Структура личности тренера
Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К. К. Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры.
В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.
Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность.
В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции. В число эмоционально-волевых качеств, например, входят: уравновешенность, терпеливость, решительность, жизнерадостность.
Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом и др.
Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить, соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у него определенные свойства личности, удовлетворяющие этим требованиям. Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура, свидетельствующая о ведущих качествах тренера.
При исследовании мастерства тренера мы обнаружили следующее. Доминирующими качествами тренера для детей было то, что он: 1) учит любить спорт; 2) любит детей; 3) помогает в трудную минуту; 4) не жалеет свободного времени; 5) помогает в становлении личности; 6) контролирует успеваемость в школе; 7) помогает в решении жизненно важных вопросов.
Естественно, этот перечень качеств не окончателен.
Однако и полученные данные могут быть положены в основу практической работы тренеров.
Достаточно большое внимание исследованиям качеств тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д. Вуден и многие другие считают, что работа тренера адекватна работе учителя на всех уровнях, включая как учебную, так и внешкольную работу. Они установили, что: I) овладение фактическим материалом зависит от ясности и выразительности изложения, от умения преподавателя преподносить материал обучаемым; 2) степень понимания материала учениками зависит от энергичности учителя и его манеры изложения материала; 3) добро-желательная атмосфера в группе зависит от поведения учителя, который должен умеренно контролировать обучаемых и допускать известную свободу их действий.
Эти же исследователи выделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательно проанализировать в свете собственных возможностей и особенностей поведения: 1) дозволенность — контроль; 3) пассивность — энергичность; 3) агрессивность—поддержка; 4) расплывчатость— ясность; 5) поощрение—безразличие к активному участию учащихся в процессе обучения; 6) сдержанность — яркость; 7) поощрение к обмену мнениями — чтение лекций; доброжелательность, теплота—холодность, сдержанность все это позволяет предположить, что «идеальный» тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален.
Ролевые позиции тренера
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.
Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела.
Структуру знаний тренера составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания.
Общественно политические знания составляют теоретическую основу мировоззрения тренера, методологическую базу для профессиональных знаний. Психолого-педагогические знания определяют сущность профессиональной подготовки тренера. Чтобы управлять поведением юного спортсмена, тренеру необходимо обладать искусством проникновения во внутренний мир ребенка, что невозможно без знания психологии личности.
Знание предметов медико-биологического цикла: анатомия, биомеханики, физиология, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры — составляет специфическую особенность структуры знаний тренера. Знания в этой области позволяют ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций.
Тренер — психолог. К. Д. Ушинский писал: «Каждый педагог — психолог». Тренеры-мастера в процессе воспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств и особенностей, от которых зависят усвоение нравственных принципов и норм поведения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания. Они разрабатывают нравственную модель юного спортсмена, основными составляющими которой являются нравственные качества и особенности, присущие советскому образу жизни, советскому характеру.
Тренер — организатор. Организаторская деятельность тренера является реализацией на практике его проектов, методических планов и условием более целенаправленного и реального проектирования собственно педагогических и функциональных задач. Решение собственно педагогических задач ведет к изменению личности юных спортсменов, их спортивной умелости. Функциональные задачи связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы спортивно-массовой работы по месту жительства.
Нередко неопытные или опытные, но не знающие педагогической теории тренеры первый тип задач подменяют вторым. Однако не всегда эффектно организованные и проведенные «мероприятия» дают положительный результат и, наоборот, внешне ничем не привлекательные мероприятия приводят к положительным изменениям в личности воспитанников и сплочению детского коллектива, формированию у подростков спортивных умений.
Зависимость эффекта воздействия от авторитета тренера
Тренер может завоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно и вытекает из его мировоззрения и убеждений, когда слово и дело у него не расходятся. Педагогический авторитет тренера основывается на глубоком знании им своего дела, бескомпромиссной требовательности к себе, увлеченности своей работой.
Кроме того, личностный авторитет зависит от умения тренера устанавливать правильные принципиальные от-ношения как с воспитываемыми, так и с коллегами, родителями, общественностью.
Авторитет тренера в значительной степени зависит от высокого уровня сформированности его организаторских и коммуникативных умений. При этом особо важен характер взаимодействии тренера с воспитанниками в процессе организации спортивной игры.
Шкала наблюдения за взаимодействием тренера и подростков в процессе организации и проведения спортивно-массовой работы включает следующие показателя: 1) стратегия и тактика организации спортивной игры по месту жительства; 2) количество элементов спортивной игры, показанное юными спортсменами тренеру в начале, середине, конце игры; 3) количество и характер самостоятельных действий юных спортсменов в процессе игры в трех частях занятия; 4) замечания всему коллективу; 5) замечания отдельным спортсменам; в) элементы ролевых игр в занятиях; 7) обобщение отдельных элементов стратегий и тактики игры лучших юных спортсменов тренером; обобщение стратегии и тактики спортивной игры самими спортсменами; 9) количество контактов тренера с сильными спортсменами; 10) то же, со слабыми; 11) количество проявлений согласия и несогласия юных спортсменов между собой; 12) то же, с тренером.
Характер взаимоотношений между тренером и юными спортсменами во многом зависит от субъективной оценки последними личности и деятельности тренера, от сплоченности детского спортивного коллектива и его роли в формировании интереса у детей к спорту.
Авторитет тренера основывается на следующих основных принципах поведения:
— любить и понимать воспитанника;
— защищать его интересы;
— быть заботливым, держать связь с родителями;
— быть выдержанным;
— развивать самообладание, способность внимательно и терпеливо выслушивать юного спортсмена в любой ситуации;
— вырабатывать в себе чувство юмора, умение разряжать напряженную обстановку шутливой репликой, добродушным замечанием;
— прощать несущественные ошибки, которые допущены бессознательно, без злого умысла;
— никогда не повышать голоса.
Это принесет двойную пользу: тренеру поможет «сохранить» нервы, юному спортсмену — выработать привычку к корректному поведению даже в конфликтной ситуации; воздерживаться от резкой критики подростка в присутствии товарищей; уметь признаваться в ошибке, если она допущена, и извиняться, если вы виноваты. Признание ошибки лишь укрепляет уважение юных спортсменов к тренеру и приучает к самокритике, честности.
Авторитет тренера детского спортивного коллектива имеет огромное педагогическое значение. Чем авторитетнее тренер, тем большее влияние оказывает он и на своих воспитанников, и на тех ребят, которые только присматриваются к занятиям. То, что говорит авторитетный тренер, оценивается как важное, а потому и гораздо лучше воспринимается. Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом, уважаемый, авторитетный тренер выступает в качестве идеала, которому ОНИ стремятся следовать в жизни.
Таким образом, во взаимоотношениях тренеров с юными спортсменами ведущая роль принадлежит тренеру. Уровень развития положительных личностных, качеств тренера — важнейшее условие нормализация взаимоотношений с юными спортсменами, а следовательно, и повышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
Юные спортсмены очень ценят у тренера энергичность. Энергичны те тренеры, которые активно участвуют во всем комплексе дел спортивной команды, используя при этом личное спортивное мастерство, находчивость, организаторские способности.
Наряду с этим юные спортсмены к числу наиболее важных качеств, определяющих взаимоотношения между ними и тренерами, относят твердость характера, принципиальность. Необходимыми они считают качества, определяющие отношение самого тренера к ним: понимание их психологии, тактичность, доброжелательность, внимательность, терпеливость.
Педагогические способности тренера
Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности — т. е. на совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности. Педагогические способности не тождественны не только педагогическим знаниям. Навыкам и умениям, но и педагогическому опыту тренера. Чем способнее тренер, тем быстрее вырабатываются у него навыки и умения педагогической деятельности. Способности облегчают овладение педагогической деятельностью, а занятия этой деятельностью развивают педагогические способности. Педагогические способности развиваются на базе общих способностей, однако в общих способностях в деятельности тренера отражается структура педагогической деятельности с её специфическим объектом — личностью юного спортсмена.
Виды педагогических способностей. В структуру педагогических способностей входят следующие их виды
Перцептивные способности включают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное внимание позволяет отбирать факты, необходимые в работе с юными спортсменами, за каждым поступком и действием подростка видеть педагогическую ситуацию, требующую тщательного анализа. Распределенное внимание позволяет не упускать из поля зрения группу в целом и каждого воспитанника в отдельности, сочетать фронтальную работу с индивидуальной.
Конструктивные способности являются условием успешного проектирования и формирования личности в коллективе юных спортсменов. Благодаря им тренер способен предвидеть результаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника в педагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогический склад ума. Конструктивные способности помогают тренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать единственно верное в каждом случае средство воздействия на личность и коллектив.
Дидактические способности позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности воспитанников, стимулировать их самостоятельную мысль, мобилизовывать внимание, преодолеет расслабленность, вялость и апатию на занятиях. Эти способности помогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным спортсменам, экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном с педагогической точки зрения выражения своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантомимики. Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеет культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.
Коммуникативные способности помогают тренеру устанавливать с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения. Коммуникативность тренера наиболее ярко проявляется в его педагогическом такте, умении избегать конфликтов, как с юными спортсменами, так и среди них. В коммуникативных способностях большое место занимает эмпатия, т. е. способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Коммуникативные способности проявляются в общении не только с юными спортсменами, но и со всеми, кто может быть привлечен к воспитательной работе с детскими спортивными коллективами.
Организаторские способности тренера проявляются в организации жизни и быта юных спортсменов, их учебы, труда, отдыха, в деловитости при проведении всевозможных мероприятий, в установлении деловых внутриколлективных связей и отношений. Они включают способность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения. Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера.
Академические способности необходимы тренеру для постоянного совершенствования в области психологии и педагогики, внедрения в свою деятельность научно-исследовательских методов работы.
Специальные способности. Всестороннее совершенствование педагогической деятельности тренера связано с развитием его способностей к тому или иному виду спорта. Если у тренера есть также способности к живописи, музыке, технике, то, включая их в свою деятельность, он обогащает свои педагогические способности, расширяет диапазон воспитательного воздействия на юного спортсмена. Талантливые тренеры обладают многими специальными способностями, т. е. их общая и специальная одаренность и педагогические способности составляют единое целое.
Авторитарные способности заключается в умении быстро завоёвывать авторитет, это способность к волевому влиянию на воспитанников. Для завоевания авторитета тренером большую роль играет знание им своего дела, серьёзное отношение к работе и заинтересованность в её результатах.
Личностные способности или педагогический такт. Такт заключается, прежде всего, в умении соблюдать чувство меры в отношениях с воспитанниками, особенно при проявлении требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о спортсменах. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.
Формирование и компенсация способностей. Многообразие педагогических способностей и связь их с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля деятельности тренера. Опыт показывает, что не у всех тренеров одинаково развиты все педагогические способности. Нередко одно-два наиболее проявляющихся качества определяют мастерство тренера. Недостающие же качества могут быть либо развиты, либо компенсированы.
Практически неограниченные компенсаторные возможности человеческого организма и почти полное отсутствие некомпенсируемых качеств в личности тренера дают основание считать, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей, а достигается в результате формирования и совершенствования педагогических способностей.
Личность выражается, прежде всего, в мотивах ее деятельности.
Профессионально значимыми мотивами деятельности тренера являются интерес к спорту и физической культуре, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность, а большой общественной важности занятий спортом для подростков и детей, чувство долга и ответственности за качество своей работы.
Готовность к деятельности и психическое состояние тренера
Психическая готовность тренера — это существенная предпосылка эффективности его деятельности. Состояние готовности помогает тренеру успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при возникновении непредвиденных препятствий. Готовность — решающее условие быстрой адаптации к условиям труда, профессионального совершенствования и повышения уровня мастерства тренера. Готовность как психическое состояние личности — это внутренняя настроенность тренера на определенное поведение при решении спортивных и педагогических задач, установка на активные и целесообразные действия.
Состояние готовности включает: а) познавательные компоненты; б) эмоциональные компоненты; в) мотивационные компоненты; г) волевые компоненты.
К числу важнейших элементов, формирующих состояние готовности, по мнению тренеров-мастеров, относятся: осознание задач учебно-воспитательной работы с юными спортсменами; определение содержания деятельности в соответствии с заданной целью.
Главные общие условия формирования готовности тренера к творческому труду: а) самостоятельное и критическое усвоение накопленной человечеством культуры; б) активное участие в решении общественно значимых задач; в) специальное развитие творческого арсенала личности — ее психических процессов.
Комплекс требований к личности тренера
Профессия тренера как педагога предъявляет к нему следующие группы требований:
1 К физическим качествам: хорошее, крепкое здоровье, особая выносливость нервно-психической сферы, достаточно звучный выносливый голос.
2К нервно-психической сфере: распределенность внимания, непрерывность внимания, устойчивость, наблюдательность, память, мышление, воображение.
3 К волевым качествам: целеустремленность, умение настойчиво добиваться цели, терпение, способность владеть
собой и влиять на других, готовность нести ответственность.
Кроме свойств личности результативность педагогической деятельности, а следовательно творческую готовность тренера определяет развитие специальных педагогических, спортивных и общих способностей,
К структурным компонентам способностей тренера к спортивной деятельности могут быть отнесены: догадка; дифференциальная чувствительность; вероятностное прогнозирование; способность к обобщению, выявлению педагогических закономерностей в учебно-воспитательном процессе, творческий и разнообразный характер ведения тренировки, оперативность в решении различных задач в ходе тренировки и вне ее; кратковременная память; широта и гибкость конструктивных решений в ходе учебно-воспитательного процесса; использование разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия.
Анализ характеристик специальных педагогических и спортивных способностей тренеров разного уровня мастерства показал следующее.
1 Тренеров высокого уровня мастерства характеризует наиболее высокий уровень развития всех видов изучаемых способностей, причем ведущими компонентами являются отражающие более специальные способности. У тренеров ярко выражена педагогическая направленность, ответственность к делу и любовь к детям, они стремятся овладеть психолого-педагогическими знаниями и опытом своих коллег. Отличаются должной самокритичностью и принципиальностью в отношениях с товарищами по работе. Как правило, это вдумчивые трудолюбцы и хорошие общественники.
2 Тренеров среднего уровня мастерства характеризует достаточно высокий уровень развития всех видов способностей, но ведущими компонентами являются в основном определяющие аналитико-синтетические способности мыслительной деятельности. Отличаясь должной ответственностью к работе, любовью к педагогической профессии и детям, тренеры с трудом устанавливают деловые взаимоотношения с подростками и коллегами по работе. Однако опыт мастеров они заметно игнорируют, недооценивают достижения науки. Несамокритичны, стремятся скрыть недочеты в работе.
3 Тренеров низкого уровня мастерства характеризует неоднородность развития специальных способностей. Так, уровень проективных способностей значимо ниже уровня двух других групп, уровень рефлексивных и спортивных способностей значимо ниже уровня этих способностей у тренеров-мастеров не отличается от уровня этих способностей у тренеров средней группы.
Тренеры низкого уровня мастерства с трудом переосмысливают передовой опыт коллег и достижения психолого-педагогической науки. При этом у них может быть ярко выражена любовь к делу, к детям, но особую склонность они питают лишь к спортивной деятельности. Постоянно конфликтуют с юными спортсменами, родителями и руководством школы, несамокритичны, постоянно чем-то недовольны, ворчат, ссылаются на трудности в своей работе.
Влияние личности тренера на социализацию и индивидуализацию личности спортсмена
Спорту как социальной деятельно изначально присущи две доминирующие тенденции: достижение максимального спортивного результата и формирование гармоничной личности спортсмена. При современном развитии спорта эти тенденции могут вступать в противоречие между собой.
Данное противоречие является причиной формирования
различных личностных установок у тренеров.
В основном встречаются два типа тренеров: тренеры с установкой только на достижение спортивного результата и тренеры с профессионально-педагогической установкой.
Наличие различных установок в деятельности тренере
выступает главным фактором неоднозначного воздействия спорта на
процесс социализации и индивидуализации личности юного спортсмена.
В группах тренеров с установкой только на спортивный результат процесс социализации личности юного спортсмена осложняется конфликтными взаимоотношениями как между тренером и спортсменами так и между самими спортсменами. У юных спортсменов, занимающихся под руководством тренеров с узко-спортивной установкой, отмечается неадекватная самооценка, доминирование лично — престижных и материальных мотивов над социальными, а также наблюдается снижение самоконтроля, уверенности, рост тревожности и, как следствие, нестабильность при выступлении на соревнованиях.
В группах тренеров с профессионально-педагогической установкой в системе взаимоотношений «тренер – спортсмен» преобладает формы сотрудничества, которая способствует восстановлению положительных межличностных отношений в спортивном коллективе и формированию гармоничной личности.
Ведущими мотивами у юных спортсменов являются мотивы самосовершенствования и социальные мотивы. У них наблюдается преобладание адекватной самооценки, формирование уверенности и самоконтроля и невысокий уровень тревожности.
В группах тренеров с профессионально-педагогической установкой спортсмены психологически более устойчивы и выступают достаточно стабильно.