность), эволюционизм, смысложизненные ориентиры. Методы культурологических исследований: философская рефлексия над основаниями культуры, структурно-функциональный метод, герменевтико-феноменологический метод, метод полевых этнографических исследований.
Философия культуры как общая теория культуры и методологическая основа культурологии. Онтология культуры. Теологический и эзотерический подходы к пониманию культуры. Принципы культурологического мышления: системность, релятивность, эволюционизм. Культура и время (прошлое, настоящее и будущее как проблема культуры). «Внешняя» и «внутренняя» культура. Понятие судьбы. Деятельность как субстанция культуры. Культура – становление и саморазвитие человека как субъекта деятельности. Личностное самораскрытие и самореализация. Социализация и аккультурация. Культурная самоидентификация. Структура и основные феномены культуры (миф, религия, мораль, искусство, наука). Высокая и низкая культура, элитарная и массовая, духовная и материальная. Функции культуры: человекотворческая, регулятивная, коммуникативная, трансляции социального опыта, креативная, аксиологическая, компенсаторная. Культурная коммуникация и знаково-символическое прочтение культуры. Мир смысловых значений. Культура как текст и механизм порождения текстов (Ю. Лотман, Р. Барт). Язык, знак, символ, текст. Энтелехия культуры (Г. Кнабе). Культурная картина мира. Культурный код. Интерпретация. Герменевтический круг. Коммуникация и диалог. Межкультурные коммуникации. Понятие ценности (нормативное, трансцендентное и реляционное). Ценность и польза (льгота), утилитарное и ценностное отношение. Культурные нормы и ценности. Жизненные ориентации. Герменевтический круг как методология анализа отношения природного и ценностного. «Высокая» (ценности) и «низкая» (повседневность) культура, социокультурные институты и формы. Тематизация повседневности в философской, культурологической, социологической мысли XX столетия. Повседневность как устойчивость, повторяемость, консерватизм, стандартизация. Структурирование менталитета (пространство, время, природа, жизнь, труд, смерть как универсалии культуры). Религия, искусство, мораль, наука, право как социокультурные институты (ценность и повседневные практики). Унитарно-функциональный, эмоционально-личностный, символический смысл вещей. Характер трансформации институтов культуры в истории как движения от внешних, ритуальных форм к теме личностного выбора и внутреннего опыта, к последующей проблематизации идеи самодостаточной индивидуальности. Морфология культуры как особая область знания о культуре.
Тема 2. Культурогенез и культуры древнего мира
Становление и развитие культуры как выход из природы и обновляемое достраивание до универсума. Духовное и утилитарное. Сакральное и профанное. Творческая деятельность. Тотем как символ человечества (род, народ, человечество) и табу (норма, ценность) как пограничные формы между природой и культурой. Проблема возникновения (начала) культуры в антропосоциогенезе. Источник и механизм зарождения культуры. Основные элементы зарождающейся культуры. Приручение огня. Культурогенез в свете данных археологии, палеэтнографии, палеоантропологии. Протокультура нижнего палеолита. Культура верхнего палеолита и мезолита. Неолитическая революция. Культура неолита. Первобытное искусство. Мифопоэтическое освоение мира. Мифологическое и рациональное. Историческая типология культур: вариативность критериев исторической типологии (уровень развития абсолютного духа, тип экономических отношений, смена научно-технологических парадигм, изменение картин мира и ментальных установок). Запад и Восток как составляющие дихотомической типологии мировой культуры. Смысловые антиномии в противостоянии культур Запада и Востока: свобода – деспотизм, аскеза – мистика, рациональность – интуиция, динамика –статика, модернизация – традиционность, логос – дао, индивидуализм – коллективизм, преобразование мира – гармония с миром. Культурно-исторические зоны древности. Культуры древнего Востока. Шумерийская культура. Древнеиранская культура (зороастризм. «Авеста»). Древнеиндийская культура (загадки цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы). Начало индоарийской, или ведийской цивилизации («Ригведа», «Махабхарата», «Рамаяна»). Культура Древнего Египта. Культура Древнего Китая. Хронологические и географические рамки культуры греко-римской античности. Своеобразие культуры греческого мира. Крито-микенская культура. Архаический период греческой культуры. Классическая греческая культура. Эллинистическая культура III-II вв. до н. э. Культура Древнего Рима.
Тема 3. Особенности средневековой культуры и культура эпохи Возрождения
Причины возникновения и распространения христианства в западноевропейском мире. Небесное и земное, вечное и временное, священное и греховное как контрасты средневековой культуры. Средневековое видение времени, пространства, судьбы; причины, чувственного и сверхчувственного и т.д. Официальная и народная культура Средневековья. Символизм средневекового мышления. Городская культура средних веков. Интегральные слагаемые средневековой культуры – заповеданные учением Христа духовные ценности. Средневековая культура Ирана и Средней Азии. Различие средневековых культур Запада и Востока.
Идеи и эволюция гуманизма. Гуманистическое рассмотрение человека как абсолютной самостоятельной ценности. Обратная сторона титанизма. Замена принципа провиденциализма принципом человеческой активности. Человеческая деятельность как имманентное начало истории и культуры. Основные этапы развития искусства эпохи Возрождения. Мировоззренческий кризис гуманизма и возникновение в европейской культуре XVI в. идеологии протестантизма. «О достоинстве человека» (Пико делла Мирандола) – «Государь» (Н. Макиавелли). Искусство Ренессанса и современность. Реформация и зарождение основ культуры Нового времени.