Под информацией понимается совокупность сведений, расширяющая представление об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и взаимосвязях. Обмен информацией непрерывно происходит между людьми и окружающим миром. Обмен информацией осуществляется посредством сообщений.
Сообщение — это форма представления информации для ее последующей передачи в одном из следующих видов:
• числовая форма, представленная цифрами;
• текстовая форма, представленная текстами, составленными из символов того или иного языка;
• кодовая форма, представленная кодами (например, кодами в двоичной системе счисления, кодами для сжатия или шифрования, кодами азбуки Морзе или азбуки для глухонемых и т.п.);
• графическая форма, представляющая изображения объектов;
• акустическая форма, представленная звуковыми сигналами;
• видеоформа, представляющая телепередачи, видео- и кинофильмы в специальном формате.
При работе с информацией всегда имеются источник и потребитель информации. При этом необходимо различать термины «информация» и «данные».
Данные — это информация, представленная в некоторой форме (формализованном виде), что обеспечивает ее хранение, обработку и передачу.
Все объекты, окружающие нас в материальном мире относится либо физическим телам, либо к физическим полям.
Взаимодействие объектов сопровождается появлением сигналов. Сигналы, взаимодействуя с физическими телами, производят впоследних изменения свойств, это явление называется регистрацией сигналов Зарегистрированные сигналы называются данными, а физическое тело, на котором зарегистрирован сигнал, называется носителем
Априорно известно, что данные несут в себе информацию, но ею не являются. Например, смотрят на книжную страницу учебника по математике, студент мехмата, знающий математику и студент-филолог не знающий математики, видят один и тот же носитель (бумага) одни и те же данные (символы, записанные на ней), но получают совершенно разную информацию. Первый читает текст, понимая его смысл, второй видит только белую бумагу с непонятными символами, потому что первый применяет адекватный метод осмысления данных, а второй нет. Для второго участника метод осмысления, т.е. преобразования данных в умозрительные понятия, станет адекватным, если он изучит математику.
Отсюда следует:
Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.
Физ. объект |
Физ. объект |
взаимодействия |
сигналы |
носитель |
данные |
методы |
информация |
Пример 1.Конспект лектора — это данные. Читая лекцию студентам, лектор передает содержание конспекта в виде сообщения. Студенты получают сообщение и таким образом принимают информацию, записывают ее, представляя информацию в виде данных. Здесь лектор является источником информации, а студенты — потребителями информации.
Информации обладает следующими свойствами
• запоминаемость — способность воспринять информацию и хранить ее продолжительное время;
• передаваемость — способность информации к копированию — восприятием ее другой системой без искажения;
• воспроизводимость — характеризует неиссякаемость информации, т. е. при копировании информация остается тождественной себе. Свойство воспроизводимости не является базовым и тесно связано с передаваемостью;
• преобразуемость — это способность информации менять способ и форму своего существования.
Можно выделить три концепции информации, объясняющие ее сущность.
Первая концепция предложена американским ученым Клодом Шенноном и отражает количественно-информационный подход. Информация определяется как мера неопределенности события. Количество информации зависит от вероятности ее получения. Чем меньше вероятность получения сообщения, тем больше информации в нем содержится. Эта концепция получила широкое распространение в теории передачи и кодировании данных.
Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Информация создает представление о природе, структуре, упорядоченности и разнообразии материи. В рамках этой концепции информация не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно, ее можно накапливать, хранить и перерабатывать.
Третья концепция основана на логико-семантическом подходе, при котором информация рассматривается как знание, которое используется для ориентировки, активного действия, управления иПример 2.2.На метеостанции каждые полчаса происходит замер температуры (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Дискретизация непрерывного сообщения |
Непрерывно меняющаяся температура замеряется в моменты хь х29—9хп. В журнал наблюдений записывается округленное значение температуры, являющееся дискретным значением. В данном примере получасовой промежуток является частотой дискретизации, шаг дискретизации равен 1, так как происходит округление до целого числа, а получасовые замеры температуры — процессом дискретизации.