Психологическая подготовка

Бурный рост спортивного мастерства гимнастов и резкое снижение среднего возраста основной массы занимающихся высоко поднимают роль психологической подготовки. Стать хорошим гимнастом в наше время можно только при полном и всестороннем использовании всех физических и психических возможностей человека. Поэтому специальным развитием психики гимнастов необходимо заниматься систематически и целенаправленно.

Под психологической подготовкой гимнастов следует понимать совокупность педагогических мероприятий и соответствующих усло-


вий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участие в соревнованиях по гимнастике.

Психологическую подготовку, так же как и физическую, принято делить на общую и специальную.

Цель общей психологической подготовки заключается в том, чтобы развивать и совершенствовать у гимнастов именно те психические функции и качества, которые необходимы для успешных занятий гимнастикой, для достижения каждым спортсменом своего наивысшего уровня мастерства.

К задачам общей психологической подготовки относятся следующие:

1. Воспитание у гимнастов таких моральных качеств, как коммунистическая идейность, интернационализм, патриотизм, трудолюбие, коллективизм, дружба, товарищество, честность и правдивость. Оно должно осуществляться путем кропотливой систематической воспитательной работы, которая составляет основу любого учебно-тренировочного процесса.

2. Формирование у гимнастов положительного отношения к гимнастике, устойчивых спортивных мотивов и интересов; Как известно, высокого уровня спортивного мастерства достигают только те занимающиеся, у которых ведущие цели, мотивы и интересы наг правлены на достижение высоких спортивных результатов, а не на личное самосовершенствование (укрепление здоровья, физическое развитие, развлечение, соперничество с товарищем и т. п.).

3. Развитие у гимнастов тонкой зрительной, мышечно-двигатель-ной и вестибулярной чувствительности, составляющей основу отчетливого отражения в их восприятиях каждого виденного и выполняемого ими упражнения.

4. Формирование у спортсменов отчетливых мышечно-двигатель-ных представлений, которые в деятельности гимнастов выполняют регулирующую, стимулирующую и тренирующую роль.

Регулирующая роль представлений проявляется в том, что созданный в создании гимнаста образ упражнения становится для него своеобразным эталоном, по которому он сличает и корректирует свои действия при выполнении задуманного им упражнения.

Стимулирующая и тренирующая роль мышечно-двигательных представлений проявляется в том, что интенсивное мысленное выполнение упражнений всегда сопровождается функциональными изменениями в мышцах, внутренних органах и психике спортсмена, как при натуральном их исполнении, но только в микродозах. Поэтому эти так называемые идеомоторные акты являются своеобразной настройкой и подготовкой всех систем организма спортсмена к выполнению намеченного упражнения. Кроме того, частое продумывание упражнений по механизму условных связей усиливает идеомоторные процессы, благодаря чему мышечно-двигательные представления становятся более отчетливыми и устойчивыми, что в конеч-

ном итоге содействует закреплению и совершенствованию двигательных навыков («идеомоторная тренировка»).

5. Формирование таких волевых качеств, как целеустремлен
ность, инициатива, настойчивость, смелость, решительность, само
обладание и дисциплинированность.

Выбор именно этих качеств обусловливается специфическими особенностями трудностей, которые отличают гимнастику. В связи с тем, что воспитание воли возможно только в процессе преодоления трудностей, их последовательное распределение на всем пути совершенствования каждого гимнаста и будет основным методическим принципом воспитания указанных качеств и формирования способности к проявлению больших по напряжению волевых усилий.

Волевая подготовка гимнастов должна быть двусторонним процессом, т. е. сочетать в себе воспитание и самовоспитание. При этом следует помнить, что самовоспитание воли возможно только при наличии у занимающихся определенного уровня развития самосознания и самооценки.

6. Развитие у гимнастов всех параметров произвольного внимания. Как известно, от функций внимания зависит степень эффективности психических процессов и волевых действий человека. В подготовке гимнастов особо важную роль играют такие свойства произвольного внимания, как его интенсивность, распределение, переключение и устойчивость. От интенсивности внимания зависит степень сосредоточенности сознания гимнаста на выполнении предстоящего упражнения и отвлечение от всего постороннего, ненужного. Распределение внимания позволяет контролировать правильность и четкость выполнения всех деталей сложного упражнения. Переключение обеспечивает своевременный и правильный переход от одного .элемента комбинации к другому, а устойчивость внимания выражается в способности гимнаста продолжительное время сохранять высокий уровень работоспособности на протяжении многочасовой тренировки и соревнования.

7. Одна из очень важных задач общей психологической подготовки заключается в обучении гимнастов приемам активной саморегуляции. Практически это чаще всего выражается в формировании у спортсменов эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, в воспитании способности быстро снимать последействие нервного и физического перенапряжения, а также произвольно управлять режимом сна, избавляться от перенесенных стрессов и психологических барьеров.

Приемы саморегуляции делятся на две категории: психологические и двигательные.

Сущность психологических приемов сводится к преднамеренному созданию образов положительных эмоциональных переживаний и отвлечения от пессимистических мыслей, настроений и чувств. Достигается это с помощью таких приемов саморегуляции, как самоанализы, самоуспокоение, самоприказы, самовнушение и т. п.

Двигательные приемы состоят из комплексов упражнений в последовательном расслаблении или, наоборот, сокращении крупных.

мышечных групп. Первые применяются для снятия эмоционального напряжения, возбуждения и утомления, а вторые, наоборот, для поднятия.тонуса, настроения и избавления от вялости и апатии. Параллельно с этими упражнениями полезно внушать соответствующие эмоциональные и органические состояния: в первом случае состояние покоя, тепла, отдыха, а во втором — состояние бодрости, легкости, мышечной активности и свежести. Такое объединение психологических и двигательных приемов саморегуляции в специальные комплексы получило название аутогенной тренировки.

Общая психологическая подготовка осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. В этом случае она идет параллельно с физической и технической подготовками и так же, как и они, меняет свои задачи и содержание в зависимости от уровня и этапа.подготовки гимнастов. Но она может и должна осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью вне тренировок специально выполняет определенные задания или требования с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности, необходимых для дальнейшего спортивного роста.

Специальная психологическая подготовка решает частные задачи и в соответствии с их назначением делится на два относительно самостоятельных вида подготовки: психологическую подготовку к участию в конкретном соревновании и психологическую подготовку перед выполнением отдельного упражнения.

В психологической подготовке к соревнованию предусматривается следующее:

1. Постановка перед каждым гимнастом конкретных задач, которые должны решаться в предстоящем соревновании.

2. Подробная информация будущих участников соревнования о масштабе, условиях и месте проведения соревнования, а также об особенностях предполагаемых соперников.

3. Формирование у гимнастов искреннего желания участвовать в данном соревновании и стремления к достижению в нем намеченных результатов. Надо иметь в виду, что сильно развитые такие нравственные мотивы, как чувство долга и ответственности перед коллективом и тренером, по своей природе обладают большей силой стимулирующего воздействия, чем любая форма личной заинтересованности. Поэтому в психологической подготовке гимнастов, особенно старших разрядов, воспитание этих мотивов следует рассматривать как особую важную педагогическую задачу. Успех ее решения во многом зависит и от формирования у гимнастов соревновательных эмоций личного происхождения: чувства чести, гордости, собственного достоинства, воодушевления, спортивной злости и т. п.

4. Формирование у гимнастов обоснованной уверенности в своих силах и возможности достижения в предстоящем соревновании намеченных целей. По своему психологическому содержанию это чувство не совместимо с чувством страха, опасения и сомнения в чем-либо. Формируется же уверенность в себе путем тщательного

и аргументированного анализа всех факторов «за» и «против» со стороны тренера и спортсмена. Это позволяет гимнасту задолго до соревнования неоднократно участвовать в нем.

5. Тщательный контроль за предсоревновательными эмоциональными состояниями гимнастов с целью своевременной их регуляции и избавления от отрицательных мыслей и чувств.

Важность и необходимость этого раздела специальной психологической подготовки объясняются большой динамичностью и чрезмерной ранимостью состояния психической готовности к соревнованию.

Психологической подготовкой к выполнению конкретного упражнения завершается система психологической подготовки гимнастов.

Для выполнения сложного упражнения надо уметь сосредоточиться, мобилизовать свою психику, чтобы с наибольшим эффектом реализовать свои возможности. Субъективно такой процесс переживается как особое психическое состояние, называемое состоянием мобилизационной готовности.

Состояние мобилизационной готовности отличается значительной сложностью и характеризуется следующими показателями:

а) степенью его соответствия характеру предстоящего упражнения;

б) глубиной или интенсивностью самого переживания; в) его устой
чивостью; г) скоростью возникновения, т. е. латентным пери
одом.

Для тренеров в их практической работе наибольшее значение имеет временной параметр мобилизационной готовности, так как именно он сравнительно легко поддается объективному учету. С помощью обычного секундомера любой тренер без особого труда может определить время сосредоточения внимания каждого гимнаста перед выполнением различных по трудности элементов, соединений, комбинаций.

Чем ниже уровень мастерства гимнаста, тем короче время мобилизационной готовности, так как новички обычно еще не умеют произвольно, с достаточной силой концентрировать свое внимание на объекте деятельности. Поэтому новичок, приняв исходное положение перед снарядом, тут же обычно идет к нему для выполнения упражнения. Конечно, с усложнением упражнения должно увеличиваться и время сосредоточения внимания перед его выполнением. В связи с тем, что время сосредоточения внимания во многом зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, целесообразно подвергать тщательному анализу не столько продолжительность мобилизационной готовности, сколько временную стабильность достижения этой готовности. Нарушение или вовсе отсутствие этой стабильности свидетельствует о плохой технической подготовке гимнаста или же о низком уровне его тренированности, а также о его неблагоприятном эмоциональном состоянии.

Все виды психологической подготовки тесно связаны между собой и образуют в совокупности особый вид подготовки гимнастов, основу которого составляет общая психологическая подготовка.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика в спортивной гимнастике не имеет такого значения, как, скажем, в спортивных играх. Однако внастоящее время сложился ряд тактических правил и приемов, которые применяются взависимости от условий и обстановки соревнований.

Необходимо научить гимнастов тактическим правилам и приемам.

Тактические правила:

1.При составлении произвольных комбинаций рекомендуется исключить элементы, которые спортсмен выполняет неуверенно.

2. В самом начале состязаний команде важно произвести хорошее впечатление на судей и зрителей путем безукоризненного выполнения упражнений. Это положительно сказывается на дальнейшем ходе состязаний.

3. В команде всегда должны быть заранее намечены лидеры, на которых возлагаются наибольшие надежды. Это выражается, например, в том, что таким гимнастам дают в случае необходимости сделать лишний подходв разминке перед вызовом на оценку, их ставят последними в списке очередности подхода к снарядам, чем как бы дают понять судьям, что эти гимнасты — лучшие в команде. Целесообразно иметь в команде хотя бы двух лидеров, чтобы в случае неудачи одного можно было бы рассчитывать на другого.

4. Тактически важно правильно определить очередность вызова
гимнастов к снаряду на оценку. В настоящее время считают, что
первым должен выходить не самый лучший гимнаст, но который
уверенно, хорошо выполнит всю комбинацию. Важно, чтобы первый
гимнаст не сорвался и получил высокую оценку. Это создает хоро
шее настроение в команде и обеспечивает успешное выступление
всех остальных. В списке гимнастов располагают так, чтобы пос
ле первого каждый последующий был лучше предыдущего. Опреде
ление очередности выступления гимнаста в каждом виде зависит от
многих других факторов: от умения выступать, правильно реагиро
вать на неудачи свои и своих товарищей и т. п.

5. Необходимо стремиться к тому, чтобы уже в первый день
соревнований «оторваться» от ближайшего противника на. первом
же снаряде. Наличие преимущества в баллах имеет большое мо
ральное значение для команды, повышает ее уверенность.

Тактические приемы:

1.Выбор варианта продолжения произвольной комбинации. В состязаниях гимнаст имеет только одну попытку, поэтому он должен всегда уметь продолжать и заканчивать начатую комбинацию. Для этого ему следует иметь резервные варианты ее продолжения в тех частях, где возможны неудачи.

В ходе выполнения упражнения на оценку гимнасту иногда приходится молниеносно определить вариант продолжения произвольной комбинации, несмотря на то, что перед самым подходом был намечен несколько иной вариант. К этому следует подготавливать занимающихся на тренировках. Необходимо добиваться на-

дежного выполнения подготовленных для соревнований комбинаций, но в то же время уметь всегда внести в них коррекций.

2. Показ своих возможностей при опробовании снарядов нака
нуне соревнований и в ходе участия в них (во время разминки).
Ряд сильнейших гимнастов прибегают к приему, который позволя
ет морально воздействовать на своих противников и даже на судей
во время опробования снарядов, а также в день соревнований во
время разминки: они выполняют те упражнения, которые у них осо
бенно хорошо получаются. Этим самым они заранее завоевывают
симпатию судей, обычно наблюдающих за опробованием и размин
кой, и одновременно деморализуют противника. Однако такая так
тика чревата и неприятными последствиями, особенно тогда, когда Л
гимнаст не может выполнить упражнение на оценку с тем же блес
ком, что и прежде. В этом случае, как показала практика, судьи
довольно строго наказывают гимнаста.

Другие гимнасты прибегают к прямо противоположному приему. Они при опробовании снарядов стараются оставаться незаметными, не показывать своих эффектных элементов, а приберегают их для того, чтобы блеснуть в зачетных попытках и получить высокую оценку.

3. Построение произвольной комбинации с учетом сил противни
ка. В ряде случаев гимнаст ставит перед собой конкретную задачу:
выиграть соревнование у конкретного гимнаста из другой или из
своей команды. В этом случае спортсмен обычно стремится соста
вить свою произвольную комбинацию на каждом снаряде так, что
бы она выглядела выигрышнее, нежели комбинация соперника.

Здесь перечислены лишь наиболее характерные тактические приемы. Естественно, что тактические правила и приемы довольно разнообразны и могут быть использованы при решении самых различных задач.

Специальные занятия по тактической подготовке необходимы гимнастам. .В отдельных занятиях соревновательного периода им рекомендуется самостоятельно решать тактические задачи: а) выставлять себе оценки за выполнение упражнения; б) выполнять комбинации с резервным вариантом продолжения; в) составлять список очередности выхода членов команды к снарядам для выполнения упражнения на оценку и др. Внимательное отношение гимнастов и тренера к элементам тактики благотворно сказывается на результатах соревнований.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ

Подготовительный период

Продолжительность подготовительного периода тренировки достигает 3—5 месяцев (в зависимости от задач, стоящих в годичном цикле). Так, например, при разучивании новой обязательной программы и при повторении старой продолжительность и содержание этого периода будут различными.

9—669

Подготовительный период состоит из: а) цикла вхождения в спортивную форму и б) цикла изучения разрядной программы.

В этом периоде изучаются новые упражнения обязательной и произвольной программ, развиваются физические качества, совершенствуются психическая подготовка и исполнительское мастерство. Полезно здесь и участие в отдельных соревнованиях небольшого масштаба.

Подготовительный период — важнейшая часть системы тренировки гимнаста, важнейшее звено этого процесса. Между тем этот период неоправданно сокращают не только у мастеров, но и у гимнастов других разрядов. Наличие достаточно продолжительного подготовительного периода помогает успешно решать задачи технической подготовки.

Для правильного решения задач технической подготовки необходимы:

а) достаточно продолжительный подготовительный период;

б) правильный выбор техники исполнения изучаемых упраж
нений;

в) широкое применение средств физической подготовки, выбор
приемов, облегчающих формирование нужных двигательных навы
ков, т. е. применение соответствующих подводящих подготовитель
ных, сопряженных упражнений;

г) правильная организация каждого тренировочного занятия.
Подготовительная часть тренировочного занятия в подготови*-

тельном периоде обычно включает много разных упражнений; в основной части решаются задачи технической, психологической, тактической и физической подготовки; в заключительной — завершается тренировочное занятие, организм гимнаста приводится в относительно спокойное состояние и создаются благоприятные условия для восстановления энергетических затрат.

Соревновательный период

Соревновательный период тренировки, продолжающийся 6— 8 месяцев, состоит из ряда соревновательных циклов, каждый из которых имеет три фазы.

В первой фазе соревновательного цикла гимнаст уделяет основное внимание совершенствованию техники выполнения комбинаций программы состязаний, а во второй — закреплению комбинаций и участию в соревнованиях; третья фаза предусматривает активный отдых.

Важно строго придерживаться оптимальных сроков второй фазы соревновательного цикла, которая у сильнейших советских гимнастов продолжается до 30 дней. Если эти сроки удлинить, то состояние наилучшей спортивной формы наступит до состязаний, а на самих состязаниях гимнаст не сможет показать своих лучших результатов. Если же сроки значительно сократить, то гимнаст не успеет достигнуть необходимой формы. В отдельных случаях гимнасты высокой квалификации могут в течение одного соревновательного

цикла — на протяжении, предположим, одного месяца — участвовать в двух-трех соревнованиях с интервалами 4—5 дней (в том только случае, когда соревнование идет 1—2 дня). Что касается крупных ответственных соревнований, например олимпийских игр или первенств мира, когда в течение недели гимнаст выступает 4 раза, то в цикле следует планировать только одно такое соревнование.

В соревновательном периоде может быть 4—8 соревновательных циклов. Их количество определяется уровнем мастерства гимнастов: чем оно выше, тем больше циклов, и наоборот.

В соревновательном периоде тренировки перед гимнастом стоит много задач. Ему необходимо закрепить технику выполнения целых комбинаций, продолжать развивать физические качества, совершенствовать волевые качества, решить ряд тактических задач, а в отдельных случаях еще и акклиматизироваться. Наконец, важнейшая задача периода — это непосредственное участие в состязаниях. В настоящее время занятия со спортсменами старших разрядов необходимо проводить почти ежедневно. Такая рекомендация вытекает из практики XX Олимпийских игр, на которых гимнастам пришлось выступать в течение одной недели 4 раза.

Следует пересмотреть традицию, сложившуюся у мужчин. На одних занятиях они тренируют только обязательные упражнения, а на других — только произвольные. Очевидно, строгое деление тренировок на обязательную и произвольную программы, особенно в таких видах многоборья, как упражнения на коне, опорные прыжки, упражнения на кольцах, нерационально. Закономерности двигательной памяти человека требуют частого повторения технически сложных элементов.

Тренировочные занятия в соревновательном периоде, так же как и в подготовительном, состоят из разминки, основной и заключительной части. Разминка на занятиях этого периода обычно короткая— 7—8 мин., короче и основная часть, так как повторяются преимущественно целые комбинации.

Переходный период

Впереходном периоде, длящемся обычно один месяц, решаются задачи активного отдыха, который необходим гимнасту после соревновательного периода. Этот период является связующим звеном между соревновательным периодом предыдущего года и подготовительным последующего. Он помогает накопить силы и не столько служит завершающим этапом заканчивающегося годичного цикла, сколько начальным этапом нового года. Кроме того, в переходном периоде подводятся итоги, анализируются ошибки прошлого и намечаются перспективы на будущее, составляются документы планирования нового года.

Тренируясь в переходном периоде, гимнаст должен решить, что ему предстоит сделать в будущем. В то же время необходимо рассматривать переходный период как заключительный этап тренировки, в котором создаются предпосылки для будущих успехов.

9*

Трудно добиться хороших спортивных результатов в соревновательном периоде, если в предыдущем годичном цикле не было переходного периода. Чем же занимаются гимнасты и гимнастки в этом периоде?

Вопрос о наиболее рациональном использовании переходного периода, к сожалению, еще мало изучен. Как показывают наблюдения, наиболее опытные гимнасты в этом периоде резко изменяют характер деятельности, не занимаются спортивной гимнастикой и в какой-то мере выходят из состояния хорошей спортивной формы (это особенно относится к специальной выносливости).

В переходном периоде целесообразно применять средства из других видов спорта, снижая при этом нагрузку по гимнастике. Средства эти определяются временем года, совпадающим с данным периодом. Если подготовительный период приходится на весенние и летние месяцы года, то полезно заниматься прыжками в длину и высоту, бегом на короткие дистанции, прыжками в воду, участвовать в кроссах. Если подготовительный период совпадает с зимними месяцами, то рекомендуются лыжные прогулки, катание на коньках, игра в баскетбол или волейбол. В каждом конкретном случае в зависимости от недостатков общего физического развития и личных склонностей гимнаст выбирает один, а в отдельных случаях два дополнительных вида.

При этом важно решать оздоровительно-гигиенические задачи, задачи восстановления, общего физического развития и, что чрезвы- чайно важно, эмоционального отдыха.

Занятия в этом периоде можно проводить двумя способами: раздельным и комбинированным. Под раздельным понимается такой способ, при котором часть занятий в недельном цикле отводится на тренировку только по спортивной гимнастике, а часть — на упражнения из других видов спорта. В комбинированном варианте каждое занятие включает спортивную гимнастику и упражнения из дополнительных видов спорта. В европейской части СССР первый вариант больше подходит для осени и зимы, второй — для весны и лета.

Занятия планируются следующим образом: вначале проводится разминка, затем тренировка в двух-трех видах многоборья, далее игровые, легкоатлетические и другие упражнения. Таким образом, основная часть тренировочного занятия состоит как бы из двух разделов: в первом — упражнения спортивной гимнастики, во втором — дополнительные средства физического воспитания.

Психологическая подготовка.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: