Методические указания к выполнению самостоятельной работы
по дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
для студентов первого курса специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)
Невинномысск 2013
УДК 681.3 Рассмотрено на заседании
Т 40 ПЦК ИТ протокол №____
«___»___________ 2013г.
Утверждено
Заместитель директора по
учебно-методической работе
Л.В.Готра
Информатика и информационно — коммуникационные технологии: методические указания к выполнению самостоятельной работы специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) / сост. Вера Николаевна Тикменова, преподаватель высшей квалификационной категории – Невинномысск:, — 2013. — 23 с.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы предназначаются для студентов 1 курса дисциплины « Информатика и информационно-коммуникационные технологии » по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)
Методические указания составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
© Тикменова В.Н., 2013-04-09
© ГБОУ СПО НХК, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Пояснительная записка | |
2. Содержание заданий самостоятельной работы студента | |
3. Методические указания к выполнению видов самостоятельных работ. | |
4. список рекомендуемой литературы |
Пояснительная записка
Настоящие методические указания предназначены для выполнения единых требований к организации, методическому обеспечению и контролю самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж».
Самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Целью выполнения этого вида работ является:
• освоение содержания дисциплины в рамках тем, выносимых на самостоятельное изучение студента;
• осознание основных положений курса в ходе конспектирования материала на лекциях, при подготовке к семинарским занятиям, на практических и лабораторных занятиях;
• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и дипломных работ, во время прохождения учебной практики с целью эффективной подготовки к текущей и промежуточной аттестации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
— различные подходы к определению понятия «информация»;
— методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
— назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
— назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
— использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
— назначение и функции операционных систем;
уметь:
— оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
— распознавать информационные процессы в различных системах;
— использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
— осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
— иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
— создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
— просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
— осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
— представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
— соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— эффективной организации индивидуального информационного пространства;
— автоматизации коммуникационной деятельности;
— эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Разработанные методические указания составлены с учётом разделения заданий, согласно разделам и тем, предусмотренных учебной программой к данной дисциплине и вынесенных на самостоятельное изучение.
На каждый вид самостоятельной работы определён бюджет времени, затрачиваемый на её выполнение.
На самостоятельную работу дисциплины «Информатика и ИКТ» для студентов специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) предусмотрено 50 часов.
Результатом выполнения данного вида деятельности студентов является подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности, создание базы для профессионального роста и карьеры.
Выполненные задания могут быть представлены в заранее оговоренном и одобренном преподавателем виде. Это может быть электронная таблица, распечатанная на листах формата А4, презентация, представленная на магнитном носителе, распечатка конспекта, ручной вариант конспекта, плакатный рисунок и т.д.
Для проведения промежуточного контроля разработаны следующие оценочные критерии:
«5» — работа выполнена на высоком техническом и профессиональном уровне в полном объёме, успешно защищена студентом, продемонстрирована учебно-исследовательская деятельность, высокий профессионализм, выдержаны сроки сдачи задания;
«4» — работа выполнена на достаточно высоком техническом и профессиональном уровне в требуемом объёме, в срок защищена студентом, однако имеются недочёты в исследовательской деятельности или погрешности оформления работы;
«3» — работа выполнена на требуемом техническом уровне в достаточном объёме, защищена с нарушением срока сдачи, имеются недоработки при исследовании предметной области, погрешности оформления задания;
«2» — работа выполнена на низком техническом и техническом уровне в недостаточном объёме, представлена к защите с нарушением сроков сдачи задания, недостаточно исследована предметная область, присутствуют серьёзные нарушения требований в оформлении работы.
Содержание заданий самостоятельной работы студента.
Раздел 1. Информационная деятельность человека.
1. Изучить виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности, стоимостных характеристик информационной деятельности. Составить таблицу видов профессиональной деятельности человека (2 часа).
Рекомендации: для создания таблицы возможно использование материалов учебных конспектов, учебных пособий по дисциплине, Интернет – источников.
Раздел 2.Информация и информационные процессы.
1. Составить конспект на тему «Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации» (2 часа).
Рекомендации: для выполнения развёрнутого конспекта по теме возможны сведения, взятые из материалов учебных источников по дисциплине, Интернет – источники.
2. Изучить характеристики и свойства естественных и формальных языков. Составить конспект на тему «Переход от неформального описания языков программирования к формальному описанию» (2 часа).
Рекомендации: для выполнения развёрнутого конспекта по теме возможны сведения, взятые из материалов учебных источников по дисциплине, Интернет – источники.
3. Осуществить поиск сайта «Информатика и информационные технологии» с помощью различных поисковых систем. Результаты поиска сравнить и дать анализ (2 часа).
Рекомендации: для поисковой работы в Интернете необходимо иметь ПК с сетевым обеспечением, возможно использование материалов учебных конспектов, учебных пособий по дисциплине, Интернет – источников. Результаты анализа поместить в таблицу.
4. Составить таблицу «Виды автоматизированных систем управления, сферы их использования» (4 часа).
Рекомендации: для составления таблицы необходимо охватить все виды АСУ (АСУП, АСУТП, САПР, АСНИ и т.д.), которые имеет на вооружении современное информационное общество. Таблицу составить по видам автоматизированных систем. Возможно использование учебных пособий, Интернет – источников, документов библиотеки (журнал «Информационные технологии»).
5. Оформить реферат на тему «Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности с демонстрацией примеров» (4 часа).
Рекомендации: для разработки реферата необходимо охватить все виды АСУ (АСУП, АСУТП, САПР, АСНИ и т.д.), которые имеет на вооружении современное информационное общество в социально-политической сфере. Возможно использование учебных пособий, Интернет – источников, документов библиотеки (журнал «Информационные технологии»).
6. Составить сравнительную таблицу по результатам поиска на государственных образовательных порталах информации, касающейся учебных материалов по теме «Числовое программное управление» (4 часа).
Рекомендации: для составления таблицы необходимо исследовать учебные материалы по предложенной теме, в таблице привести адреса ссылок, краткое описание темы, свои критические замечания. Возможно использование учебных пособий, Интернет – источников, документов библиотеки (журнал «Информационные технологии»).
Раздел 3.Средства информационных и коммуникационных технологий.
1. Привести примеры внешних устройств, подключаемых к ПК в учебных целях. Осуществить поиск в Интернете текста лицензионного соглашения для программ Corel Drow и Adobe Photoshop, сравнить тексты лицензий. Сделать анализ использования данных программных продуктов с точки зрения закона о защите авторских прав (4 часа).
Рекомендации: для выполнения поисковой работы в Интернете необходимо иметь ПК с сетевым обеспечением, возможно использование материалов учебных конспектов, учебных пособий по дисциплине, Интернет – источников. Результаты анализа поместить в таблицу.
2. Привести примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. Оформить в виде структурных схем (2 часа).
Рекомендации: для выполнения работы необходимо исследовать существующие комплектации рабочих мест, использующих ВТ. Рекомендовано использование материалов лекций, учебных пособий, Интернет – источников.
3. Изучить эксплуатационные требования и профилактические мероприятия к компьютерному рабочему месту в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. Составить конспект по теме (4 часа).
Рекомендации: для разработки конспекта необходимо изучить эксплуатационные требования и профилактические мероприятия к компьютерному рабочему месту. Рекомендуется использование материалов лекций, учебных пособий, Интернет – источников.
Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов.
1. Создать электронный документ «Приглашение на родительское собрание», используя технологию слияния документов (4 часа).
Рекомендации: для разработки электронного документа необходимо использовать теоретические знания по структуре реквизитов предложенного документа, знать информационную технологию слияния документов в Word . Возможно использование справки компьютера, учебных пособий, Интернет – источников, материалов лекционных занятий.
2. Создать электронный документ «Сводная таблица оплат за проводной телефон (домашний – ЮТК и РТК) за квартал». Создать диаграмму выплат. (6 часов).
Рекомендации: для разработки электронного документа необходимо использовать теоретические знания по структуре реквизитов предложенного документа, знать информационную технологию организации сводных таблиц в Excel, ознакомившись с графическими возможностями Мастера диаграмм, приступить к построению диаграммы. Возможно использование справки компьютера, учебных пособий, Интернет – источников, материалов лекционных занятий.
3. Создать презентации по следующим направлениям: «Моя биография», «Моя семья», «Мой город», «Моя группа», «Моя фирма» (6 часов).
Рекомендации: для выполнения данного задания необходимо знать методику поэтапной разработки презентаций, рекомендовано использование учебных пособий, Интернет – источников, лекций теоретических занятий, справки текстового редактора Word.
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии.
1. Создать таблицу сравнительного анализа различных средств создания сайтов (2 часа).
Рекомендации: для выполнения данного задания необходимо изучить современные методики создания и сопровождения сайтов, рекомендовано использование учебных пособий, Интернет – источников, лекций теоретических занятий.
2. Составить конспект по теме «Тестирующие системы, использующиеся в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения» (2 часа).
Рекомендации: для выполнения развёрнутого конспекта по теме возможны сведения, взятые из материалов учебных источников по дисциплине, Интернет – источники.
Методические указания к выполнению видов самостоятельных работ.