Коррекционно-развивающая программа для детей 9-12 лет с зпр

1. Пояснительная записка:

Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (ЗПР) являются наиболее сложными в диагностическом отношении. В настоящее время эта категория детей всесторонне изучена, как с клинической стороны, так и с психолого-педагогической.

В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности.

В исследованиях дефектологов указывается, что при ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. В результате изучения психических процессов и возможностей в обучении детей с ЗПР выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении всей личности.

Выявлены следующие черты: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей через органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.

У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь у детей с ЗПР внешне удовлетворяет требованиям бытового общения. Но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики.

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа основана на иерархическом принципе психологической коррекции «сверху – вниз», заключающимся в создании оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного звена. (Кабанова, 1997).

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности;

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

Цель:

  • Коррекция и развитие высших психических функций.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;

• развивать слуховую и зрительную память;

  • развивать целостность восприятия

Принципы:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка

Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень — начальный.

2. Ориентация содержания — практическая.

3. Характер освоения — развивающий.

4. Возраст обучающихся — 9-12 лет.

5. Форма организации учебно-воспитательного процесса — урок.

6. Периодичность — 1 урок в неделю.

7. Условия вхождения в программу — учебный план.

8. Продолжительность одного урока – 35-40 минут.

Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:

1. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;

2. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.

3. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».

Тематический план занятий

№ Занятия Задачи занятия Содержание занятия
1. — развитие наблюдательности — развитие зрительной памяти 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Игра «Что изменилось». — Игра «Ищи безостоновочно». — Корректурная проба. Проверка ошибок. — Игра «Запомни порядок». — Игра «Карлики-Великаны». 3. Рефлексия занятия.
2. — развитие концентрации внимания; — развитие устойчивости внимания; — развитие наблюдательности; — развитие памяти. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Найти ошибки в алфавите. — Игра «Запомни пары слов». — Корректурная проба. — Закрашивание кружков. — Игра «Заметить все». 3. Рефлексия занятия.
3. — развитие концентрации внимания; — развитие мелкой моторики; — развитие мышления. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Игра «Какой предмет самый большой». — Игра «Найди и продолжи закономерность». — Корректурная проба. — «Найди лишнюю фигуру». — «Срисуй фигуру». 3. Рефлексия занятия.
4. — развитие устойчивости и произвольности внимания; — развитие слуховой памяти 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Игра «Карлики-Великаны». — Графический диктант. — Игра «Зашифрованные цвета». — Закрашивание кружков. — «Заучивание слов». 3. Рефлексия занятия.
5. — развитие концентрации внимания; — развитие устойчивости и произвольности внимания; — Развитие зрительной памяти; — развитие мелкой моторики. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Игра «Все наоборот». — Корректурная проба. — Задача «Нарисуй бусинки правильно». — «Срисуй фигуру». — «Запомни фигуры». 3. Рефлексия занятия.
6. — Развитие концентрации внимания; — развитие моторики; 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Игра «Что нового». — Игра «Нарисуй правильно». — Игра «Скажи на оборот». — Закрашивание кружков. — Графический диктант. — Упражнение на распределение внимания. 3. Рефлексия занятия.
7. — Развитие концентрации внимания; — развитие наблюдательности; — развитие мелкой моторики. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Игра «Найди игрушку». — Игра «Кто лучше нарисует». — Корректурная проба. — «Срисуй фигуру». — «Картинки-нелепицы». 3. Рефлексия занятия.
8. Развитие произвольного внимания. — Развитие слуховой памяти; 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — «Запомни ритм». — «Графический диктант». — Игра «Повтори». -Упражнение на распределение внимания. — «Найди буквы алфавита». 3. Рефлексия занятия.
9. — Развитие зрительной памяти; — Развитие зрительного внимания; — Развитие устойчивости внимания; — Развитие мелкой моторики. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — «Что изменилось». — «Нарисуй правильно». — Закрашивание кружков. — «Найди отличия». — «Срисуй фигуру». 3. Рефлексия занятия.
10. — Развитие слуховой памяти; — Развитие концентрации внимания; — Развитие зрительного внимания; — Развитие мелкой моторики. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Упражнение «Все помню». — Корректурная проба. — Графический диктант. — «Шифровка». — Лабиринты. 3. Рефлексия занятия.
11. — Развитие переключаемости внимания; — Развитие зрительной памяти; — Развитие зрительного внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения). — «Трафареты». — «Что изменилось». — «Найди несоответствия на картинке». — «Раскрась вторую часть картинки». 3. Рефлексия занятия.
12. — Развитие концентрации и устойчивости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Корректурная проба. — «Срисуй фигуру». — Упражнение «Цифровая таблица». — «Шифровка». 3. Рефлексия занятия.
13. — Развитие устойчивости внимания; — Развитие мышления; — Развитие скорости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Закрашивание кружков. — Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками). — Игра «Птица – не птица». — Графический диктант. — Игра «Летела корова». 3. Рефлексия занятия.
14. — Развитие скорости внимания; — Развитие помехоустойчивости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Игра на внимание «Хлоп – топ». — Корректурная проба. — Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант). — Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками). — «Срисовать фигуру». 3. Заключение.
15. — Развитие наблюдательности; — развитие устойчивости внимания; — развитие помехоустойчивости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Игра «Что изменилось». — «Найди отличия». — Графический диктант. — Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки). — «Найди буквы алфавита». 3. Рефлексия занятия.
16. — Развитие помехоустойчивости внимания; — Развитие концентрации внимания; — Развитие слуховой памяти. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Корректурная проба. — Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры). — Игра «Повтори». — Решение арифметических задачек в уме. 3. Рефлексия занятия.
17. — Развитие концентрации и устойчивости внимания. — развитие мелкой моторики. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. — Корректурная проба. — «Нанизывание бусинок». — Игра «Пары слов» — Игра «Дотронься до…» — «Продолжи ряд фигур» 3. Рефлексия занятия.
18. — Развитие концентрации внимания; — развитие ассоциативной памяти. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть. — Графический диктант. — «Срисуй фигуру» — Упражнение «Пары слов». — Шифровка. — «Найди лишнее» 3.Рефлексия занятия.
19. — Развитие слуховой памяти; — Развитие концентрации внимания; — Развитие зрительного внимания; — Развитие мелкой моторики. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: — Корректурная проба. — Игра «Мозайка» — Игра «Запомни фигуры» — Лабиринты. — «Зашифрованные цвета» 3. Рефлексия занятия.
20. — Развитие скорости переключения внимания; — Развитие логического мышления; 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: — Парные корректурные пробы; — Логические задачи; -Парные шифровки; — Загадки; — «Найди лишнюю фигуру»; 3. Рефлексия занятия.
21. — Развитие наблюдательности; — развитие устойчивости внимания; — развитие помехоустойчивости внимания. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: — Упражнение «Хлопни в ладоши»; — Игра «Что изменилось»; — Параллельные корректурные пробы; — «Срисовка»; — Графический диктант. 3. Рефлексия занятия.
22. — развитие устойчивости и концентрации внимания; — развитие памяти. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: — Продолжи ряд фигур; — Игра «Хлопни в ладоши»; — «Расшифруй поговорку»; — Закрашивание кружков; — «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»
23. — Развитие концентрации внимания; — Развитие мышления. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: — «Составь рассказ из предложений»; — «Определи чувства человека на картинке»; — Графический диктант; — «Найди лишнее слово»; — «Назови общим словом». 3.Рефлексия занятия.
24. — Развитие скорости переключения внимания; — Развитие концентрации внимания; — развитие устойчивости внимания. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: — Упражнение «Докрась вторую половину»; — Упражнение «Числовой квадрат»; — Упражнение «Арифметические задачи в уме»; — Корректурная проба; — Загадки; 3. Рефлексия занятия.
25. — развитие мелкой моторики рук; — развитие концентрации внимания; 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: — Упражнение «Перепиши без ошибок»; — Мозайка; — «Срисуй правильно»; — Упражнение «Бусинки»; 3.Рефлексия занятия.
26. — развитие концентрации и устойчивости внимания; — развитие мелкой моторики; — развитие наблюдательности. 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: — Игра «Что нового». — Игра «Нарисуй правильно». — Игра «Скажи на оборот». — Закрашивание кружков. — Графический диктант. — Упражнение на распределение внимания. 3. Рефлексия занятия.
27. — Развитие мышления; -развитие наблюдательности; — развитие концентрации и устойчивости внимания. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: — Корректурная проба. — Упражнение «Тренируем пальчики». — Упражнение «Лабиринты». — Упражнение «Метод словесных ассоциаций» — Упражнение «Дорисуй вторую половину» — Упражнение «Зашифрованный рисунок» — Упражнение «Составь рассказ» — Упражнение «Рассказ по цифрам» — Упражнение «Угадай-ка» 3. Рефлексия занятия.
28. — Развитие концентрации и устойчивости внимания; — Развитие мелкой моторики; — Развитие воображения. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: — Игра «Шнуровка»; — Упражнение «Дорисуй вторую половину»; — Упражнение «Срисуй правильно»; — Упражнение «Расшифруй поговорку»; — Игра «Трафареты»; 3. Рефлексия занятия.
29. — Развитие концентрации внимания; — Развитие воображения; — Развитие мелкой моторики. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: — Игра «Умный коврик»; — Упражение «Срисовка»; — Игра «Мозайка»; — Тест Торренса. 3. Рефлексия занятия.
30. — развитие концентрации внимания; — развитие мыслительной операции «сравнение» 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: — Шифровка; — Графический диктант; — Упражнение «Что лишнее»; — Упражнение «Скажи наоборот»; — Загадки; 3. Рефлексия занятия.
31. — развитие мыслительной операции «классификация» — развитие мелкой моторики. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: — Графический диктант. — Упражнение «Найди общее». — Упражнение «Дай определение» — Упражнение «Найди лишнее» — Упражнение «Раскрась по образцу» 3. Рефлексия занятия.
32. — развитие мелкой моторики; — развитие воображения. 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: — «Свободный рисунок». — «Составь рассказ по картинке». — «Придумай название». — Аппликации. 3. Рефлексия занятия.

Как помочь отстающим детям достичь нормы?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: