Тема «возникновение искусства. первобытное искусство»

Истоки современной культуры лежат в первобытности, которую называют детством человечества. Первобытная эпоха была временем великих озарений и открытий, постижения человеком тайн природы и мира. В первобытном обществе происходил процесс генезиса культуры в широком смысле этого понятия; одновременно с ним шел процесс биологической и социальной эволюции человека. В первобытном обществе человек выступал как творец культуры и сам формировался на ее основе.

Научное изучение первобытной культуры и искусства в частности, несмотря на трудности и многочисленные препятствия, связанные с удаленностью от нас этой эпохи, достигло определенных успехов. Теперь уже нет сомнения, что древнейшие каменные орудия изготавливали люди, обладавшие особым духовным миром и поразительными художественными способностями.

Существуют два пути изучения первобытной культуры. Первый путь — историко-археологический, т.е. изучение следов человеческой деятельности: остатки жилищ, предметы быта, культовые сооружения и т.п. В соответствии с этим путем находится археологическая периодизация истории человеческого общества:

палеолит (древний каменный век: палео — древний, лит — камень) — от возникновения человека и примерно до XII тысячелетия до новой эры; палеолит делится еще на древний (или нижний), средний и верхний (или поздний) палеолит;

мезолит (средний каменный век) — от XII-X до YIII тыс. до н.э.;

неолит (новый каменный век) — от VII и до III тыс. до н.э.

Затем наступил бронзовый век (IY-III тыс. до н.э.), в начале I-го тыс. до н.э. его сменил железный век.

Окончание первобытной культуры связано с возникновением древних цивилизаций.

Второй путь изучения первобытной культуры называется этнографическим и состоит в перенесении наблюдений над бытом и культурой примитивных народов, до недавнего времени находящихся на первобытной стадии развития.

В целом культуру первобытной эпохи принято именовать первобытной или архаической, а культуру отсталых народов и племен нового времени — традиционной.

Как особая социокультурная система, первобытная культура обладает рядом существенных особенностей. Во-первых, она гомогенна (т.е. однородна) и поэтому она постоянно воспроизводит свое первоначальное устройство. Во-вторых, она синкретична, т.е. представляет собой единую, недифференцированную сферу культуры, где нераздельно существовали наука, мораль, искусство, религия и т.п. И, наконец, в-третьих, в основе первобытной культуры лежали мифологическое мировосприятие, магия и ритуал.

В культуре древнейших людей важнейшую роль играл мир, который воспринимался не как поэтическая фантазия, а как подлинная реальность. Мифологические образы и легенды служили источником и средством передачи из поколения в поколение традиций и навыков. Они также обслуживали ритуал, в основе которого лежал принцип подражания явлениям природы, и в котором тесно переплетались песнопение, молитва и танец. В художественной культуре первобытной эпохи миф выполнял две главные функции — освоение пространства и времени. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различными изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

Вершиной творческой деятельности первобытного человека было изобразительное искусство. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно к величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря нему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно, как и вся первобытная культура в целом, было синкретичным и не распадалось на отдельные роды, виды и жанры. Все они существовали тогда в неразрывном единстве.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Вопрос о происхождении искусства еще не решен наукой окончательно. До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Наиболее распространено мнение, что изобразительное искусство в первобытную эпоху развивалось от натурального макета животного через скульптуру, передававшую образ зверя, — к плоскостным изображениям (на камне, глине и др.) Однако есть мнение, что истоки первобытного искусства лежат в схематических знаках и геометрических фигурах. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые памятники первобытного искусства были открыты в середине XIX века на территории Европы (Франция, Италия, Испания), Азии (в Сибири) и Африки. Это были петроглифы (от греч. petros — камень) — произведения наскальной живописи эпохи палеолита, изображающие главным образом животных (бизоны, олени, мамонты, лошади, косули). Рисунки животных отличаются предельной точностью в исполнении. Они также преисполнены магического смысла и свидетельствуют о том, что над ними совершались магические действия (по-видимому, для этого они и предназначались). Так, изображения животных сплошь испещрены ударами заостренных предметов — наконечниками каменных дротиков и стрел, т.к. согласно представлениям людей каменного века, если они поразят изображение зверя, то охота на него окажется удачной. Таким образом, в первобытном искусстве эстетическое начало неразрывно сочеталось с магическим. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые палеолитические венеры — примитивные женские фигурки. В отличие от достаточно реалистических изображений животных они предельно схематичны и представлены статуэтками с отсутствием черт человеческого лица, непропорциональными конечностями и гипертрофированными материнскими чертами.

Они очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и грудь, а также отсутствие ступней. Первобытные скульпторы создавали некий обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (XXX тыс. до н.э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской.

Позднее (с XYIII по XY тыс. до н.э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть, передавая, таким образом, объем. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчеркивали вырезанной линией.

В XII тыс. до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные полотна, покрывшие своды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании в провинции Сантандер была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того было засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на ее стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала еще более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко — изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких темных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними четкая объемная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность, усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века изменились климатические условия на планете. Одни животные исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство, люди создают новые орудия труда, оружие, приручили собаку. Все эти перемены оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в прибрежных районах Восточной Испании. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Изображения становятся более красочными, появляются многофигурные композиции. Если пещерные палеолитические рисунки представляли собой отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь, и возможно мед.

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. Изображения женщин встречаются теперь редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, что могло бы помешать передать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это, прежде всего воплощенное движение.

Настоящую же революцию первобытное искусство переживает в эпоху неолита, когда основным его объектом становится человек. В эпоху неолита таяние ледников привело в движение народы, начавшие заселять новые территории. Усилилась межплеменная борьба за обладание благоприятными охотничьими угодьями. В это время человеку стала угрожать худшая из всех опасностей — другой человек. Наскальная живопись в период неолита становится более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы, спирали), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Кроме того, эпоха неолита отмечена появлением керамики и художественных ремесел, что было связано с изобретением различных способов сверления и полирования камня. Это важнейшее изобретение позволило украсить произведения искусства различными видами резьбы и орнамента.

В конце эпохи неолита и начале бронзового века (III-II тыс. до н.э.) появляются начатки архитектуры — первые мегалитические сооружения (от греческого мегас — большой, литос — камень). К мегалитическим сооружениям относят менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. Назначение этих сооружений неизвестно.

Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тыс. до н.э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров.

Первобытной художественной культуре, как и культуре дописьменной эпохи был присущ символический характер и условный изобразительный язык. В искусстве того времени самую важную роль играли его магико-религиозные функции, превалировавшие над эстетическими. Первобытное искусство было тесно связано с охотой, войной и прочими основными занятиями древнего человека и поэтому часто обнаруживало чисто утилитарные цели. Первобытная же культура в целом отличалась высокой степенью похожести духовной культуры различных человеческих социумов. С разложением первобытного общества и становлением первых цивилизаций на Древнем Востоке начинается процесс многолинейного неоднородного развития мировой истории и культуры.

Возникновение искусства и религиозных верований. Видеоурок по Всеобщей истории 5 класс


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: